- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Объединенных Арабских Эмиратов с иностранными государствами

По информации китайских специализированных военно-технических изданий, в ноябре 2023 г. представители командования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов подписали с авиастроительной компанией Korean Aerospace Industries соглашение о покупке партии средних военно-транспортных вертолетов KUH-1 –  это южнокорейская версия вертолета AS.332 «Супер пума». Официальный Сеул приобрел лицензию на сборку данного вертолета у Airbus Helicopters с целью наладить собственное производство недорогих универсальных вертолетов, которые позволят вывести из эксплуатации устаревшие UH-1H.

Первый полет KUH-1 выполнил в 2010 г., а спустя три года был принят на вооружение ВС Республики Корея – подразделения армейской авиации СВ ВС и морской пехоты ВМС РК. Кроме того, вертолеты данной модели поставлены в подразделения специальных служб и правоохранительных органов Республики Корея. Всего было выпущено  170 винтокрылых машин

Южнокорейские авиастроители смогли создать полноценную сборочную линию данных вертолетов, которые в отличие от французской модели оснащают американским двигателем Т700-701К от компании General Electric (мощность 1855 л. с.) Два двигателя обеспечивают данному вертолету приемлемые характеристики по грузоподъемности, скорости и дальности полета. Максимальная взлетная масса KUH-1 составляет 8,7 тонн.

К положительным моментам вертолета южнокорейского производства следует отнести надежность конструкции и основных комплектующих, простоту и приемлемую стоимость обслуживания в сравнении с американским UH-60 Black Hawk или китайским Z-20. Размеры грузового отсека позволяет разместить до 18 военнослужащих.

KUH-1 может выполнять, как транспортные, так и ударные задачи поскольку существуют готовые варианты внешней подвески, позволяющей применять контейнерные авиационные пушки, неуправляемые авиационные ракеты и другие авиационные средства поражения.

Китайские специалисты указывают, что по своим тактико-техническим характеристикам вертолет KUH-1 это достаточно средняя машина, которая не имеет явных преимуществ над американским UH-60 Black Hawk или российским Ми-171.

Однако, доступная стоимость сменно-запасных частей и готовность южнокорейских авиастроителей создать на территории ОАЭ сборочно-сервисный центр для KUH-1 чрезвычайно привлекают, как аравийских военных, так и военно-политическое руководство страны. Как известно, официальный Абу-Даби планомерно движется по пути создания национального оборонно-промышленного комплекса.

Готовность южнокорейских предприятий ОПК к созданию лицензионных сборочных и производственных линий позволяет им на регулярной основе повышать объемы прибыли от экспортных контрактов.

Анализ внешнеторговой деятельности южнокорейских оружейников показывает, что в большинстве случаев они продают иностранным потребителям разработки, в основе которых находятся американские компоненты, т. е. ОПК РК способствует поддержанию доли американских предприятий на мировом рынке вооружений. Достоверно известно, что по условиям многих соглашений южнокорейские предприятия не производят ремонт агрегатов американского производства, а просто осуществляют замену вышедших из строя на новые.

Следует отметить, что устремление военно-политического руководства аравийской монархии  по созданию и развитию собственного ОПК основано на том, что ОАЭ не находится в конфронтации с коллективным Западом. В этих условиях национальные эмиратские компании могут без особых проблем приобретать комплектующие военного и двойного назначения у американских и европейских производителей, что при должном уровне технического мышления позволит создавать вполне качественную военную технику.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в 2023 г. ВМС ОАЭ подписали с индонезийской судостроительной компанией PT PAL контракт стоимостью 408,32 млн долл. США на строительство универсального десантного корабля проекта «Макассар», который изначально был разработан конструкторами компании Daewoo Shipbilding and Marine Engineering. Достоверно  известно, что южнокорейские инженеры в целях снижения стоимости корабля использовали преимущественно конструкторские решения, характерные для гражданских судов.

Согласно меморандума о взаимопонимании между ВМС РК и индонезийской компанией PT PAL длина корпуса судна увеличена со 125 до 163 м, дальность плавания с 8600 до 10000 миль. Вследствие увеличения линейных размеров водоизмещение составляет 13 000 тонн.  Максимальная скорость корабля составит 20 узлов, а экономическая 12 узлов.

Вероятно, южнокорейские и индонезийские конструкторы совместными усилиями оснастят перспективный УДК ВМС ОАЭ гибридной силовой установкой в которой два дизельных двигателя мощностью по 7280 кВт каждый будут приводить в движение генераторы, обеспечивающие питание для системы электродвижения и других бортовых потребителей.

Новый корабль будет вмещать 126 членов экипажа и 500 военнослужащих десантного подразделения, для высадки которых в доковом отсеке будут размещаться 2 десантных катера (длиной по 23 м.), 2 скоростных катера жестко-надувного типа (скорость до 35 узлов) и 2 катера для отряда быстрого реагирования (скорость до 55 узлов).

В отсеке для бронетехники можно будет разместить не менее 16 основных боевых танков, 6 плавающих бронетранспортеров и 1 машину медицинской эвакуации.

Благодаря увеличению длины и ширины корабля с летной палубы возможен одновременный взлет 3 вертолетов типа ЕС725 Super Cougar (или KUH-1), а в подпалубном ангаре предусмотрено место для размещения 2 дополнительных винтокрылых машин. Кроме того, с палубы данного УДК можно будет осуществлять запуск разведывательных БПЛА.

Помимо военных задач данный корабль предназначен для участия в гуманитарных миссиях. Собственное грузоподъемное оборудование (две крановых установки грузоподъемностью 15 и 18 тонн соответственно) и вместительные внутренние отсеки позволяют доставлять в зону чрезвычайно ситуации не менее 2500 тонн грузов.

Собственное вооружение корабля будет представлено артиллерийской установкой калибра 76 (возможно 57) мм, автоматической зенитной пушкой калибра 40 мм и четырьмя пулеметными модулями с дистанционным управлением. Китайские специалисты отмечают, что такого уровня оснащенности недостаточно для защиты корабля от угрозы с воздуха и предполагают, что УДК может быть дооснащен ЗРК SeaRAM американского производства или одной из разработок южнокорейской компании LiG Nex1.

Известно, что индонезийская сторона в сотрудничестве с эмиратской компанией Marakeb Technologies LLC создаст новую боевую информационно-управляющую систему, которая позволит данному УДК действовать согласованно с другими кораблями ВМС ОАЭ – корветами проекта «Байнуна» (французские Gowind) и ракетными катерами проекта Falaj-3.

Подводя итог вышесказанному, согласимся с оценками китайских наблюдателей в том, что один УДК проекта «Макассар» не позволит радикально расширить возможности ВМС ОАЭ, однако с учетом осторожной внешней политики у официального Абу-Даби в обозримом будущем отсутствует потребность в стремительном наращивании ударных возможностей флота.