- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 49

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 15 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, 10 039 ранены, более 130 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены. В ходе столкновений погибли 445 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли, по меньшей мере, 18 787 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 50 897[ii] [2]. На Западном берегу р. Иордан убито не менее 274 палестинцев[iii] [3]. Эксперты Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) подготовили рекомендации по политике Израиля в отношении послевоенного устройства сектора Газа. Они исходят из отсутствия уверенности в том, что Израилю позволят завершить демонтаж военной инфраструктуры ХАМАСа, поэтому израильская армия должна сейчас быстро завоевать сектор Газа, после чего возникнет необходимость послевоенного обустройства анклава.

Эксперты считают, что «Израилю следует сосредоточиться на достижении своих жизненно важных интересов безопасности: сохранении военной свободы действий в секторе Газа и создании там широких буферных зон под израильским контролем. Буферные зоны необходимы на севере сектора Газа (чтобы отдалить приграничные израильские поселения от палестинцев Газы) и на юге (чтобы уменьшить контрабанду в Газу с Синайского полуострова), а также вдоль забора безопасности, который будет восстановлен вдоль границы с анклавом».

«Израилю следует избегать политических столкновений с Соединенными Штатами. Израильское руководство всегда может сказать: «Да, но»».

«Израиль должен поддержать американское требование «возродить» Палестинскую национальную администрацию (ПНА), несмотря на то, что шансы на его реализацию небольшие. Израилю следует попытаться повлиять на параметры этого «возрождения»».

«Израиль должен стремиться свести к минимуму присутствие [в секторе Газа] международных сил, чтобы избежать напряженности в отношениях с Вашингтоном и странами-участниками этого международного контингента».

Для Израиля «присутствие Палестинской национальной администрации в Газе предпочтительнее присутствию международных сил, даже под руководством США, поскольку ее слабость предоставит Израилю большую свободу действий». Отмечается, что «ограниченное сотрудничество в области безопасности между Израилем и ПНА уже существует. У ПНА есть административная инфраструктура в секторе Газа, которая может оказаться полезной в случае предоставления гуманитарной помощи. Однако нет уверенности в том, что ПНА проявит какое-либо желание войти в Газу или подвергнуться «возрождению»».

По мнению экспертов JISS, «если другие альтернативы (временного) управления Газой не будут реализованы, на местах может возникнуть специальный механизм с неясным источником полномочий для предотвращения гуманитарной катастрофы. Появление такой структуры соответствует интересам Израиля, поскольку у нее не будет правительственной власти, что предоставит ЦАХАЛу свободу действий в анклаве».

Эксперты подчеркивают, что «Израиль должен сделать так, чтобы поток помощи Газе для ее восстановления соответствовал его интересам».

По их мнению, «Израиль должен прилагать дипломатические усилия не только на американской арене, но также в Европе и в арабских странах, с которыми у него есть связи, чтобы объяснить, что необходимо для «возрождения» ПНА и как предотвратить восстановление ХАМАСа – одновременно не допуская гуманитарной катастрофы в секторе Газа».

Дискуссии о будущем обустройстве Газы должны вестись в связке с обсуждением противодействия попыткам Ирана и его прокси причинить вред населению Израиля, что называется «центральным элементом его стратегии, ориентированной на население». Утверждается, что «после победы над ХАМАСом Израиль должен рассмотреть возможность нанесения превентивных ударов по «Хизбалле» и ключевым элементам ядерной инфраструктуры Ирана».

Что касается того, есть ли у Израиля время для достижения поставленных в войне целей, эксперты JISS полагают, что «Соединенные Штаты и «умеренные» арабские страны хотят победы ЦАХАЛа над ХАМАСом». Предполагается, что «у ЦАХАЛа еще есть время для достижения военных целей: уничтожения военной инфраструктуры ХАМАСа и восстановления израильского сдерживания (вопрос заложников – это отдельный вопрос, который будет решен после окончания боевых действий). Создание альтернативы правлению ХАМАСа в секторе Газа — это дипломатический проект, который потребует времени и который можно будет использовать для продолжения боевых действий и создания буферных зон». Однако подчеркивается, что «»политические часы» тикают, и у Израиля нет неограниченного времени для достижения военных целей».

