После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 18 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, более 10 000 ранены, 129 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены; в это число не входят убитые ХАМАСом и 3 погибшие от огня ЦАХАЛа. В ходе столкновений погибли 458 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли, по меньшей мере, 19 453 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 52 286[ii] [2].
Эксперты Института исследований национальной безопасности (INSS) – глава института Мануэль Трахтенберг, младший научный сотрудник Алон Беркман, а также Юваль Иялон и Игаль Маор – пытаются определить адекватный «ответ на агрессию Ирана и хоуситов, которые нарушают судоходство на основных маршрутах региона».
Хоуситы называются «одним из наиболее значимых прокси Ирана на Ближнем Востоке. Они присоединились к «Оси сопротивления» Израилю и его «агрессии» в секторе Газа и регионе и одновременно действуют двумя способами: первый – запускают баллистические и зенитные ракеты по территории Израиля, и главным образом по Эйлату; они до сих пор успешно сбивались системами ПВО Израиля, США и Саудовской Аравии (хотя эту угрозу не следует недооценивать, поскольку ни одна система защиты не эффективна в 100% случаев, а одно удачное попадание может нанести значительный ущерб имуществу и привести к человеческим жертвам)». Второй «наиболее значимый способ» – атаки в море. «Организация [хоуситов «Ансар Алла» – здесь и далее прим. автора] грозит вмешиваться и наносить ущерб судам, связанным прямо или косвенно с Израилем, или тем, которые курсируют между Израилем и Азией. До сих пор в большинстве случаев действия хоуситов на самом деле приводили к повреждению торговых судов, которые не имеют ничего общего с Израилем или израильско-еврейской собственностью». Поэтому эти инциденты эксперты предлагают рассматривать как новую волну морского пиратства в Красном море, которое якобы было искоренено в последние годы, и как угрозу мировой торговле и мировой экономике в целом.
Эксперты отмечают в последние десятилетия все большую значимость морского пространства. Фактически мировая экономика «плывет по морю». Около 100% внешней торговли Израиля (по весу и объему) осуществляется морским путем и через израильские порты. Смысл трансформации мирового морского судоходства они видят в том, что суда теперь заходят с грузом во многие международные пункты назначения, а не в одну страну.
В сегодняшних реалиях Аравийское море в Индийском океане и Красное море, от Баб-эль-Мандебского пролива на юге до Суэцкого канала на севере, стали важными торговыми путями, оказывающими существенное влияние на мировые цепочки поставок. Объясняя значение этих морских путей для мировой экономики, эксперты напоминают, что «с момента своего создания 150 лет назад Суэцкий канал стал основным маршрутом транспортировки грузов между Азией и странами Европы и Средиземноморья. Сегодня около 12% всей мировой морской торговли товарами, включая энергоносители, сырье и потребительские товары, проходит через Баб-эль-Мандебский пролив в Суэцкий канал. Общее количество контейнеров, проходящих через Суэцкий канал, эквивалентно примерно 30% мировой контейнерной торговли и примерно триллиону долларов ежегодно. Израиль — одна из многих стран региона, чье экономическое существование во многом зависит от безопасности морской торговли в Красном море через Баб-эль-Мандебский пролив. Согласно международному праву, с целью защиты мировой торговли необходимо обеспечить открытость и безопасность этих маршрутов, как и их аналогов в мире».
Однако свобода передвижения в Аравийском и Красном морях «в период с 2006 по 2010 гг. подвергалась угрозе со стороны пиратских группировок из Сомали». Эксперты приводят данные Всемирного банка (от 2013 г.), согласно которым «экономический ущерб от инцидентов с участием сомалийских пиратов оценивается в 18 млрд долларов, что эквивалентно увеличению глобальных торговых издержек на один процент». Отмечается, что «в ответ на эту угрозу и для защиты морских путей была создана многонациональная оперативная группа под руководством США, в Аравийском и Красном морях были развернуты 120 военных кораблей, представляющих 20 различных военно-морских сил. Эти действия практически полностью устранили сомалийскую угрозу. Однако в последние годы на этих маршрутах вновь участились попытки нападения на грузовые суда, как со стороны государств, так и со стороны террористических организаций, которые все больше действуют изощренными способами и применяют современное оружие. С 7 октября с. г. угрозы свободе судоходства возросли в результате пиратской деятельности Ирана и его прокси – хоуситов».
По мнению экспертов INSS, «Иран и его прокси уже долгое время бросают вызов свободе мирового судоходства и постоянно пытаются нарушить морскую деятельность стран в Средиземном, Красном, и Аравийском морях, а также в Персидском заливе. С момента начала войны ЦАХАЛа в секторе Газа, террористическая армия хоуситов значительно активизировала свои разрушительные операции в Красном море». Организацию хоуситов эксперты называют «шиитско-зейдитской террористической группировкой, действующей уже около двух десятилетий на северо-западе Йемена и на Аравийском полуострове. Организация насчитывает от 300 000 до 400 000 активных членов и является центральной опорой иранской «оси сопротивления» на Ближнем Востоке, главной целью которой является уничтожение Израиля, нанесение ущерба американским интересам в регионе и подрыв умеренных суннитских режимов, сотрудничающих с США и Израилем». В возможностях «террористической армии хоуситов» израильские эксперты видят «иранский отпечаток, включая поражение кораблей, курсирующих в Красном море, с использованием судов или БПЛА, морских мин и береговых ракетных комплексов».
