- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газы на процесс продвижения шведской заявки на вступление в НАТО

Правительство Швеции, несмотря на признание факта террористической атаки, совершенной 7 октября 2023 г. группировкой ХАМАС против Израиля, в значительной мере разделяет более пропалестинский настрой, настаивая на важности увеличения поставок в анклав гуманитарной помощи, а также на скорейшем достижении режима прекращения огня и на максимальной избирательности действий Армии обороны Израиля с целью защиты гражданских лиц. Впрочем,  необходимость реагировать на эскалацию в настоящий момент является не единственной задачей Стокгольма в контексте ближневосточного конфликта, поскольку его динамика нашла отражение в процессе достижения североевропейской страной ее приоритета в области внешней политики и политики безопасности в виде интеграции в НАТО.

Наиболее заметным отголоском боевых действий между Израилем и палестинскими террористическими группировками в секторе Газы для вступления Швеции в Североатлантический альянс стали звучащие из Турции заявления, согласно которым ратификация заявки Стокгольма должна быть поставлена в зависимость от мирного урегулирования. С таким призывом в конце минувшей недели выступил турецкий крайне правый политик, председатель Партии националистического движения (ПНД) Д.Бахчели. По его мнению, «сказать “да” вступлению Швеции в НАТО» Анкара сможет лишь в случае, если «будет достигнут постоянный мир между Израилем и Палестиной, Палестина будет признана суверенным государством, Израиль согласиться на возмещение ущерба, а Нетаньяху предстанет перед судом в Гааге». Помимо этого, Д.Бахчели вновь напомнил о необходимости положить конце практике проведения в североевропейской стране акций с сожжением Корана.

Многие шведские политические обозреватели восприняли приведенные цитаты турецкого политика как очередную попытку Анкары оказать давление на Вашингтон с целью выполнения предыдущих требований, касавшихся получения разрешения Конгресса на продажу Турции американских истребителей F-16, а также на Стокгольм, которому в вину опять вменялась неспособность положить конец инцидентам с уничтожением священной для мусульман книги. Вместе с тем, с точки зрения руководителя Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левина, речь, вероятнее всего, идет о существенном расколе по вопросу шведской заявки внутри турецкой политической элиты. По мнению эксперта, основной линией разлома стало расхождение во взглядах между правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и ПНД Д.Бахчели, без чьей поддержки Р.Т.Эрдоган не может добиваться продвижения положительного решения о расширении НАТО. При этом примечательно, что заявление об увязывании затянувшейся ратификации и палестино-израильского мирного процесса прозвучало практически одновременно с появлением в СМИ сообщений, что на текущей неделе шведский вопрос может вновь рассматриваться на заседании профильной парламентской комиссии. Более того, приведенные выше условия выглядят заранее невыполнимыми, прежде всего в краткосрочной перспективе. Следовательно, нельзя понять и спрогнозировать как долго Швеции придется оставаться в неопределенном статусе.

Помимо этого, ситуация на Ближнем Востоке заставляет экспертное сообщество рассуждать о перспективах внешней и оборонной политики своей страны с учетом членства в НАТО. Присоединение к Североатлантическому альянсу Стокгольм вписал для себя в перечень действий, нацеленных на укрепление собственной безопасности и поддержку союзников в контексте ситуации вокруг Украины и противостояния Запада с Россией. Однако растянувшаяся во времени операция ЦАХАЛа в секторе Газы все чаще побуждает шведских политических обозревателей оценить перспективность вступление в военно-политической блок в свете переориентации США с поддержки Украины на Израиль, что сопровождается перераспределением в пользу последнего финансов, вооружений и использования механизмов международного влияния.

Подобное развитие событий, способно иметь для Швеции ряд последствий. В практическом плане речь идет об усилении зависимости от действий США, вытекающей из принимаемых на себя Стокгольмом обязательств в рамках интеграции в НАТО. В более широком контексте журналистское и экспертное сообщество начинает задаваться вопросом, не потребует ли критический уровень сближения с Вашингтоном отступить от базовых принципов шведской внешней политики, особенно в том случае, если американская администрация пролоббирует расширение поддержки израильский действий в Газе по линии НАТО. Примечательно в последнем случае то, что в Швеции беспокоятся не столько о том, что придется косвенно одобрить атаки ЦАХАЛа на т. н. палестинское мирное население, сколько о том, что если правительство ближневосточного государства не подвергнется осуждениям за свою неизбирательность действий в Газе, то в отношении России нечто подобное будет уже свидетельством применения двойных стандартов.

В целом шведское руководство продолжает дистанцироваться от каких-либо конкретных шагов для продвижения своей заявки на членство в НАТО в турецком парламенте, полагая, судя по всему, что  решением проблемы должны заниматься США, к которым, фактически, из Анкары и озвучиваются дополнительные условия для успешного завершения процедуры. При этом по-прежнему звучат и позитивные ожидания, согласно которым прогресс может быть достигнут к концу декабря, хотя уже упоминавшийся П.Левин подобный настрой не разделяет, считая, что даже в случае одобрения со стороны комиссии по иностранным делам заявка может быть вновь остановлена на общем голосовании турецких депутатов. Параллельно с этим вмешательство США в события на Ближнем Востоке, а также их влияние на Украину возвращает на первый план в Швеции, казалось, забытый и разрешенный вопрос целесообразности присоединения к Североатлантическому альянсу в контексте достижения собственных внешнеполитических задач и реализации своего видения оборонной политики.