- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Шведские оценки новых условий Турции по ратификации заявки Стокгольма на членство в НАТО

В середине текущей недели президент Турции Р.Т. Эрдоган ясно дал понять, что принятие положительного решения относительно расширения  Североатлантического альянса для Анкары напрямую связано с возможностью приобретения ею американских истребителей F-16. Турецкий лидер подчеркнул: «Как президент я выполнил свою часть работы, но у меня есть ожидания. США должны передать в Конгресс вопрос о продаже Турции F-16, чтобы мы могли предпринять эти шаги одновременно». Заявление Р.Т.Эрдогана последовало за встречей министров иностранных дел стран-членов НАТО, проходившей в конце ноября, где глава внешнеполитического ведомства Турции Х.Фидан провел серию переговоров по теме шведской заявки со своим контрпартнером из североевропейской страны Т.Билльстрёмом и генсеком организации Й.Столтенбергом. По словам турецкого министра, прозвучавшим по итогам указанных раундов общения, в центре внимания была «важность многолетнего американо-турецкого сотрудничества в качестве союзников по НАТО и ратификации вступления Швеции», что уже на тот момент дало понять, что процесс снова застопорился.

Сложившаяся обстановка существенно осложнила ситуацию для шведского правительства, в течение нескольких недель перед встречей глав МИД Альянса утверждавшего, что по ее итогам будет достигнут прогресс. В связи с этим в среде политиков и экспертов распространилась критика в адрес собственного руководства. В частности, журналистов возмутило прежде всего то, что правительство У.Кристерссона не расшифровало заранее турецкие сигналы, свидетельствовавшие о нарастании напряженности, вместо этого продолжая надеяться на чудо и озвучивать нереалистичные сроки. При этом в качестве таких сигналов были отмечены не столько заявления представителей властных кругов Турции в отношении Швеции, сколько динамика контактов Анкары и Вашингтона, где значение приобретает не только вопрос F16, но и очередной виток палестино-израильского конфликта, в отношении к которому Турция и США оказались по разные стороны.

Подключилась к критике правительства и оппозиция в лице социал-демократов, уступивших власть по результатам последних выборов в 2022 г. Наиболее ярым противником нынешнего курса в отношении НАТО стал бывший министр обороны и действующий председатель оборонного комитета Риксдага П.Хультквист, который, работая в правительстве, сам лоббировал вступление в Североатлантический альянс, добиваясь повышения оперативной совместимости и активно проводя совместные учения. С точки зрения экс-главы оборонного ведомства, кабинет У.Кристерссона сам «ослабил авторитет», соглашаясь на процесс, навязанный Турцией. Речь идет о том, что Стокгольм, по мнению П.Хультквиста, «бежал за Турцией», в то время как следовало действовать более жестко. Аналогичной позиции придерживается еще один бывший министр М.Йоханссон, что можно воспринимать как задел к тому, чтобы социал-демократы использовали замедление вступления в НАТО как козырь в борьбе за возвращение к власти. Помимо этого, способствовать использованию затрагивающей НАТО проблематики в политическом противостоянии весьма вероятно будут заявления «Шведских демократов» — второй по величине партии в Риксдаге, при помощи которой У.Кристерссон смог сформировать правительство. Ее председатель Й.Окессон на днях заявил о необходимости запретить строить в Швеции мечети и сносить уже имеющиеся, поскольку там, по словам крайне правого политика, «распространяется антишведская и антисемитская пропаганда». Считается, что такого рода риторика также оказала негативный эффект на позицию Турции касаемо расширения НАТО.

Руководитель Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин склонен считать, что определенную роль в формировании подхода Р.Т.Эрдогана сыграла и внутренняя обстановка в самой Турции. Эксперт полагает, что в парламенте страны существует довольно значительная оппозиция ратификации шведской заявки, в результате, даже успешное прохождение процедуры в профильной комиссии по иностранным делам не гарантирует итогов положительного решения ото всех депутатов. Следовательно, президенту страны также невыгодно отстаивать столь спорное решение из опасений за собственное положение и политическую устойчивость.

В целом в настоящий момент основной причиной очередного тупика во вступлении Швеции в НАТО местным экспертам и политикам видятся разногласия между Турцией и США, который нарастают в связи с динамикой событий в зоне палестино-израильского конфликта. Тот факт, что Р.Т. Эрдоган встал в нем на сторону ХАМАСа существенно осложнил контакты с ним представителей администрации Дж.Байдена, а также, судя по всему, мог послужить поводом для формирования более критического настроя в отношении продажи F-16 в Конгрессе. В этой связи шведские политические обозреватели, эксперты и оппозиция все более склоняются к тому, что процесс присоединения к Североатлантическому альянсу для Стокгольма рискует пойти по македонской модели, то есть растянуться на срок порядка 10 лет. При этом новыми поворотными моментами, по результатам которых можно будет прогнозировать события, сейчас рассматриваются намеченные на декабрь визит Р.Т.Эрдогана в Венгрию и саммит ЕС. Предполагается, что Анкара и Будапешт попытаются скоординировать свои курсы, а затем Турция может экстраполировать на Швецию в НАТО подход Венгрии к сдерживанию интеграции в ЕС Украины.