- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты об использовании Китаем ближневосточного кризиса для утверждения своего растущего влияния в мировых делах

По оценке американских экспертов в области безопасности, исторически являясь маргинальным игроком в ближневосточных вопросах, Китай использует войну Израиля против ХАМАСа, чтобы попытаться продемонстрировать свою растущую роль крупного игрока в мировых делах, в том числе в кризисах, происходящих вдали от его традиционной сферы влияния в Восточной Азии. Пекин выступал за немедленное прекращение огня и критиковал ответные меры Израиля за нападение ХАМАСа 7 октября, но он отказался прямо осудить нападение ХАМАСА на Израиль, что вызвало негативную реакцию израильских официальных лиц. Позиция Китая отражает его основополагающую идеологию и принципы внешней политики, но также способствует достижению целей Пекина по подрыву того, что он считает  гегемонией США в регионе и более широком мировом порядке, а также для того, чтобы вбить клин между США и арабскими странами, с которыми у него давние связи. Как и их стратегические партнеры в Москве, официальные лица Китая обвинили Вашингтон в поддержке “двойных стандартов”, в соответствии с которыми официальные лица США замалчивают свою критику предосудительного поведения своих союзников, одновременно подчеркивая злоупотребления предполагаемых противников, таких как Иран, Россия, Китай и многие другие. Тем не менее, позиция и дипломатия Китая в отношении кризиса не оказали ощутимого влияния на политику ни одного из ключевых участников конфликта или на ход войны.

В связи с попытками Пекина оказать глобальное дипломатическое влияние, вскоре после начала кризиса Китай направил своего специального посланника по Ближнему Востоку Чжай Цзюня в регион для переговоров по реализации призыва Пекина к немедленному прекращению огня и потенциальным мирным переговорам. Он провел переговоры с высокопоставленными официальными лицами в Иордании, Египте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Катаре и Саудовской Аравии.  Эксперты охарактеризовали посланника поездки, так как во многом «ознакомительную поездку», которая была призвана в большей степени  доказать, что Китай является участником в усилиях по достижению прекращения огня, но без какой-либо перспективы достижения такого результата. Сам посланник в рамках своих бесед с арабскими лидерами дал понять, что Китай предоставит другим многосторонним и глобальным субъектам возможность урегулировать гуманитарную ситуацию в Газе при ведущей роли в этом процессе   Организации Объединенных Наций.  Чжай не включил в график своего визита  несколько ключевых стран кризиса — Израиль, территории, контролируемые палестинцами, или Иран. Ни он, ни другие высокопоставленные китайские чиновники не контактировали с официальными лицами ХАМАСа, некоторые из которых находятся за пределами Газы, управляя представительствами в нескольких странах региона. Однако министр иностранных дел Палестинской национальной админстрации (ПНА) Рияд аль-Малики посетил Пекин для переговоров после поездки Чжая, а глава департамента по делам Западной Азии и Северной Африки МИД Китая посетил Иран для обсуждения конфликта.

Несмотря на ограниченные достижения в ходе первых обменов мнениями по кризису, Пекин активизировал свою дипломатию в конце ноября. 20 ноября министр иностранных дел Ван И приветствовал коллег из Саудовской Аравии, Иордании, Египта, Палестинской Автономии и Индонезии, а также главу Организации исламского сотрудничества (ОИС) во время их двухдневного визита в столицу Китая, что стало началом ожидаемого турне делегации по нескольким столицам мира. «“Международное сообщество должно действовать срочно, принимая эффективные меры для предотвращения распространения этой трагедии. Китай твердо выступает за справедливость в этом конфликте», — сказал Ван И прибывшим лидерам во вступительном слове перед переговорами, где он повторил призыв Китая к немедленному прекращению огня. Его министерство процитировало его слова, сказанные делегации во время переговоров, о том, что «Израиль должен прекратить коллективное наказание населения Газы и как можно скорее открыть гуманитарный коридор, чтобы предотвратить гуманитарный кризис более крупного масштаба». 21 ноября китайский лидер Си Цзиньпин обнародовал план из шести пунктов по прекращению кризиса на виртуальном саммите стран БРИКС. Его план предусматривал «Решение о двух государствах» для окончательного урегулирования израильско–палестинского спора — позиция, которая во многом совпадает с позицией Вашингтона.

