- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О видении внешней политики Турции при министре иностранных дел Хакане Фидане. Часть 4

Продолжаем анализировать статью министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в журнале, издаваемом Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) –Insight Turkey, которая была опубликована в конце сентября месяца этого года. Статья озаглавлена «Внешняя политика Турции на рубеже «Века Турции»: вызовы, видение, цели и трансформация».

Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=103757#more-103757 [1] .

Напоминаем, что мы остановились на внешнеполитических приоритетах Турции в современных условиях и, в частности, на вопросе Северного Кипра.  Как мы сказали, к настоящему времени, Турция уже отказалась от настойчивых попыток создания единого государства, образованного двумя частями острова Кипр – греческой и турецкой. И Турция перешла к плану «Б», в рамках которого необходимо параллельно двигаться в двух направлениях: 1) признания Северного Кипра в мире, в первую очередь, среди стратегических союзников и партнёров Турции, 2) создание на Кипре собственной современной экономики.

Как можно заметить, и с тем и с другим у Турции существуют достаточно серьезные вопросы. И даже союзники Турции по Организации тюркских государств, включая тот же Азербайджан, не стремятся к тому, чтобы признавать ТРСК в качестве суверенного государства.

На этом фоне очень показательным смотрится открытие Консульства Российской Федерации на территории Северного Кипра. Это – (ещё) не признание со стороны РФ Северного Кипра, да и прямого авиасообщения, вопреки ранее сделанным анонсам, так и не было сделано. Однако, нельзя не заметить той готовности сделать следующий шаг, который был уже, в рамках доброй воли, продемонстрирован российской стороной. Можно и дальше разыгрывать эту карту в отношениях с той же Турцией. И она вполне может пойти комплектом для других договоренностей между Россией и Турцией, в качестве «последнего, но весомого аргумента».

Тем более, что часть населения острова Кипр переместилась с южной части (греческой) на северную (турецкую) с началом СВО России на Украине, и в свете той политики по отношению к России и к россиянам, которую начали проводить руководители Республики Кипр. Как сообщается речь идет о нескольких десятках тысяч россиян, которые приняли решение переместиться на северную часть острова Кипр.

Следующий раздел статьи министра иностранных дел Турции Хакана Фидана озаглавлен как «дальнейшая институционализация международных отношений».

Как указывается турецким министром, ещё одна цель Турции – дальнейшая институционализация международных отношений страны на структурной основе. Эта цель также двоякая: укрепление существующих стратегических отношений и установление новых.

Посмотрим на то, как это видится турецкой стороне.

Как пишет турецкий автор, Турция имеет давнее стратегическое партнерство с США как союзником по НАТО.

Цитируем турецкого министра иностранных дел: «Несмотря на некоторые различия во взглядах, наши интересы и подходы пересекаются в ряде региональных и глобальных проблем. В предстоящий период мы будем стремиться укреплять наше сотрудничество с США по широкому спектру областей и на основе общих интересов, поскольку это имеет решающее значение для поддержания мира и безопасности в наших окрестностях и за их пределами. Тем не менее, непременным условием такого сотрудничества является дух союзнической солидарности. Для этого необходимо укреплять, а не подрывать национальную безопасность друг друга.

Турция считает, что трансатлантическая связь имеет решающее значение для безопасности и процветания Европы. Будучи ведущим членом НАТО, Турция вносит фундаментальный вклад в соблюдение принципа «неделимости безопасности». Мы будем сохранять 360-градусный взгляд на проблемы, стоящие перед Североатлантическим союзом. Терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из двух фундаментальных угроз НАТО. В этом ключе мы будем продолжать усилия по тому, чтобы борьба с терроризмом занимала приоритетное место в повестке дня Североатлантического союза в соответствии со Стратегической концепцией НАТО, принятой на Мадридском саммите, которая предусматривает, что «противодействие терроризму имеет важное значение для нашей коллективной обороны»».

Итак, здесь заметим, что на первый план Турция выводит свою готовность к тому, чтобы строить стратегические отношения с США, при этом подчеркивая свою повестку в сфере безопасности. Как свойственно высококонтекстной культуре Турции (в противовес низкоконтекстной культуре Запада и США, в первую очередь), для того, чтобы понять турецкие намерения, надо читать между строк послание страны, поскольку «рубленые фраз» для турок являются неприемлемыми. Так что, в данном случае, речь идет о том, что Турция, по сути, повторяет свою позицию о том, что она готова вносить свою лепту в НАТО и дальше, но при условии принятия во внимание её повестки дня в сфере безопасности.

Что касается Европейского союза, то, как пишет министр иностранных дел Турции:

«Членство в Европейском союзе остается стратегическим приоритетом. Все более сложный характер региональных и глобальных проблем требует сейчас, как никогда, продвижения процесса вступления Турции в ЕС.

