- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Oсновные политические и политико-религиозные движения и группы в Исламской Республике Иран

В Иране на настоящий момент официально зарегистрировано 111 партий, общественных организаций, политико-религиозных движений и профессиональных союзов. Большинство из них не имеет четкой организационной структуры, фиксированного членства и не пользуется широкой поддержкой населения. Вместе с тем, существует ряд движений, которые оказывают реальное влияние на развитие внутриполитической обстановки в стране и объединяют сторонников основных течений в высшем государственном руководстве. Все общественно-политические организации в Иране можно условно разделить на четыре основные группы, в зависимости от позиции их лидеров в отношении путей и стратегических направлений дальнейшего развития государства.

Консервативные движения

Сторонники консервативных движений обладают значительным влиянием в большинстве органов государственной власти ИРИ и пользуются традиционным авторитетом у высшей религиозно-политической элиты страны. Вместе с тем, с точки зрения уровня популярности среди широких слоев населения они заметно уступают приверженцам реформаторского крыла правящего духовенства.

Лагерь консервативных сил на внутриполитической сцене Ирана объединяет ряд движений, руководство которых отдает приоритет сохранению исламских ценностей, руководящей и доминирующей роли духовенства в управлении страной, недопущению распространения западной идеологии в культурной сфере жизни общества. Экономическая программа подобных организаций базируется на необходимости осуществления жесткого государственного регулирования и предоставления права деятельности частному сектору в рамках, ограниченных существующим законодательством. При этом они выступают за дальнейшее усиление роли созданных в восьмидесятые годы макроэкономических структур (фондов), которые фактически не контролируются правительством и пользуются многочисленными привилегиями. По мнению консерваторов, внешнеполитический курс ИРИ на современном этапе должен быть направлен на развитие отношений, прежде всего, с исламскими государствами и странами, выступающими с независимых позиций, а также полностью исключать возможность установления каких-либо контактов с США и компромисса с Израилем.

Наиболее активными и влиятельными группировками консервативного толка являются:

а) «Сподвижники партии Аллаха» («Ансар-е Хезболла») — радикальная консервативная группировка, лидер — Хусейн Аллахакрам. Выступает против любых преобразований, идущих вразрез с заветами основателя ИРИ имама Р. Хомейни. Подвергает резкой критике правительство М. Хатами и периодически осуществляет нападения на его сторонников во время массовых мероприятий;

б) «Общество исламской коалиции» («Джамийат-е моаталяфе-йе эслами») — общественно-политическая организация, объединяющая традиционно консервативно настроенных представителей крупной торговой буржуазии. Дата регистрации — 12 декабря 1990 года. Генеральный секретарь — член Высшего совета по определению целесообразности принимаемых решений, вице-президент Торговой палаты Х. Асгароулади. Членами «Общества исламской коалиции» (ОИК) являются президент Торговой палаты ИРИ А. Хамуши, бывший глава Фонда обездоленных М. Рафикдуст, депутаты парламента пятого созыва М. Набавви и Х.Р. Тараки, бывший министр торговли Й. Аль-Эсхак, бывший министр культуры и исламской ориентации М. Мир-Салим, ректор университета Азад А. Джасби.

Печатные органы — газета «Ресалят» и еженедельник «Шома».

Руководство ОИК неоднократно подвергало критике действия сторонников М. Хатами и поддерживающих их средств массовой информации. Подобная позиция обусловлена в первую очередь стремлением членов Общества не допустить реформирования экономической структуры государства и снижения своего влияния в данной области в результате возможных преобразований. Обладая заметным влиянием в ведущих торгово-экономических государственных структурах, а также в сфере крупного частного бизнеса, члены ОИК способны оказывать реальное содействие представителям консервативного крыла правящего духовенства на внутриполитической сцене ИРИ;

в) «Общество борющегося духовенства» («Джамэе-йе руханият-е мобарез») — наиболее влиятельная общественно-политическая организация, объединяющая консервативно настроенных религиозных деятелей, многие из которых занимают ключевые посты в государственных органах ИРИ. Основано в 1979 году сразу после победы исламской революции в Иране. Генеральный секретарь «Общества борющегося духовенства» (ОБД) — аятолла Мохаммад Реза Махдави Кани. В состав ОБД входят Х. Рафсанджани — председатель Высшего совета по определению целесообразности принимаемых решений, Н. Нури — спикер парламента пятого созыва, Х. Рухани — секретарь Высшего совета национальной безопасности и вице-спикер парламента, Х. Рамезани — вице-спикер и ряд депутатов парламента пятого созыва, несколько членов Наблюдательного совета, представитель Руководителя страны в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) М. Мовахеди Кермани, имамы мечетей Тегерана и других крупных городов.

