- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США и использование ими иракской схемы санкционного воздействия на Россию. Часть 3

Российской армии не грозит иракский сценарий. Вместе с тем режим санкций и политической изоляции сохранится на долгие годы, как это было с Ираком, чтобы экономическое и технологическое ослабление России продолжилось. Продолжатся и попытки раскачать социальное недовольство. Разумеется, России не грозит тот масштаб проблем, который возник в Ираке в результате санкций. Однако определенные сложности с продовольственным и медицинским обеспечением, а также ослабление рубля и сокращение доходов граждан неизбежны.

Как и Ирак, Россия пытается обходить запреты через «серые» и «черные» схемы и т. д., что увеличивает зависимость от посредников. Это особенно заметно на общем примере – возрастающей роли Турции для обеих стран (Ирак вывозил через нее нефть и нефтепродукты контрабандным путем).

В некоей перспективе, возможно, придет очередь второй фазы вооруженного конфликта на Украине. Скорее всего уже при новом руководстве Украины – без опозорившегося В.Зеленского. Но пока это трудно просчитать.

Дипломатический вариант завершения СВО представляется сейчас единственно правильным. Его идея уже витает в воздухе. Но то, что предлагается западными аналитиками или же разнообразными международными посредниками, будь то Китай, Турция или Африка, Москве явно не подходит. Тем более после откровенного провала украинского контнаступления. Нужна собственная  мощная политическая инициатива, исходящая непосредственно из России. Причем такая, которую поддержит большинство стран мира, включая многие западные. Это должно быть приглашение Киева незамедлительно прекратить боевые действия и начать переговоры по заключению полноценного мирного договора. Не перемирия или соглашения о прекращении огня, что выгодно Западу и украинскому руководству для передышки. Именно мирного договора с решением главного вопроса – территориального. Украина при этом должна официально отказаться от попыток вступления в НАТО. При этом она обязуется путем законодательного решения не размещать на своей территории иностранные войска, военные базы, ОМУ и средства их доставки. Украина и Россия снимают все экономические, финансовые, торговые и политико-дипломатические санкции в отношении друг друга. Подобное предложение о заключении мирного соглашения, даже если оно будет отклонено, поставит Киев в крайне сложную ситуацию.  Вполне возможно, что  в Вашингтоне при смене администрации Дж. Байдена российская идея мирного урегулирования найдет понимание, пусть даже с оговорками. В любом случае, лагерь сторонников продолжения конфликта точно будет расколот.

Нынешнему или будущему главе Белого дома будет крайне сложно объяснить американцам, зачем США нужен конфликт на Украине в условиях, когда Россия предложила мир.  Шансы Дж.Байдена на победу на выборах станут минимальными. Зато возрастут шансы Д.Трампа или другого республиканского кандидата. Поэтому в нынешнем американском истеблишменте вполне могут предложить Киеву не отвергать инициативу России. Далее Москва сможет наращивать свое мирное дипломатическое наступление новыми предложениями, опираясь на поддержку широкой коалиции мира.

В любом случае, сегодня в отношении России США явно реализуют схему санкций, рестрикций и политической изоляции, которую они почти 13 лет, в 1990-2003 годах, отрабатывали в Ираке. Естественно, с учетом того, что наша страна гораздо сильнее Ирака и против нас невозможно ввести санкции СБ ООН по 7-й главе Устава ООН. Это характерно для функционирования механизма реализации политики Вашингтона, основанной на шаблонах, протоколах и нормах, созданных в рамках политической системы США. Не стоит ожидать, что смена администрации Демократической партии на республиканскую администрацию повлечет за собой субстантивное изменение отношения к конфликту с Украиной. Могут быть вариации, но без выхода за рамки генеральной линии тех сил, которые определяют стратегию политики Белого дома.

При любом развитии ситуации на Украине и вокруг нее логично исходить из того, что курс на смену правящей элиты Кремля останется прежним. Все попытки выйти на Москву через симпатизирующие и заинтересованные страны есть операция по дезориентации России.

Предложения о перемирии вместо мирного договора контрпродуктивны. Цель пробросов об этом – выиграть время для перегруппировки сил и средств, возможно с заменой президента В. Зеленского на более сильную личность, для того чтобы продолжением санкций ослабить экономику, вооруженные силы и внутреннюю стабильность России для начала второй фазы военной операции, уже с более сильных позиций.

Единственным выходом из нынешней ситуации в пользу России является обретение дополнительных геополитических преимуществ над Украиной, даже если речь идет только о сохранении нынешних территориальных приобретений. Для этого нужно нарастить численность российской группировки войск, перейти в контрнаступление с массированным использованием танковых ударов, предварительно уничтожив основные центры принятия военных и политических решений, штабов ВСУ и, самое главное, уничтожить все пути снабжения украинской группировки на левом берегу Днепра, прежде всего все мосты через эту реку. При контрнаступлении желательно обходить крупные населенные пункты, как это делали американцы в Ираке, чтобы максимально избежать потерь в живой силе и технике. Перед наступлением необходимо уничтожить все аэродромы вплоть до границ с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией, а также морские порты Украины.

Сейчас же следует продолжить размыв санкций любыми средствами, вплоть до контрабанды, использования  «серых» и «черных схем», подкупа должностных лиц Запада и колеблющихся стран, как это делали иракцы в отношении политических деятелей Франции, Великобритании, США и Германии. Уже сейчас следует планировать ослабление зависимости от Турции, шантаж со стороны которой будет только продолжаться, особенно по планам создания  газового хаба. Турки не забыли о 17 войнах Османской Империи против Российской и действуют в отношении России исключительно из собственных коммерческих интересов.

На Западе у России были, есть и будут достаточно мощные лоббисты. Но они придавлены властями и пропагандистским прессингом национальных СМИ, которые работают эффективно и воздействуют на весь мир, а не только на собственную аудиторию. Нужно дать этим лоббистам инструмент отпора сторонникам войны и укрепить их настрой в пользу возобновления нормальных отношений с нами. И тогда санкционный режим развалится сам. Сначала из него выйдут одни страны, затем другие. Не будет сюрпризом, если первыми это сделают США, где бизнес-интересы превыше всего.

Российская  инициатива ослабит зависимость от Китая. Пекину нужна Россия как элемент противостояния Западу. В Пекине поддержат инициативу Москвы. Как и в Индии, которой нужен противовес Западу, но только не в лице Китая.

Мирный договор с Украиной позволит России достаточно быстро вернуть утраченные за время СВО позиции на углеводородном рынке, что обеспечит рост поступлений в бюджет, средства от которых необходимо направить на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности для обеспечения меньшей зависимости от внешних поставщиков продукции Hi-Tech. И, что тоже важно, – на укрепление национальной валюты. В вопросах нефти и газа мы можем точно рассчитывать на поддержку арабских стран, причем не только на традиционных друзей (Алжир и Ирак), но и на консервативные режимы монархий Персидского залива. И даже основной газовый конкурент России в лице Катара, который своими поставками СПГ в Европу играет против российских интересов, вынужден будет учесть позицию Саудовской Аравии и ОАЭ, чтобы вновь не попасть в изоляцию в ССАГПЗ.