Относительно альтернативных проектов развития сектора Газа по окончании войны, эксперты отмечают, что «Израиль начал дебаты по инициативе США. На риторический вопрос о том, кому нужна Газа, ответа нет». Приводятся альтернативы, которые считаются «вряд ли привлекательными»:

  1. Вакуум власти после нескоординированного вывода израильской армии.
  2. Возвращение «возрожденной» ПНА в сектор Газа с ее силовыми структурами.
  3. Возвращение ПНА в сектор Газа после промежуточного периода стабилизации ситуации международными силами под руководством США.
  4. Установление в Газе правления деятеля по типу Мохаммеда Дахлана.
  5. Международная опека под эгидой сил ООН.
  6. Если реализация одной из этих альтернатив невозможна, будет создан механизм для удовлетворения исключительно гуманитарных потребностей жителей Газы на основе существующей минимальной бюрократической системы ПНА, которая составляла государственную службу в Газе даже во время правления ХАМАСа.

Эксперты JISS рассматривают предпочтения главных участников происходящих в регионе событий. Так, по их мнению, Израиль не желает оставаться в секторе Газа и брать на себя ответственность за местных жителей. Предполагается, что его целями в сфере безопасности после войны являются следующие:

1) сохранение свободы военных действий для сдерживания роста террористических сетей в секторе Газа;

2) создание широких буферных зон под контролем Израиля (без распространения его суверенитета), особенно вдоль северной границы сектора Газа (чтобы отдалить сектор Газа от населенных пунктов на израильской стороне границы) и вдоль его южной границы (чтобы сократить контрабанду в Газу из Синая), а также буферной зоны вдоль восстановленного забора безопасности. Буферные зоны должны стать «зонами поражения», чтобы предотвратить доступ к израильским объектам.

Что касается США, эксперты считают, что «администрация Байдена находится в плену убеждения, что путем возвращения обновленной ПНА в сектор Газа можно реализовать парадигму «двух государств». США готовы рассмотреть возможность присутствия арабских сил (и, возможно, других) на переходный период, пока ПНА не будет в состоянии установить свое правление в Газе».

Исходя из заявления председателя Палестинской национальной администрации, эксперты отмечают, что «ПНА готова взять на себя ответственность за сектор Газа при условии всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта». При этом они считают маловероятной перспективу того, что «ПНА отреагирует на американское давление с требованием существенных реформ в правительстве и образовании, а также откажется от выплат террористам. Согласие ПНА заняться восстановлением Газы и институциональным строительством в анклаве также сомнительно».

По мнению экспертов, «Египет с беспокойством наблюдает за событиями на своей западной границе. Он не хочет брать на себя ответственность за сектор Газа и не одобряет присутствие на своей границе саудовских или американских войск. Однако сложное экономическое положение Египта может побудить Каир принять участие в межарабских силах в секторе Газа в обмен на щедрые гранты. Возвращение ПНА в сектор Газа было бы удобным решением для Каира. Слабость ПНА позволит Египту влиять на то, что происходит в анклаве». Однако эксперты советуют учитывать, что «Египет заинтересован в сохранении своей роли посредника между ХАМАСом и Израилем и не желает терять этот рычаг влияния. Существование на теле Израиля такой занозы, как ХАМАС, не противоречит интересам Египта, поскольку Каир не хочет видеть еврейское государство слишком сильным».

«Остальная часть мира, за некоторыми исключениями, присоединится к той американской формуле, которая будет принята в Рамалле», – полагают эксперты JISS[iv] [4].

[i] [5] Real-time Updates / INSS. 15.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/

[ii] [6] Israel bombards Rafah as pressure mounts over civilian death toll in Gaza // Aljazeera. 14.12.2023. https://www.aljazeera.com/news/2023/12/14/israel-bombards-rafah-as-pressure-mounts-over-civilian-death-toll-in-gaza

[iii] [7] Death toll across Palestine surges to 17,674, over 49,300 wounded // Wafa. 09.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139962

[iv] [8] Recommendations for Israeli policy on the “day after” in Gaza / JISS. December 2023. https://jiss.org.il/wp-content/uploads/2023/12/english_web.pdf