ОБД неоднократно подвергало резкой критике действия президента страны М. Хатами, ставя ему в упрек недостаточное внимание к сохранению исламских ценностей и завоеваний революции, а также стремление к либерализации внутри- и внешнеполитического курса страны. Вместе с тем, среди лидеров и рядовых членов Общества нет абсолютного единства мнений по поводу политики нынешнего правительства.

Печатный орган — газета «Джомхури-йе Эслами»;

г) «Исламское общество инженеров» («Джамэе-йе эслами-йе мохандесан») — наиболее прагматичное из активно действующих на внутриполитической сцене Ирана движений консервативного толка, допускает осуществление частичных преобразований в экономической сфере в пользу частного сектора и стимулирования иностранных инвестиций. Дата регистрации — 29 мая 1991 года. Генеральный секретарь — Хасан Гафурифард. Членами Общества являются депутаты парламента пятого созыва М.Р. Бахонар, М. Набавви, а также ряд руководителей промышленных предприятий среднего звена.

Печатный орган — еженедельник «Джам».

Центристские движения

В центре политического спектра Ирана находятся две достаточно активные и влиятельные общественно-политические организации — Партия служителей созидания (ПСС) и Партия умеренности и развития (ПУиР). Большинство из основателей ПУиР ранее являлись членами ПСС, разделение произошло в основном из-за противоречий в идеологической сфере.

а) «Партия служителей созидания» («Хезб-е каргозаран-е сазандеги-йе Иран») — создана в 1996 году накануне выборов в парламент пятого созыва по инициативе Х. Рафсанджани, ее генеральным секретарем стал бывший в то время мэром Тегерана К.Х. Карбасчи. В партию вошли ближайшие сподвижники Х. Рафсанджани, с которыми он сотрудничал, будучи президентом Ирана в период с 1989 по 1997 год. Так, членами ПСС являются вице-президент Х. Таба, вице-президент и руководитель Планово-бюджетной организации М.А. Наджафи, председатель Центрального банка М. Нурбахш, министр культуры и исламской ориентации А. Мохаджерани, министр нефти Б. Зангане, министр металлургии и рудников И. Джахангири, министр энергетики Х. Битараф, ряд депутатов парламента пятого созыва. После ареста и осуждения К.Х. Карбасчи по обвинению в коррупции и злоупотреблении служебным положением исполняющим обязанности генерального секретаря ПСС был назначен депутат меджлиса Х. Мораэши, являющийся братом жены Х. Рафсанджани. Кроме него в состав ПСС входят дочь Х. Рафсанджани Ф. Хашеми (депутат парламента) и его брат М. Хашеми (руководитель Организации Тегеранского метрополитена).

Экономическая программа ПСС базируется на необходимости укрепления частного сектора и проведения широкой приватизации. Руководство партии выступает за установление всесторонних отношений с ведущими западными государствами, в первую очередь в области экономики. Таким образом, если с точки зрения подходов к развитию народнохозяйственной структуры страны ПСС ближе к правым движениям, то в идеологической сфере ее лидеры имеют больше точек соприкосновения с руководством левых группировок, поддерживающих курс правительства М. Хатами. В целом ПСС можно охарактеризовать как объединение технократов-реформаторов.

Печатный орган — газета «Хамшахри».

б) «Партия умеренности и развития» («Хезб-е эетедаль ва тоусэе») — объединяет умеренных сторонников как консервативного, так и реформаторского крыла правящего иранского духовенства. Дата регистрации — 26 ноября 1999 года. Пресс-секретарь партии — депутат парламента пятого созыва М. Ноубахт. В состав ПУиР вошли глава Организации промышленного развития и реконструкции А. Торкан, исполнительный директор Национальной нефтехимической компании М. Нематзаде, советник министра сельского хозяйства М. Мохаммадхан, председатель комитета по внешней политике Высшего совета национальной безопасности Х. Мусави, заместитель руководителя Центра стратегических исследований по внешней политике и международным отношениям М. Ваези, глава Национальной страховой компании ИРИ А. Муса-Альреза, ряд депутатов парламента пятого созыва.

Конкретная политическая программа ПУиР окончательно не сформулирована. В экономической сфере руководство партии полностью поддерживает политику бывшего президента ИРИ Х. Рафсанджани и с этой точки зрения проявляет наибольшую близость к ПСС.

