- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 44

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 9 декабря, по израильской территории было выпущено более 11 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, 10 039 ранены, 138 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены. В ходе столкновений погибли 425 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли, по меньшей мере, 17 400 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 46 000. На Западном берегу р. Иордан убито 274 палестинцев. Общее количество жертв в результате действий Израиля в секторе Газа, на Западном берегу р. Иордан и Иерусалиме составило не менее 17 674 чел., более 49 300 раненых[ii] [2].

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси еще 15 октября с. г. заявил, что «действия Израиля в секторе Газа вышли за рамки его права на самооборону, превратившись в коллективное наказание 2,3 млн человек». При этом египетский лидер отметил, что евреи в его стране «никогда не подвергались каким-либо притеснениям или преследованиям»[iii] [3].

Офир Винтер (старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности / INSS и преподаватель кафедры арабских и исламских исследований Тель-Авивского университета), Морр Линк (научный сотрудник INSS по программе Нойбауэр и кандидат наук на факультете международных отношений Еврейского университета в Иерусалиме) и Адам Шарон рассматривают возможные пути преодоления значительных разногласий между Израилем и Египтом по поводу послевоенного будущего Газы.

Они отмечают, что в египетском руководстве, государственных СМИ и исследовательских институтах обсуждаются различные идеи относительно постконфликтного обустройства сектора Газа. Проанализировав их, эксперты пришли к выводу, что Каир не согласен со многими послевоенными сценариями, рассматриваемыми Израилем относительно будущего административного и военного руководства в анклаве, особенно с теми, которые не связаны со всеобъемлющим решением палестинской проблемы. Тогда как сценарии, обсуждаемые в Израиле, включают: режим, поддерживаемый международными силами НАТО и ООН; режим при поддержке арабских сил; технократическое правительство и восстановление Палестинской национальной администрации (ПНА) в Газе даже без согласия ХАМАСа. Указывается на то, что Египет в нынешних обстоятельствах не желает брать на себя ответственность за безопасность в послевоенном анклаве или контролировать правительство, а также не склонен участвовать в развертывании каких-либо международных сил в регионе.

Эксперты также предполагают, что «Египет выступает против того, чтобы Израиль достиг всех своих целей в войне: победил ХАМАС и передал ответственность за управление сектором Газа региональным и международным игрокам на неопределенный срок. Несмотря на то, что Египет против использования сектора Газа в качестве базы для террористической деятельности, он одновременно исключает любое дальнейшее израильское военное присутствие в анклаве, будь то в форме новой оккупации, зоны безопасности или буферной зоны вдоль границы».

По мнению экспертов, «нежелание Египта принять израильские идеи коренится в скептицизме по поводу желания и способности Израиля решительно победить ХАМАС и сделать сектор Газа стабильно безопасной территорией вдоль границы с Египтом». Предполагается, что в Каире также «обеспокоены тем, что израильские или иностранные войска будут развернуты в секторе Газа на долгосрочной или постоянной основе. Другая проблема заключается в том, что решение только вопроса сектора Газа, отдельно от более широкой палестинской проблемы, будет считаться несправедливым и, следовательно, не получит достаточной поддержки среди палестинского народа, а значит, не будет жизнеспособным. Наконец, Египет опасается, что ХАМАС сделает все возможное, чтобы лишить легитимности любое альтернативное палестинское правление, которое полностью его исключает».

Исходя из имеющейся информации о том, что с начала войны между египетскими и израильскими лидерами не было контактов, эксперты видят в этом «возможное недовольство Египта растущей зависимостью Израиля от посредничества Катара». Помимо этого допускается, что Каир «опасается планов Израиля насильственно переселить палестинцев из сектора Газа на египетскую территорию. Этот сценарий, который премьер-министр Биньямин Нетаньяху до сих пор не опроверг, воспринимается египетским руководством и общественностью как попытка экспортировать им кризис, совершить «вторую Накбу» и решить палестинский вопрос за счет Египта, ставя под угрозу его экономику, безопасность и суверенитет. Премьер-министр Египта Мостафа Мадбули предупредил о «силовом ответе» на любую попытку Израиля изгнать палестинцев из Газы на египетскую территорию, даже намекнув, что Каир сочтет это нарушением мирного договора между странами».