Официальные лица США считают, что у Китая есть рычаги воздействия на одну конкретную сторону конфликта, Иран, который развязал руки своим партнерам по «Оси сопротивления» в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене для нападения на Израиль и США. Китай, который в прошлом продавал Ирану обычные вооружения, а также ракетные технологии, в последние годы расширил свои связи с Тегераном, но отношения по-прежнему сосредоточены на торговле и инвестициях. Китай покупает подавляющую часть сырой нефти, которую Иран способен экспортировать ежедневно, закупая до 1,5 млн баррелей в день в течение лета 2023 года. В рамках усилий США по предотвращению перерастания конфликта между Израилем и ХАМАСом в региональный пожар президент Джо Байден во время их встреч 15 ноября в Сан-Франциско призвал лидера Китая Си Цзиньпина заставить Иран обуздать своих региональных союзников. Официальные лица США оценили, что Китай, возможно, готов сдержать Иран в интересах предотвращения глобальных экономических последствий ближневосточного кризиса. Сообщается, что команда Си Цзиньпина сообщила президенту Байдену и его помощникам, что Китай «провел обсуждения с иранцами по этой теме», хотя и не указывая, что Китай получил от Ирана какие-либо обязательства по деэскалации. По оценкам некоторых экспертов, Китай не желает использовать все свои рычаги воздействия, чтобы заставить Иран или других действующих лиц изменить свою политику, поскольку это может оттолкнуть их от Пекина и негативно повлиять на более широкий спектр двусторонних отношений. Например, давление Китая на Тегеран с целью сдерживания своих ставленников может привести к тому, что Иран сократит поставки нефти в Китай. Предполагая, что любые уговоры Китая не возымели большого эффекта, Иран ни разу за время кризиса не менял свою политику. Его союзники, в частности движение хуситов в Йемене, продолжают свои нападения на Израиль, на силы США в регионе и на коммерческое судоходство в Красном море.

Поскольку Пекин стремится обеспечить стабильные поставки нефти из Ирана, он также зависит от свободного потока нефти и торговли через все потенциальные узкие места региона, включая Баб-эль-Мандебский пролив. Тем не менее, именно Иран и его союзники представляют угрозу свободному торговому потоку в регионе, ставя перед Пекином дилемму. В середине ноября поддерживаемые Ираном хоуситы захватили коммерческое судно, частично принадлежащее израильским бизнесменам, Galaxy Leader. 26 ноября сомалийские боевики, по сообщениям, нанятые хоуситами, предприняли еще одну попытку захвата, на этот раз торгового судна Central Park. Американский эсминец Mason, дислоцированный в Аденском заливе при содействии военно-морского судна Японии, партнера коалиции по обеспечению безопасности на море, отреагировал на сигнал бедствия и предотвратил захват Central Park и арестовал пятерых нападавших. Однако, по словам представителя Министерства обороны Патрика Райдера, отражая нерешительность Китая принимать активное участие в обеспечении безопасности региона, три судна ВМС Народно-освободительной армии Китая, которые также находились недалеко от Central Park, когда он подавал сигналы бедствия, не отреагировали на инцидент. «Предположительно, эти корабли находятся там в рамках миссии по борьбе с пиратством, но они не ответили», — сказал Райдер о китайских судах.  Представитель посольства Китая в Вашингтоне сказал, что они не могут немедленно прокомментировать, почему китайские корабли не оказали помощи в предотвращении захвата коммерческого судна. Сохраняющаяся нестабильность в Красном море останется серьезной проблемой, поскольку на этой неделе хуситы атаковали ракетами и беспилотниками торговые суда и военный корабль США, демонстрируя сохраняющиеся проблемы, связанные с безопасностью на море в регионе.

Основные выводы

— Китай использовал ближневосточный кризис для утверждения своего растущего влияния в мировых делах, в том числе в ключевом регионе, охваченном конфликтами, далеко от Восточной Азии.

— Пекин рассматривает кризис как возможность продвинуть свои усилия по подрыву доминирования США и Европы в мировом порядке.

— Заявления и дипломатические инициативы Китая не изменили политику ни одного из ключевых участников кризиса, и Пекин не желал или не мог обуздать попытки Ирана расширить конфликт.

— Китай неохотно принимает военное участие в стабилизации региона, несмотря на свою зависимость от его  энергетических ресурсов.