Традиционные реформаторские движения

Формирование движений, объединяющих сторонников реформаторского крыла высшего религиозно-политического руководства ИРИ, началось в 1988 году накануне выборов в парламент третьего созыва. Выступая в качестве основной силы, способной оказать серьезную конкуренцию консерваторам, реформаторские организации добились наибольшего успеха в 1997 году, когда на президентских выборах победу одержал М. Хатами. В 1999 — начале 2000 года им удалось предпринять успешные меры по укреплению своих позиций в органах исполнительной власти и сохранить широкую популярность среди населения. Вместе с тем, реформаторы заметно уступают своим политическим оппонентам с точки зрения влияния в ключевых государственных структурах и силовых ведомствах страны.

Сторонники традиционных реформаторских группировок допускают возможность постепенной либерализации общественной жизни Ирана и выступают за более широкое участие населения в управлении государством. Они поддерживают выдвинутую М. Хатами концепцию «диалога между цивилизациями» на международной арене. В экономической области традиционные реформаторы отдают предпочтение развитию государственного сектора, стремясь максимально расширить возможности правительства по контролю за многочисленными фондами и монополиями, которые пользуются значительными льготами и играют важную роль в народнохозяйственной структуре ИРИ.

Мохаммад Хатами — пятый президент Ирана, которого западные журналисты прозвали «Аятолла Горбачев». Хатами пришел к власти 23 мая 1997 года. Интересно отметить, что в отличие от другого известного турецкого реформатора Кемаля Ататюрка, в свое время заменившего религиозные законы на светские, президент Хатами пытается найти иное, более прогрессивное толкование ислама. Он стремится открыть его истинную суть и развить диалог цивилизаций и религий. По его мнению, лучший путь защиты ислама и исламских ценностей заключается в том, чтобы доказать, что ислам вполне способен обеспечить уважение к правам людей, независимого от того, идет ли речь о праве одного человека или о правах общества.

Таким образом, взгляды нового президента заметно отличаются от идеологических установок исламских фундаменталистов. Обосновывая необходимость реформ, Хатами осуждает поборников «идеи превосходства и исключительности исламской цивилизации» и предлагает мусульманам положительно относиться к восприятию идей и материальных достижений западной цивилизации.

Иранского лидера часто называют просвещенным лидером, иранским Горбачевым. Мохаммад Хатами читает Канта и Декарта, свободно говорит по-английски и играет в пинг-понг. Вообще, с приходом к власти Хатами у Запада возродились надежды на возвращение Ирана в привычное русло мировой капиталистической системы. А американская пресса видит в нем образ «просвещенного» лидера, человека, с которым можно «иметь дело».

Наиболее влиятельными движениями подобного толка являются:

а) «Организация моджахедов исламской революции» («Сазман-е моджахеддин-е энгелаб-е эслами») — создана в конце семидесятых годов в результате объединения семи группировок, члены которых принимали активное участие в антишахской борьбе. В качестве политического движения зарегистрирована 2 октября 1991 года. Генеральный секретарь — Мохаммад Саламати. Членами являются несколько депутатов парламента пятого созыва и ряд активных политических деятелей, придерживающихся левых убеждений.

Выступает в поддержку курса правительства М. Хатами, пользуется авторитетом среди сторонников реформаторского политического курса.

Печатный орган — газета «Аср-е Ма»;

б) «Ассоциация борющихся мулл» («Маджма-йе руханийун-е мобарез») является наиболее многочисленным и влиятельным движением, объединяющим сторонников реформаторского крыла правящего духовенства. Создано в 1988 году, дата официальной регистрации — 3 июля 1989 года. Генеральный секретарь — ходжат-оль-эслам Мехди Карруби. В состав «Ассоциации борющихся мулл» (АБМ) входят президент ИРИ М. Хатами, вице-президенты Г. Агазаде и М. Хашеми Таба, глава канцелярии президента М. Абтахи, советник президента А. Мохташеми, министр внутренних дел А. Мусави Лари, ряд депутатов, представитель Руководителя страны в Силах охраны правопорядка (СОП) М. Рахмани, а также ряд руководителей исполнительных органов власти различного уровня. Кроме того, членами АБД являются некоторые главные редакторы печатных СМИ левой направленности, в том числе ходжат-оль-эслам М. Хоениха и ходжат-оль-эслам А. Нури, возглавлявшие закрытые во второй половине 1999 года газеты “Салам” и “Хордад”.

Руководство АБМ последовательно выступает в поддержку политики, проводимой действующим правительством и президентом, против ограничения конституционных свобод, в том числе свободы прессы, за развитие взаимовыгодных отношений с ведущими западными государствами и практическое осуществление выдвинутой М. Хатами концепции “диалога между цивилизациями” на международной арене.