По мнению О.Винтера, М.Линк и А.Шарона, «Египет разрабатывает палестино-арабское региональное контрпредложение, целью которого является предотвращение предполагаемых попыток отделить вопрос Газы от более широкой палестинской проблемы путем решения только задачи безопасности и гуманитарных аспектов». Приводятся общие моменты египетского плана послевоенного устройства сектора Газа.

«Во-первых, немедленное установление единого и согласованного палестинского руководства в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан. Оно должно находиться под эгидой ПНА, не исключать полностью ХАМАС и пользоваться поддержкой арабских государств.

Во-вторых, предоставление внешней финансовой помощи Палестинской национальной администрации для восстановления Газы и формирования палестинского консенсуса вокруг ПНА, что позволило бы ей эффективно управлять анклавом.

В-третьих, возобновление мирного процесса для разработки конкретной дорожной карты, разрешения палестино-израильского конфликта в соответствии с резолюциями ООН и решением о создании двух государств.

В-четвертых, создание демилитаризованного палестинского государства с гарантиями со стороны внешних сил, таких как НАТО, ООН, арабские армии или США.

В-пятых, создание укрепленного регионального альянса, включающего Израиль и направленного на содействие миру, стабильности, развитию и трансграничному сотрудничеству».

Эксперты допускают, что Египет сегодня стремится повторить свою роль в послевоенной Газе, как он это делал до 7 октября: посредничество между Израилем и палестинцами; содействие переговорам между ХАМАСом и ФАТХом; помощь в восстановлении анклава; управление пограничными переходами между Газой и Синайским полуостровом в виду их значимости для решения гуманитарных, экономических вопросов и в сфере безопасности.

О.Винтер, М.Линк и А.Шарон указывают на то, что помимо очевидных разногласий между Израилем и Египтом относительно послевоенного обустройства сектора Газа, «обе страны имеют общие интересы, которые могут лечь в основу будущего взаимопонимания. Среди них — обоюдное желание ослабить ХАМАС и демилитаризовать палестинский анклав; установить в Газе стабильный режим, исключая возможность превращения его в центр терроризма, направленного против Израиля и Египта; позиционировать Каир как главного посредника и ключевого игрока в формировании новой реальности в секторе Газа; ограничить влияние радикальной «оси сопротивления» на Ближнем Востоке; и укреплять региональные инициативы, направленные на мир, стабильность и развитие».

В качестве еще одного общего интереса приводится «желание использовать послевоенную обстановку для улучшения экономической ситуации в Египте и укрепления его стабильности». Отмечается, что «за последние 18 месяцев египетский фунт потерял около половины своей стоимости по отношению к доллару США, уровень инфляции достиг рекордного уровня, а более половины населения находится вблизи или за чертой бедности. Ключевым элементом экономического кризиса в Египте является его растущий государственный долг. По данным египетского Центрального банка, внешний долг страны составляет около 165 млрд долларов – около 95% ВВП – что в три раза превышает сумму в 2010 г., до «арабской весны»».

По мнению израильских экспертов, «война в секторе Газа грозит усугубить экономический кризис в Египте, усилив недавние внешние потрясения, такие как пандемия COVID-19 и российская война на Украине. Сильнее всего пострадают энергетика, туризм и международные перевозки через Суэцкий канал. В первые недели войны экспорт природного газа Израиля в Египет резко сократился. Позднее подача газа возобновилась вернулась к довоенному уровню. Туризм, особенно на Синае, также пережил существенный спад, снизившись на десятки процентов в период, который обычно является пиковым сезоном для европейских туристов. Наконец, из-за нападений хоуситов на суда, связанные с Израилем, война представляет угрозу международным морским перевозкам через Суэцкий канал, который является основным источником иностранной валюты для Египта».

Рекомендации экспертов израильскому руководству заключаются в следующем. «Разработать скоординированный стратегический план в отношении будущего сектора Газа, который устранит разногласия между двумя странами. Потребуется поддержка этого плана со стороны региональных и международных союзников». Для более тесного согласования позиций предлагается несколько шагов.

