Введенные США, ЕС и их союзниками, прежде всего по блоку НАТО, санкции против России и попытки Вашингтона и Брюсселя политико-дипломатической изоляции Москвы – далеко не новый инструмент «наказания» тех государств, которые не хотят подчиняться правилам, устанавливаемым коллективным Западом во главе с США в отношении неугодных правительств. Наиболее ярким примером этого по содержанию и целям является прецедент Ирака, введений санкций против которого за вторжение в Кувейт было даже более масштабным по эффекту своего воздействия по сравнению с тем, что сейчас применяется в отношении России.
Цели и методы санкционного воздействия на обе страны в сущности весьма схожи – добиться на первом этапе ослабления экономического потенциала, мощи вооруженных сил, затем раскачивать внутриполитическую ситуацию, а на завершающем этапе осуществить свержение правящих властей, заменив их на лояльные Западу режимы. Кроме того, в обоих случаях применяется таргетированное использование, чтобы внести раскол в правящие круги, подталкивая сторонников западно-либеральной модели развития на противостояние национально ориентированной элите.
В качестве предлога для введения санкций был применен метод втягивания обоих государств в вооруженные конфликты с соседними странами. С Кувейтом – для Ирака. С Украиной – для России.
После начала СВО на Украине и с введением против России финансово-экономических рестрикций и различного рода политических, дипломатических и военных ограничений в медиа-пространстве распространилось мнение, согласно которому наша страна подверглась беспрецедентному санкционному воздействию коллективного Запада и зависящих от него государств. Это, однако, заблуждение. Масштабы и интенсивность нынешних санкций уступают некоторым другим, имевшим место в недавнем прошлом. Беспрецедентно в случае с Россией только то, что такие санкции применяются против одной из мировых держав я ядерным оружием.
Интересно и то, что для политической практики в США характерна шаблонность действий. Ожидаемая замена демократа Дж.Байдена на республиканца Д.Трампа или другого политика не сможет нарушить тяготения к использованию подходов, принесших в прошлом ощутимые плоды. Демократ У.Клинтон проводил ту же линию по Ираку, что и республиканцы Дж.Буш-старший и Дж.Буш-младший.
В этой связи представляется важным изучение опыта применения Вашингтоном санкций против Ирака. Они были существенно более комплексными и систематическими, чем нынешние антироссийские рестрикции.
Во-первых, санкции против Багдада вводились посредством многочисленных резолюций СБ ООН по гл. 7 Устава ООН (предусматривает применение военной силы против нарушителей резолюций), а не в силу односторонних решений США, ЕС и их ближайших союзников, которые не являются обязательными к исполнению другими членами международного сообщества. Поэтому боевые корабли и вертолеты 5-го флота ВМС США, как и других государств – членов ООН, могли задерживать и досматривать любые суда, направляющиеся через Персидский залив в иракский порт Умм-Каср, перехватывать любые танкеры, выходящие из устья Шатт аль-Араб. Кроме того, к санкциям ООН были добавлены и двусторонние рестрикции со стороны США и Британии в виде т.н. бесполетных зон на юге и севере Ирака, что сделало невозможным воздушное сообщение внутри страны.
Во-вторых, Ирак подвергся не частичным санкционным ударам, а тотальному финансово-экономическому эмбарго, включая полный запрет на экспорт нефти, что де-юре и де-факто означало почти полное исключение страны из мировой экономической системы. Эмбарго сопровождалось разрывом военно-технических и военно-технологических связей Ирака с внешним миром, введением против Багдада тотальной воздушно-транспортной блокады, отключением от интернета, блокировкой финансовых транзакций и полной политико-дипломатической изоляцией страны со стороны широчайшего круга государств – не только западных, но и арабских, азиатских, африканских и латиноамериканских.
Инициируя санкции против Ирака, США преследовали следующие цели:
- Максимальное ослабление экономики страны, чье развитие стало угрожать устремлениям США в регионе – из-за возрастания влияния Ирака на богатый нефтегазовыми ресурсами район Персидского залива и Ближний Восток в целом, потенциал которого подпитывал глобалистский проект Вашингтона.
- Уничтожение или максимальное ослабление военной мощи Ирака как наиболее сильной региональной державы.
- Создание условий для нарастания внутреннего напряжения – недовольства населения, роста оппозиционных настроений, организации бунтов и мятежей (как этно-религиозного характера, так и среди военных) в целях замены правящих элит национально-патриотической ориентации на проамериканский режим.
- Уничтожение любого потенциала в сфере ОМУ для ликвидации военной угрозы Израилю и консервативным прозападным арабским монархиям Залива.
Ключевым методом ликвидации военного потенциала и политико-дипломатической изоляции было провоцирование и подогревание вооруженных конфликтов в региональном окружении Ирака. США толкали Кувейт на создание враждебной атмосферы в отношениях с Ираком, прежде всего посредством нагнетания требований эмирата к Багдаду как можно скорее вернуть долги за покупку вооружений и военной техники для войны с Ираном, которая длилась на протяжении восьми лет (1980-1988) на истощение обеих стран. Начало военных действий Ирака против Кувейта и послужило формальным предлогом для введения санкционного режима.