- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Выборы в Судане: итоги до проведения

Специальный представитель США по Судану С.Грейшен официально обозначил позицию своей страны по поводу переноса сроков проведения всеобщих выборов в Судане. Американец 4 апреля с.г. официально заявил о том, что «США безусловно поддерживают стремление суданского руководства провести выборы в первоначально определенные сроки. Руководство Национальной избирательной комиссии (НИК) дало мне все заверения о том, что предстоящее волеизъявление начнется в срок и будет честным, насколько это возможно. Руководство НИК также заверило меня в том, что они гарантируют безопасность избирателей и весь процесс будет максимально прозрачным. Это будет трудными изменениями в жизни Судана, но я надеюсь, что суданский народ сможет достойно встретить эти изменения».

Это замечание фактически ставит «крест» на всех попытках оппозиции и их зарубежных покровителей сорвать выборы в Судане. С.Грейшен все последние дни потратил на убеждения лидеров оппозиции отказаться от идеи бойкотировать выборы, и похоже ему это удалось. В любом случае после того, как две основные политические партии Судана (правящая партия Национального Конгресса (ПНК) и Суданское народно-освободительное движение (СНОД) договорились о совместной стратегии на предстоящих выборах и референдуме, говорить о реальности переноса сроков этих событий можно было только теоретически. Причем, судя по всему, стороны сумели договориться в последние две недели. Основным условием этой сделки является по большому счету обмен: СНОД поддерживает (в основном негласно в южных штатах и путем снятия своего кандидата с предвыборной гонки) избрание О.аль-Башира, а Хартум не препятствует проведению референдума о независимости Юга в 2011 году и принимает его любые итоги. Сама по себе ситуация, когда Хартум и Джуба могут спокойно договариваться по важным и принципиальным для себя вопросам, внушает оптимизм. Это означает, что стороны готовы к обсуждению условий мирного развода и переходного периода, без которого этого самого развода не получится по чисто объективным причинам. Это проблемы статуса новой границы, разделов национального долга, а также определение дальнейшего функционирования системы добычи, экспорта углеводородов и распределения получаемых от этого доходов. Представляется, что в процессе «выборной» сделки двух основных «подписантов» (одним из условий которой был и перенос сроков выборов в Южном Кордофане) достигнуты предварительные договоренности и о дальнейших консультациях по этим вопросам.

Следует отметить, что северосуданская оппозиция до последнего верила в то, что США и Запад поддержит их требования о переносе выборов. Это, прежде всего, относится к партии «Умма» и Я.Арману. Собственно само создание такой коалиции стало возможным в определяющей мере именно в результате заверений «южносуданских друзей» из числа американских правозащитников в том, что Запад не признает результатов выборов, которые проходят под жестким административным контролем и прессингом ПНК. Заявление С.Грейшена стало для оппозиционеров шоком.

«Позиция США по вопросу выборов преследует две цели. Американские интересы здесь сильно переплетены с израильскими и направлены на раздел Судана и его ослабление. Это политика похожа на политику США ко всем арабским странам. Такие организации, как «Херитедж Фаундейшн» поддерживают разделение Судана и поддержание напряженности в Дарфуре. Этот сценарий выборов, в котором США поддерживают перевыборы О.аль-Башира, направлен именно на это», — заявил лидер «Уммы» и бывший премьер-министр Судана С.аль-Махди. Он же выразил удивление по тому поводу, что «США настаивают на проведении честных выборов в Иране, но почему-то не делают это в отношении Судана. Есть люди, имеющие самые добрые намерения, но очень наивные, такие как С.Грейшен. Он уже прибыл в страну и провел обмен мнениями с разными политическими силами, но он ошибается в диагнозе проблемы и не может иметь отношение к делу, которое связано с проблемами между двумя основными партнерами (СНОД и ПНК-авт.)». К этой характеристике надо добавить, что С.Грейшен, похоже, сумел договориться с С.аль-Махди и уговорить его принять участие в выборах. Или, в крайнем случае, не мешать. Косвенным признаком послужило заявление патриарха суданской политики о том, что «правительство удовлетворило около 80% выдвигаемых его партией требований, что дает основание надеяться на то, что партия все-таки примет участие в выборах».

Совершенно определенно к участию в выборах склоняется теперь Юнионистско-демократическая партия (ЮДП). Ее лидер М.О. аль-Маргани заявил: «Мы провозглашаем, что ясная позиция нашей партии заключается в том, чтобы продолжить участие в электоральном процессе в качестве единственного пути демократических изменений, пока не возникнет необходимость в другом пути. При этом мы призываем наш народ сохранять бдительность и фиксировать все нарушения, которые будут допущены в результате голосования». Такое заявление лидера ЮДП означает полный провал идеи не только бойкота выборов, но и попыток сил «из вне» «подвесить» О.аль-Башира, и не дать ему получить международное признание как законно выбранного лидера.

Совсем другой точки зрения о политике С.Грейшена придерживается советник президента Нафи Али Нафи, который выразил благодарность американцу за его поддержку проведения выборов точно в срок и за его понимание того факта, что голосование является ключевым для стабильности страны. Он также добавил, что Хартум не позволит формировать переходное правительство, пока страна не проведет запланированные всеобщие выборы. Это было одним из основных требований уже фактически развалившейся оппозиционной коалиции, руководители которой по наивности полагали, что отсрочка выборов позволит сформировать переходное правительство с их участием. Нафи также отметил, что сейчас «оппозиционные партии уже не имеют выбора и будут вынуждены принять участие в голосовании, так как лишились внешней поддержки».

Впрочем, по некоторым данным, развалу коалиции поспособствовали не только организаторские и дипломатические способности С.Грейшена, но и секретные договоренности между руководством ПНК, СНОД, «Уммы» и ЮДП в отношении предоставлении оппозиции нескольких министерских постов в будущем правительстве. Такая версия кажется очень правдоподобной, так как по большому счету весь этот «сыр-бор» был затеян северосуданскими оппозиционерами именно с этой целью.

В любом случае, теперь мы можем с полным основанием сказать, что выборы в Судане однозначно пройдут в назначенные сроки. Их итогом станет переизбрание О.аль-Башира на пост президента, что будет признано международными наблюдателями. Это будет означать частичный выход Судана из-под режима экономических санкций и постепенного его сближение с США.