По информации китайских специализированных военно-технических изданий, Сухопутные войск Вооруженных сил Дании запланировали приобретение 19 колесных самоходных артиллерийских установок модели ATMOS-2000 калибра 155 мм у израильской компании Elbit Systems, поскольку данный образец вооружения отличается достаточно привлекательной ценой – 1,9 млн долл. США за единицу без учета сменно-запасных частей и другого необходимого оборудования для полноценного функционирования в составе батареи и дивизиона.
Военно-политическое руководство Дании рассчитывает направить данные САУ в распоряжение отдельных артиллерийских бригад ВСУ по мере необходимости, поскольку украинским военным жизненно необходимы высокомобильные крупнокалиберные орудия, обладающие превосходством над российским вооружением по дальности ведения огня.
Следует отметить, что к настоящему моменту данные САУ приняты на вооружение ВС таких стран, как: Румыния (присвоено обозначение ATROM), Филиппины, Королевство Таиланд (под обозначением М758), Азербайджанская Республика и Камерун. Анализ контрактов с ВС указанных государств позволяет утверждать, что компания Elbit Systems проявляет значительную гибкость в работе с иностранными заказчиками – одобряет применение автомобильных шасси, которые предлагают ВС иностранного государства (Румыния), создает сборочные предприятия (Королевство Таиланд).
С учетом полученных данных представляется возможным утверждать, что средняя стоимость одной САУ ATMOS-2000 при приобретении минимального комплекта – стандартная батарея в составе 6 орудий составляет 4,5 млн долл. США, что позволяет израильским оружейникам успешно конкурировать с такими образцами артиллерийского вооружения как G6-52 (пр-во ЮАР) и FH-77BW Archer (пр-во Швеция).
Однако, конкуренция в данном секторе рынка достаточно жесткая, поскольку предприятия ОПК Республики Корея создали достаточно привлекательную по соотношению «цена-качество» гусеничную САУ К-9 «Гром», а французские оружейники продолжают совершенствовать установку «Цезарь», которая получила позитивные отзывы украинских военных в отличие от немецких PzH2000 или американских М777.
Разработка
Научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по разработке автономной автомобильной артиллерийской системы конструкторы израильской компании Soltam Systems (в 2010 г. вошла в состав Elbit Systems) начали в конце 90-х гг. прошлого столетия. Разработчики сделали ставку на то, что Армия обороны Израиля со временем заменит устаревающие гусеничные САУ М109 Doher, оснащенные орудиями с длиной ствола 39 калибров, однако данный процесс затянулся – израильские военные приступили к государственным испытаниям данной ATMOS-200 только в 2006 г. и затянули их выполнение почти до 2012 г.
Конструкторы предусмотрели возможность использования орудий с длиной ствола 39, 45 и 52 калибра, а также орудия типа М46 калибра 130 мм. В качестве основного варианта было выбрано буксируемое орудие ATHOS2052, которое установили на шасси с колесной формулой 6х6 и при полной нагрузке (с боекомплектом 27 выстрелов) масса САУ составила 22 тонны, что позволяет перевозить рассматриваемую САУ средним транспортным самолетом С-130.
Возможность транспортировки данным воздушным судном обусловлена и линейными размерами установки — длина составляет 9,5 м, ширина 2,65 м, высота 3,26 м. Очевидно, что израильским конструкторам удалось создать достаточно легкую САУ, однако масса французского «Цезаря» Мк.1 составляет 18 тонн.
Первый покупатель данной САУ – СВ ВС Королевства Таиланд, которые в период с 2012 по 2018 гг. подписали три контракта на поставку 6,12 и 18 орудий соответственно с последующим созданием на территории страны лицензионного сборочного предприятия.
Базовое шасси
В отношении автомобильной платформы, выбранной для размещения орудия и всех необходимых компонентов известно, что это модель Т-815 VVN от чешской компании ТАТРА, которая оснащена форсированным 12-ти цилиндровым дизельным двигателем Т3-930-31 (максимальная мощность 315 л. с./235кВт при 2200 об/мин.).
Данный силовой агрегат передает крутящий момент на 10-ти ступенчатую механическую коробку переключения передач, которая распределяет его между всеми колесами – формула 6х6 с постоянным приводом.
Подобное технологическое решение основано на том, что САУ должна самостоятельно передвигаться вне сети автомобильных дорог Израиля. Приемлемая проходимость машины обеспечена за счет дорожного просвета – 0,4 м, возможности въезда на вертикальные препятствия высотой до 0,6 м. Кроме того, машина позволяет преодолевать броды глубиной до 1,4 м.
Запас хода САУ достигает 1000 км. Емкость топливного бака 460 л.
Орудие
Примененное в конструкции рассматриваемой САУ орудие ATHOS2052 позволяет применять стандартные осколочно-фугасные снаряды (ОФС) с дальностью полета до 30 км (достигается за счет заряда типа L15), снаряды c донным ускорителем (до 41 км) и активно-реактивные ОФС с максимальной дальностью полета до 56 км.
Наведение осуществляется за счет гидравлической системы, обеспечивающей угол возвышения от 0 до 70°. Отклонения орудия от центральной оси машины по горизонту составляет не более 50°.
Заряжание полуавтоматическое. Длина отката ствола после выстрела варьируется в диапазоне от 850 до 1100 мм. Следует отметить, что конструкторы предусмотрели размещение вспомогательной силовой установки, позволяющей снизить расход топлива, сохранить ресурс основного двигателя и уменьшить тепловую заметность САУ в ночное время.
Подготовленный расчет САУ способен (в количестве 4 военнослужащих) выполнить 3 выстрела в течение 30 секунд (по некоторым данным экстренный режим позволяет выполнить равное количество выстрелов за 15-20 секунд). Максимальная скорострельность достигает 9 выстрелов в минуту, средний темп стрельбы составляет 4 выстрела в минуту (не более 5 минут), а продолжительный темп стрельбы – 70 выстрелов в час.
Отличительная особенность САУ с орудием длиной 52 калибра — двухсекционный дульный компенсатор и более развитое гидропневматическое откатное устройство.
Упомянутые выше расчеты по скорострельности основаны на принципах безопасности и произведены в целях недопущения скопления продуктов горения пороха в казенной части орудия. Подобное явление может привести к разрыву ствола и гибели расчета.
В состав системы наведения САУ входят модуль инерциальной навигации, приемник сигнала системы глобального позиционирования, компьютер управления огнем, направленная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, которые в совокупности позволяют корректировать данные уже после первого выстрела
В дополнение к вышесказанному отметим, что компания Elbit Systems взаимодействует с американской BAE Systems в рамках проекта по серийной модернизации наличных у ВС США гусеничных САУ М109 новыми орудиями с длиной ствола 52 калибра. Кроме того, в октябре 2023 г. указанная израильская компания подписала соглашение с румынской ROMARMSA соглашение о строительстве на бывшем заводе Automecanica Moreni SA (ранее осуществлял сборку плавающих БТР) линии по изготовлению артиллерийских снарядов калибра 155 мм. Стоимость проекта 135 млн долл. США.
С учетом расположения перспективного снарядного производства представляется возможным утверждать, что рассматриваемые САУ израильской разработки действительно поступят на вооружение ВСУ и будут использовать сертифицированные боеприпасы, изготовленные в Румынии.