- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Основные направления военного строительства вооруженных сил Ирана

Главной целью военного строительства руководство ИРИ считает формирование оптимальных по численности, составу и структуре, профессиональных, хорошо технически оснащенных вооруженных сил, способных надежно защитить национальные интересы, обеспечить мир, стабильность и безопасность Исламской Республики Иран.

В рамках общей программы реформирования национальных вооруженных сил в течение 2009 года основное внимание руководства страны и командования вооруженных сил было сосредоточено на решении следующих задач:

— совершенствование системы военного управления;

— повышение боевой готовности войск;

— оснащение вооруженных сил современными образцами вооружения и техники;

— повышение уровня подготовки военных кадров и качества комплектования ими вооруженных сил;

— совершенствование системы финансового обеспечения вооруженных сил;

— решение социальных вопросов строительства вооруженных сил;

— развитие военно-промышленного комплекса;

— совершенствование оперативного оборудования территории страны.

1. Совершенствование военного управления:

За данный период основные мероприятия иранского руководства в рамках данной задач были направлены на улучшение координации и взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в решении вопросов обороны и безопасности страны при главенствующей роли:

— Министерство обороны и поддержки ВС ИРИ — в части обеспечения вооруженных сил всем необходимым военно-техническим имуществом;

— Генеральный штаб ВС ИРИ — в сфере выработки и реализации военной стратегии страны, оперативной и мобилизационной подготовки вооруженных сил, организации их взаимодействия при возникновении конфликтных ситуаций и осуществлении военных действий в интересах обороны страны и безопасности государства;

— Министерство внутренних дел — в части обеспечения правопорядка, пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, охраны государственной границы;

— Министерство информации (совместно с КСИР) — в части борьбы с терроризмом, политическим экстремизмом, предотвращения ущерба конституционному строю Исламской Республики Иран, противодействия спецслужбам иностранных государств.

Следующей сферой деятельности стало формирование единой системы военно-административного деления территории Исламской Республики Иран по операционным направлениям с перспективой дальнейшего перехода к территориальному принципу управления межвидовыми (Армия, КСИР, СОП) группировками войск (сил).

2. Повышение боевой готовности войск.

Выполнение данной задачи осуществлялось путем решения следующих вопросов:

— формирование на основе ракетных соединений и частей ударного компонента, обладающего высокой живучестью в различных сценариях возможных боевых действий и способного эффективно решать задачи сдерживания потенциального противника;

— создание сбалансированных по составу группировок сил и средств противовоздушной обороны, обеспечивающих своевременное оповещение органов государственного и военного управления об угрозе воздушного нападения, прикрытие важнейших объектов страны, обнаружение и отражение ракетно-бомбовых ударов противника;

— создание на каждом из основных операционных направлений группировок войск (сил), способных выполнять задачи локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов;

— оснащение воинских формирований современными образцами вооружения и военной техникой;

— создание единой системы защиты и охраны государственной границы Исламской Республики Иран.

3. Оснащение современным вооружением и военной техникой.

Основное внимание иранского руководства было сосредоточено на восстановлении и поддержании в боевой готовности имеющихся систем вооружения, средств управления и разведки, их приоритетная модернизация. Кроме того, стимулировались перспективные НИОКР в сфере создания современных комплексов вооружения. В интересах повышения качества комплектования и подготовки кадров проводилось совершенствование системы обучения военных специалистов в государственных военных и гражданских учебных заведениях; приводилась в соответствие система военного образования (ее состава, структуры и количества военно-учебных заведений) государственному кадровому заказу и реальным возможностям ее материально-технической базы, научно-педагогического и методологического потенциала.

5. Совершенствование системы финансового обеспечения и оптимизация военных расходов.

В рамках этой задачи решались следующие вопросы:

— согласование перспективных планов и текущих программ военного строительства, объемов и номенклатуры государственного оборонного заказа с прогнозными показателями социально-экономического развития страны и вытекающими из них бюджетными ограничениями;

— своевременное финансирование вооруженных сил и увеличение доли расходов на боевую подготовку, закупку вооружений и военной техники, военные НИОКР в общем объеме бюджетного финансирования по «оборонным» разделам.

В целом, изменение подходов к направлениям военного строительства и наращивание потенциала национальных ВС, позволяет Ирану рассчитывать на достижение в ближайшей перспективе вооруженными силами такого уровня готовности, который бы позволил успешно вести боевые действия в случае возникновения конфликта не только с участием стран региона, но и оказать серьезное и длительное сопротивление противнику, располагающему высокотехнологичным оружием.