По материалам Центра Генри Л. Стимсона, США[i] [1]
Стратегические просчеты и невыполнение обязательств
Импульс, набранный в китайско-иорданских отношениях в период с 2015 по 2020 год, был омрачен несколькими стратегическими просчетами:
а) неспособность Китая в полной мере выполнить обязательства по стратегическому развитию;
б) дисбаланс в помощи;
в) недостаток связей в военно-политической и военно-технической областях.
Иордания и Китай столкнулись со значительными препятствиями при реализации нескольких широко разрекламированных проектов и инвестиций, несмотря на неоднократные попытки продвинуться вперед. Например, инвестиции Китая в размере 2,5 млрд долл. в иорданскую национальную железную дорогу, проект по соединению зарождающейся железнодорожной системы Иордании с более широкой железнодорожной сетью на Ближнем Востоке и, в конечном итоге, с грузовой сетью Китай-Европа, похоже, исчезли из общественного внимания с переходом других региональных партнеров, особенно Саудовской Аравии, к финансированию проекта в отсутствие прогресса[ii] [2]. И даже там, где проекты продвигались вперед (сланцевый проект «Аттарат»), их реализация была предметом тщательного изучения и ставила иорданское правительство и китайских инвесторов на противоположные стороны международного арбитража.
В 2014 году Иордания подписала соглашение о покупке электроэнергии (PPA) с Attarat Power Company (APAC), конгломератом эстонских, малазийских и иорданских акционеров, на строительство сланцевого завода на юге, проект, стоимость которого оценивается примерно 2,2 млрд долл., который удовлетворит около 15 % внутренних потребностей Иордании в энергии. Соглашение позволило Иордании диверсифицировать свои источники энергии и снизить свою зависимость от импорта энергоносителей, который в то время оценивался в 96 %. Поскольку Китай лишь первоначально участвовал в строительстве завода, он не участвовал в первоначальных переговорах по PPA. Однако решение Пекина получить контрольный пакет акций APAC сделает его основным бенефициаром закупок энергии Иорданией в рамках PPA.
Иордания, которая содержит четвертую в мире по величине концентрацию сланцевых ресурсов, и проект «Аттарат» привлекли внимание Китая в преддверии двустороннего соглашения о стратегическом сотрудничестве в 2015 году. В 2013 году китайская компания Guangdong Power Engineering Corporation выиграла тендер на инжиниринг, закупки и строительство станции «Аттарат» и вскоре после этого приступила к работе[iii] [3]. В соответствии с соглашением 2015 года две страны договорились углубить сотрудничество по ключевым инфраструктурным проектам, включая добычу сланца, открывая двери для более широкого доступа Китая к практически неиспользованным запасам Иордании[iv] [4]. В 2016 году Китай занял видное место на энергетическом рынке Иордании благодаря покупке 45-процентной доли в проекте «Аттарат» китайской государственной компанией Guangdong Energy Group[v] [5]. Затем, в 2017 году, китайское правительство утвердило 1,6 млрд долл. на финансирование проекта, застрахованного Sinosure[vi] [6]. Несмотря на то, что китайское правительство не является мажоритарным владельцем, эффективная роль китайского правительства в качестве акционера, финансиста и гаранта проекта «Аттарат» сделала Пекин де-факто главой проекта – крупнейшего частного инфраструктурного проекта, финансируемого инициативой «Один пояс, один путь», за пределами Китая.
Реализация проекта «Аттарат» стала предметом международного арбитража после того, как правительство Иордании и Национальная электроэнергетическая компания (NEPCO) обвинили APAC и дочерние предприятия в «крайней несправедливости» в отношении тарифа на электроэнергию, причитающегося NEPCO, который в настоящее время находится на рассмотрении Международной торговой палаты[vii] [7]. Условия соглашения PPA, по мнению экспертов, в конечном итоге будут стоить Иордании примерно 280 млн долл. в год в долларах налогоплательщиков, что является значительными расходами в условиях нынешней экономической нестабильности Иордании[viii] [8].
Представляется, что путь вперед для Китая и Иордании будет неизбежно трудным независимо от исхода. Отмена контракта подорвет одну из ведущих инвестиций Китая в проект «Один пояс, один путь» и может вызвать некоторую скрытую напряженность в отношениях между Пекином и Иорданией. Если контракт не будет расторгнут, проект «Аттарат» может стать источником конфликта между ними и усилить дальнейшую критику китайского проекта ОПОП как «долговой ловушки» со стороны западных наблюдателей. В любом случае, окончательное решение неизбежно создаст политические проблемы для короля Абдаллы, которому, вероятно, придется взаимодействовать с Китаем по вопросу «Аттарата», если ситуация ухудшится.
[i] [9] https://www.stimson.org/2022/jordan-chinese-relations-taking-stock-of-bilateral-relations-at-45-years/
[ii] [10] Zawya, «MoU signed to enable Saudi Jordanian Investment Fund assess investment opportunity related to the National Railway Network Project», Press Release, 26 июня 2022. Веб-страница: https://www.zawya.com/en/press-release/companies-news/mou-signed-to-enable-saudi-jordanian-investment-fund-assess-investment-opportunity-related-to-the-national-railway-network-project-hv56ipqz [11] (дата обращения: 25.11.2023).
[iii] [12] Jordan Times, «Attarat company signs deal with Guangdong for oil shale power plant», 4 ноября 2014. Веб-страница: https://www.jordantimes.com/news/local/attarat-company-signs-deal-guangdong-oil-shale-power-plant [13] (дата обращения: 25.11.2023).
[iv] [14] China’s Ministry of Foreign Affairs, «Joint Statement of the People’s Republic of China and the Hashemite Kingdom of Jordan on Establishing a Strategic Partnership», 10 сентября 2015. Веб-страница: https://www.fmprc.gov.cn/ce/cejo/chn/zygxs/zzwls/t1295575.htm [15] (дата обращения: 25.11.2023).
[v] [16] Al Ghad, «Oil shale electricity project construction to commence in June 2016», 21 февраля 2016. Веб-страница: https://alghad.com/oil-shale-electricity-project-construction-to-commence-june-2016/ [17] (дата обращения: 25.11.2023).
[vi] [18] Enefit, «Attarat Power Company financial close for the USD 2.1 billion Oil Shale Power Project in Jordan», 16 марта 2017. Веб-страница: https://www.enefit.jo/en/news/-/news/media/2017/03/16/attarat-power-company-financial-close-for-the-usd-21-billion-oil-shale-power-project-in-jordan [19] (дата обращения: 25.11.2023).
[vii] [20] Sarah Abu-Saad, «Attarat ‘grace deception’ case still ongoing, prospects not good for NEPCO», Jordan News, 6 апреля 2022. Веб-страница: https://www.jordannews.jo/Section-106/Features/Attarat-grave-deception-case-still-ongoing-prospects-not-good-for-NEPCO-15291 [21] (дата обращения: 25.11.2023).
[viii] [22] Ayman Fadilat, «Investing in Jordan’s Shale Oil, Has it become a burden on citizens…», Al Jazeera, 1 января 2021. Веб-страница: https://www.aljazeera.net/ebusiness/2021/1/21/%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D8%AB%D9%85%D8%A7%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D8%AE%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%B2%D9%8A%D8%AA%D9%8A-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B1%D8%AF%D9%86-%D9%87%D9%84-%D8%AA%D8%AD%D9%88%D9%84 [23] (дата обращения: 25.11.2023).