Если переговоры о вступлении носят чисто технический характер, как это и должно быть, то им необходимо продвигаться вперед по существу, а не поддаваться политическим мотивам некоторых членов.

Расширение вновь набрало силу из-за геополитики, и тогда оставить Турцию позади будет не чем иным, как стратегической ошибкой. Наши долгие годы переговоров с нашими коллегами из ЕС подняли вопрос о том, не продвигаются ли переговоры о вступлении Турции на основе методологии, основанной на заслугах, и является ли политика идентичности или размер населения Турции, что формирует двойственное отношение Союза к Турции. ЕС необходимо поддерживать принцип pacta sunt servanda и поддерживать процесс вступления, основанный на заслугах, ради общего будущего, вместо того, чтобы рассматривать Турцию как конкурента в различных областях и делового партнера в условиях проблем, с которыми она не может справиться самостоятельно. Мы ожидаем, что Европейский Союз, наконец, примет дальновидный подход и быстро начнет выполнять свои долго игнорируемые обязательства перед нашей страной. С другой стороны, мы уже начали придавать новый импульс нашим реформам».

Продолжение турецкой стороной своей классической риторики в отношении членства в ЕС, при полном понимании нынешних политических реалий, означает следующее: 1) Турция – не страна, которая первая встает из-за переговорного стола, это есть принципиальная позиция турецкой стороны, 2) турецкое руководство, делая подобные шаги, удовлетворяет надежды и чаяния определенных слоев турецкого общества – читай избирателей, что важно в условиях постоянной внутриполитической борьбы в стране, 3) турецкое руководство исповедуя такой упорный курс рассчитывает на то, что «вчера – это вчера, а сегодня – это сегодня»; политика может преподносить сюрпризы и за примерами далеко ходить не надо. Главное: то, что ещё вчера казалось и было невероятным, сегодня вполне может стать реальностью, как и членство Турции в ЕС. Надо просто (на всякий случай) быть готовыми к такому уникальному развороту.

Цитируем далее, применительно к Организации тюркских государств:

«Организация тюркских государств (ОТГ), дальновидный и многообещающий проект, охватывающий культурное наследие тюркской цивилизации, служит ярким примером наших усилий по более сильной институционализации международных отношений.

Организация играет ключевую роль в укреплении единства и солидарности тюркского мира путем укрепления взаимного доверия, усиления политической солидарности, расширения возможностей экономического и технического сотрудничества в тюркском мире, а также продвижения нашего общего исторического и культурного наследия.

Желание нескольких стран и региональных организаций сотрудничать с ОТГ служит свидетельством его успеха, а также потенциала.

У ОТГ имеется огромный неиспользованный потенциал: «Тюркский мир-2040», принятый на 8-м саммите в Стамбуле в 2021 году, призывает к дальнейшему институционализированному сотрудничеству. В соответствии с этим призывом Турция продолжит продвигать эту Организацию в стремлении к более глубоким уровням интеграции. В этом отношении Особая экономическая зона «ТУРАН» станет важной вехой в нашем сотрудничестве и интеграционных усилиях».

Отметим, что ОТГ является ключевой внешнеполитической инициативой и главным интеграционным проектом страны. А цель стоит превратить ОТГ из гуманитарного и экономического альянса, во внешнеполитический и даже военно-политический союз. Это – главная миссия внешнеполитического ведомства Турции на обозримую перспективу. Договоренности о создании тюркского «МЧС» являются несомненным шагом на пути к достижению этой цели. На этом фоне инициативы в исламском мире являются намного более уступающими, по своей приоритетности, для турецкой стороны:

«Улучшение сотрудничества с исламскими странами является одним из наших приоритетов. Организация исламского сотрудничества (ОИС) обладает огромным потенциалом на всех уровнях для содействия региональному развитию. Несмотря на то, что Организация D-8 фокусируется на экономическом развитии региона, она ограничена восемью странами. Было бы лучше расширить ОИC, институционализировав ОИC в качестве институциональной платформы для экономической интеграции и развития. Это будет стимулировать экономику региона, что в конечном итоге улучшит хорошее управление и региональную безопасность.»

Впрочем, это не мешает предлагать Турции, как можно заметить из заявлений выше, пути по тому, чтобы укреплять ОИС и свою роль в этой организации, как реформатора и проводника перспективных изменений. Впрочем, как мы не раз уже говорили и писали, турецкая роль, по определению, является в ОИС достаточно ограниченной лидированиями в этой структуре государств Персидского залива. Таким образом, четко понимая свои ограничения, Турция большую часть своей энергии направляет именно в сторону ОТГ.