В следующем году в планировании гуманитарной деятельности ООН Сирия останется самым масштабным и дорогостоящим проектом с учетом сохраняющихся колоссальных потребностей в содействии, несмотря на военно-политическую стабилизацию. В совокупности, гуманитарные агентства ООН планируют оказать гуманитарное содействие 15.3 млн человек в рамках сирийской гуманитарной операции внутри страны с прогнозируемым бюджетом в 4.4 млрд долларов в 2024 году. Наряду с этим, ООН будет продолжать оказание неизменной поддержки 17.2 млн сирийских беженцев в соседних странах, в первую очередь в Турции, Ливане, Иордании. Для этого, ООН рассчитывает мобилизовать 5.5 млрд долларов в будущем году. Таким образом, в совокупности на сирийскую программу планируется привлечь у донорского сообщества не менее 10 млрд долларов США для охвата гуманитарным содействием более 30 млн человек, при том что общий бюджет гуманитарных операций ООН в следующем году составит 46.4 млрд долларов.
Несмотря на масшабы гуманитарного кризиса и амбициозность заявленных ООН гуманитарных целей, исходя из опыта предыдущих лет можно предположить, что сирийская операция в географических пределах территории, контролируемой Дамаском, будет финансироваться плохо. И действительно, по итогам 2023 года эта операция была профинансирована всего на 33% — из планируемых в бюджете 5.4 млрд долларов ООН смогла привлечь лишь 1.8 млрд долларов. Однако удивительным в данной ситуации можно считать тот факт, что западные доноры также стали постепенно сворачивать финансирование ранее политически важного для них регионального проекта гуманитарного содействия сирийским беженцам в соседних странах, традиционно настроенным оппозиционно против сирийских властей. Так, по результатам 2023 года сирийская региональная гуманитарная операция была профинансирована всего лишь на 23% — из заявленных ООН 5.9 млрд долларов доноры обеспечили 1.3 млрд долларов. Проведенная в июне 2023 года в Брюсселе очередная донорская конференция по Сирии не принесла ощутимых результатов с точки зрения новых обязательств от партнеров.
Однако, в нынешних условиях смещения политической парадигмы и охватившего мир глобального финансово-экономического кризиса, включая рецессию во многих западных странах, наблюдается всеобщий резкий спад в финансировании помощи развитию, в том числе на гуманитарном треке, что неизбежно ведет к недофинансированию важнейших операций ООН. Также значительная доля финансовых ресурсов западных доноров была в нынешнем году направлена на помощь Украине – в совокупности ООН смогла мобилизовать здесь рекордные 2.2 млрд долларов на гуманитарные нужды. Отметим, что сирийская гуманитарная операция в целом на фоне других нуждающихся стран оказалась неплохо обеспечена, поскольку аналогичного результата в мобилизации ресурсов ООН удалось достигнуть в нынешнем году только в Афганистане, где также было мобилизовано порядка 1.3 млрд долларов. На этом фоне на другие крупнейшие гуманитарные точки – Сомали, Судан, Южный Судан – доноры мобилизовали в текущем году в среднем менее 1 млрд долларов.
При этом, тройка ведущих доноров, профинансировавших гуманитарную операцию ООН в Сирии в 2023 году, включает США, Германию и Европейскую комиссию, выделивших в совокупности более 1 млрд долларов, что составило более 60% всего бюджета. Далее следуют другие западные страны – Норвегия, Канада, Япония, Франция, Швеция, а также представители частного сектора. При этом, наиболее масштабно и хорошо финансировались такие сектора как продовольственная безопасность и сельское хозяйство (32%), вода и гигиена (29%), многоцелевые денежные трансферы (33%). Наименьшие инвестиции доноры направляли на такие ключевые социальные сектора как образование (11%) и здравоохранение (24%), а также качественное питание (14%), что существенно подрывает предпосылки для запуска полноценного и долгосрочного экономического развития.
C учетом ограниченных масштабов гуманитарной помощи, а также имевших место в уходящем году негативных факторов воздействия, включая разрушительное землетрясение в феврале 2023 года, национальная экономика была далека от выхода на восстановительный трек, а тем более на трек поступательного развития. По итогам 2023 года сирийский ВВП сократился на 5.5%, при этом по прогнозам экономистов, в следующем году он продолжит негативную тенденцию и может сократиться еще на 2.3%. При этом, ситуация продолжит усугубляться в результате разрушения либо устарения физической инфраструктуры, а также полным сбоем в торговой деятельности. Это будет вести к дальнейшему росту инфляционных издержек, а также удорожанию транспортно-логистических расходов, что приведет к неизбежному удорожанию и дефициту конечной продукции.
В то же время, среди партнеров Сирии, в первую очередь ООН, растет понимание важности полноценного включения частного сектора и особенно агробизнеса в процессы восстановления и укрепления экономических основ. В частности, велика роль малых и средних предприятий, в том числе семейных хозяйств, которые в совокупности составляют 95% всего производственного сектора страны и всегда играли ключевую роль в обеспечении рабочих мест и доходов для населения, а также в снижении уровня бедности, особенно среди молодежи и женщин.
Тем не менее, в 2024 году на фоне растущих и плохо финансируемых гуманитарных потребностей, в Сирии также будут расти потребности в сфере экономического и инфраструктурного развития, на что потребуются существенные инвестиционные вливания. По оценкам Всемирного банка, на цели реконструкции и развития, только с учетом разрушительного землетрясения в начале 2023 года, потребуется 7.9 млрд долларов в ближайшие два года. При этом, наибольшая доля инвестиций нужна аграрному сектору (27%), а также на цели строительства (18%), социальной защиты населения (16%) и транспорта (12%). Резюмируя, рост потребностей Сирии в гуманитарной сфере и области развития в 2024 году, вероятно, не будет коррелировать со смещенным в сторону других политических ангажированных проектов (Украина, сектор Газа) интересом ведущих западных доноров, что вероятно не позволит добиться существенного улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в этой стране в 2024 году. Степень участия в финансировании гуманитарных программ со стороны других альтернативных Западу крупных финансовых игроков на сирийском поле, особенно богатых арабских стран и Китая, пока минимальна.