Печатный орган — газета «Байан».

Радикальные реформаторские организации

Большинство радикальных организаций реформаторского толка сформировались в период после победы М. Хатами на президентских выборах в 1997 году. Все они выступают за ускорение процесса реформ во внутриполитической области, обеспечение личных и общественных прав граждан, ограничение полномочий чисто исламских органов власти, действующих под непосредственным руководством Руководителя страны, при одновременном расширении возможностей правительства и парламента. Данные движения пользуются популярностью среди широких слоев населения, особенно молодежи и жителей крупных городов. Вместе с тем, они не имеют конкретной программы реформирования существующего законодательства и на настоящий момент ограничиваются выдвижением популистских лозунгов. Экономическая платформа данных движений также не ясна, скорее всего, их сторонники в парламенте шестого созыва при обсуждении вопросов развития народнохозяйственной структуры страны будут выступать с позиций традиционных реформаторских организаций.

Наиболее активными группировками подобного толка являются:

а) «Партия взаимодействия исламского Ирана» («Хезб-е мошарекят-е Иран-е эслами») — создана в ноябре 1998 года под руководством брата президента ИРИ Р. Хатами. В ее состав вошли убежденные сторонники М. Хатами, многие из которых занимают руководящие посты в исполнительных органах государственной власти. Так, членами партии стали вице-президент М. Багарийан, вице-президент М. Эбтекар, советник президента З. Шоджаи, бывший заместитель министра внутренних дел М. Таджзаде.

Партия последовательно выступает с пропрезидентских позиций и пользуется широкой поддержкой населения. Одной из основных причин стремительного роста ее популярности стала близость руководства Партии взаимодействия к М. Хатами. Сторонники данной общественно-политической структуры одержали убедительную победу в ходе выборов в парламент шестого созыва.

Печатный орган — газета «Мошарекат»;

б) «Партия солидарности исламского Ирана» («Хезб-е хамбастеги-йе Иран-е эслами») — объединяет убежденных сторонников реформаторского курса правительства М. Хатами. Генеральный секретарь — депутат парламента пятого созыва М.Р. Рахчамани. Дата регистрации — 11 июля 1998 года;

в) «Бюро по укреплению единства» («Дафтар-е тахким-е вахдат») — является наиболее многочисленным и влиятельным студенческим движением в Иране. Генеральный секретарь — Х. Табарзади. БУЕ имеет отделения практически во всех высших учебных заведениях ИРИ и пользуется поддержкой значительной части студенчества.

Сторонники БУЕ придерживаются крайне левых взглядов и выступают в поддержку курса правительства и президента М. Хатами. По инициативе данной организации периодически проводятся массовые демонстрации в защиту гражданских свобод, которые нередко сопровождаются возникновением беспорядков и столкновений с членами радикальных правых объединений.

Кроме того, накануне выборов в парламент шестого созыва на политической сцене Ирана появилась неофициальное объединение так называемых национально-религиозных движений. Их сторонники в своих выступлениях открыто призывают к либерализации существующего законодательства и проведению внешней и внутренней политики с учетом прежде всего национальных интересов, а не традиционных исламских ценностей. Большинство кандидатов в депутаты, являющихся членами данных группировок, под давлением консерваторов не было допущено к участию в выборах. В марте 2001 года указом Руководителя ИРИ А. Хаменеи деятельность Движения за освобождение Ирана и других национально-религиозных группировок была официально запрещена, после чего последовали массовые аресты их активистов по обвинению в подготовке вооруженного государственного переворота. Несмотря на это, организации этого толка продолжают сохранять популярность, особенно среди интеллигенции и студенческой молодежи.

Анализ тенденций развития внутриполитической обстановки в Иране за последние десять лет свидетельствует о том, что в процессе выработки стратегических направлений курса страны определяющую роль играют взаимоотношения между влиятельными группировками в высшей государственной элите. Усиление позиций представителей нового поколения религиозно-политических деятелей, наметившееся во второй половине девяностых годов, создало предпосылки обострения противоречий на внутриполитической сцене. Лидеры политических течений в изменившихся условиях предприняли шаги по формированию из числа своих сторонников партий и общественных организаций, количество которых после победы М. Хатами на президентских выборах 1997 года выросло в несколько раз. Вместе с тем, лозунг действующего главы исполнительной власти о создании «гражданского общества» и многопартийной системы не нашел реального воплощения в жизнь.