«Во-первых, Израиль должен продемонстрировать Египту свою приверженность и способность эффективно нейтрализовать управляющий и военный потенциал ХАМАСа. Это облегчило бы согласие Каира на исключение его из будущих договоренностей».

«Во-вторых, Израилю следует благосклонно отнестись к ожиданиям Египта того, что контроль над послевоенным сектором Газа возьмет на себя Палестинская национальная администрация». Эксперты не видят возможности немедленного возвращения ПНА в сектор Газа, тем не менее, они считают «жизненно важным разработать детальный механизм ее восстановления в обозначенные сроки, с надежными гарантиями того, что любые временные схемы управления не станут постоянными».

«В-третьих, Израиль должен стремиться создать политический горизонт, который при складывании соответствующих условий послужит началом палестино-израильского мирного процесса. Наконец, израильский премьер-министр должен однозначно дезавуировать и дистанцировать Израиль от любых слухов о планах по вытеснению жителей Газы из анклава, убедив в том, что такая идея не рассматривается».

Что касается Египта, «его роль после войны должна включать поддержку возобновления палестино-израильского мирного процесса с гарантией того, что интересы Израиля будут учтены. Прежде всего, Египту следует убедить ПНА принять демилитаризацию сектора Газа и укреплять доверительные отношения с еврейским государством. Это включает прекращение подстрекательства в СМИ, реформирование школьной программы и прекращение выплат террористам и их семьям. Такие меры соответствуют цели администрации Байдена по созданию «обновленной Палестинской национальной администрации»».

Если Египет выступает против предоставления израильским военным свободы действия в секторе Газа, рекомендуется предложить ему сформулировать альтернативные стратегии для защиты национальной безопасности Израиля и помочь в их реализации. «Он мог бы возглавить или присоединиться к временной арабской оперативной группе, которая займется предотвращением контрабанды оружия по Филадельфийскому маршруту и через пограничные переходы между Египтом и Газой. Кроме того, Каир должен взять на себя обязательство соблюдать приложение к мирному договору между Израилем и Египтом, касающееся военных вопросов».

Предлагается, чтобы «региональные и международные игроки дополнительно финансово простимулировали Египет на более конструктивную роль в послевоенном обустройстве сектора Газа, в первую очередь, предлагая ему иностранные инвестиции, кредиты и гранты». При этом оговаривается, что «эти стимулы не призваны изменить фундаментальную позицию Каира по будущему Газы, которая соответствует интересам его собственной национальной безопасности, но они могут укрепить готовность Египта к большему участию в жизни анклава, как в экономическом, так и в военном отношении, а также уделять больше внимания израильским интересам». В качестве ключевых игроков в этом начинании называются «государства Персидского залива, США и члены ЕС, которые разделяют общий интерес в деэскалации палестино-израильского конфликта и содействии развитию, стабильности и безопасности на Ближнем Востоке».

Пакет стимулов для Египта эксперты предлагают позаимствовать из мирного плана Трампа (от 2020 г.), который включал инвестиции в энергетику, туризм и водную инфраструктуру на Синайском полуострове, что также могло бы принести пользу сектору Газа. Кроме того, они советуют рассмотреть возможность «прощения долга, аналогичной той помощи, которую Египет получил после войны в Персидском заливе за поддержку коалиции во главе с США». Отмечается, что «основными кредиторами Египта являются Международный валютный фонд, Всемирный банк, страны Персидского залива, члены Парижского клуба и Китай. Предложение этих стимулов в сочетании с важными экономическими реформами, обусловленными новым кредитом МВФ, потенциально может принести значительные экономические и политические выгоды не только Египту, но также Израилю, Палестине и всему региону»[iv] [4].

[i] [5] Real-time Updates / INSS. 10.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/

[ii] [6] Death toll across Palestine surges to 17,674, over 49,300 wounded // Wafa. 09.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139962

[iii] [7] Egypt’s Sissi says Israel’s Gaza campaign has gone ‘beyond right to self-defense’ // The Times of Israel. 15.10.2023. https://www.timesofisrael.com/egypts-sissi-says-israeli-gaza-campaign-has-gone-beyond-right-to-self-defense/

[iv] [8] Navigating Post-War Realities: The Road Ahead for Israel and Egypt / INSS. 06.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/israel-egypt-war/