В INSS указывают на то, что даже если «риторика хоуситов направлена против Израиля и угрожает связанным с ним судам, их реальная агрессия затрагивает гораздо более широкий круг стран и фактически угрожает глобальной морской торговле в целом». В качестве примера они приводят «три корабля, поврежденные хоуситами 3 декабря, которые совершенно не имели отношения к израильской торговле и перевозили грузы из Китая или в Китай. В другом случае хоуситы захватили и фактически угнали судно Galaxy Leader, которое перевозило транспортные средства между Индией и Турцией. Корабль принадлежит Великобритании, управляется японской компанией, несет флаг Багамских островов, а члены его экипажа были представителями разных национальностей».
Эти примеры эксперты считают доказательством того, что «определение национального характера конкретного судна становится трудной, а то и невозможной задачей. Фактически, коммерческие суда являются вненациональными, обслуживающими все международное сообщество в рамках мировой торговли». Следовательно, «попытки хоуситов атаковать корабли, связанные с Израилем, представляют собой реальную угрозу глобальной морской торговле, которая проходит между Азией и Средиземным морем, Европой и Соединенными Штатами через Баб-эль-Мандебский пролив в Суэцкий канал».
По мнению экспертов INSS, «в ближайшем будущем физическое повреждение грузовых судов может привести к дальнейшему росту ставок страхования от военных рисков. В крайнем случае, если крупные судоходные компании решат не проходить через Баб-эль-Мандебский пролив в Суэцкий канал и вместо этого идти на Запад вокруг африканского континента, можно ожидать значительных сбоев в глобальных цепочках поставок и значительного увеличения затрат на международную торговлю».
«Дополнительное количество времени, которое потребуется судам, идущим по маршруту вокруг Африки вместо Суэцкого канала, составляет две-три недели, в зависимости от скорости судна. В результате этой задержки страны и международные компании будут вынуждены инвестировать в увеличение своих запасов». Примером того, к чему может привести угроза со стороны хоуситов, называется блокировка Суэцкого канала на шесть дней судном Ever Given в марте 2021 г. В результате задержки сотен судов при пересечении Суэцкого канала и изменения маршрута некоторых из них для прохода вокруг Африки был нанесен значительный международный экономический ущерб.
В INSS видят «вызовы свободе судоходства и мировой экономике в свете последних заявлений хоуситов, которые пригрозили ввести де-факто военно-морскую блокаду, нанося удары по любому судну, следующему в израильские порты». Отмечается, что «международным компаниям будет трудно прекратить обслуживание израильских портов, даже заявив или объявив об «окончании рейса» [возможность грузоперевозчика разгрузить судно в порту, отличном от указанного в договоре перевозки по причинам, определенным в договоре, включая военные события, форс-мажорные обстоятельства и т.п.] в порту, который находится за пределами Израиля. В любом случае в глазах хоуситов такие суда станут законной мишенью».
По мнению израильских экспертов, «эскалация угроз со стороны хоуситов и их международные последствия еще более усилилась после нападения на французский военный корабль (FS Languedoc — D653), который перехватил два нацеленных на него БПЛА примерно в 70 милях к северо-западу от района, контролируемого хоуситами». Они настаивают на том, что «все это требует особого внимания международного сообщества».
В INSS полагают, что «в ответ на глобальные угрозы со стороны Ирана и хоуситов судоходным маршрутам в Аравийском и Красном морях, необходим скоординированный и решительный многонациональный подход, как это успешно делалось в прошлом против сомалийского пиратства. Неспособность свободного мира твердо и четко отреагировать на угрозы хоуситов нанесет ущерб мировой морской торговле и создаст опасный прецедент капитуляции перед терроризмом в морском пространстве, что позволит другим странам и организациям нарушать свободный проход в других проливах в рамках политической дискриминации».
Израильские эксперты считают, что «требуемым ответом на ирано-хоуситскую агрессию является многонациональный военно-морской альянс во главе с США и с участием других стран, в том числе умеренных суннитских государств региона. Целью этого альянса будет защита от хоуситов судов, проходящих по морским маршрутам в Аравийском и Красном морях. Военно-морской альянс мог бы опираться на Объединенную оперативную группу 153 (CTF 153), объединяющую 38 стран под руководством Пятого флота США, с целью обеспечения безопасности судоходства в Баб-эль-Мандебском проливе, Красном море, Оманском заливе и северной части Аравийского моря». Отмечалось о начале «США работы над созданием военно-морского альянса с участием стран региона для борьбы с хоуситской угрозой. Это долгожданный шаг, который Государство Израиль должно поддержать».
Отмечается, что «Авраамовы соглашения», наряду с переводом американо-израильского военного сотрудничества от Европейского командования (EUCOM) к Центральному командованию ВС США (CENTCOM), позволяют Израилю стать активным партнером в этом военно-морском альянсе. Указывается на то, что «ВМС Израиля обладают широким спектром кораблей, средств и подразделений, которые могут действовать в самых разных оперативных группах от гуманитарных, по сопровождению и обеспечению свободы судоходства в находящихся под угрозой районах до миссий по сбору разведывательных данных для пресечения морской террористической деятельности и контрабанды средств ведения войны». По мнению экспертов, применение военно-морских сил может осуществляться в т.ч. малозаметно, при взаимодействии различных ВМС в Средиземном, Красном море и других местах. Подчеркивается, что «все это очень актуально для борьбы с угрозой со стороны Ирана и его прокси. Кроме того, оборонная промышленность Израиля находится на переднем крае технологий в различных морских областях, что может внести важный вклад в такой морской альянс».
Идея экспертов INSS заключается в том, что «реализация предложенной политики посредством продвижения военно-морской дипломатии как инструмента углубления и расширения «Авраамовых соглашений» в то время, когда им бросает вызов война в секторе Газа, может помочь Израилю превратить угрозу хоуситов в стратегическую возможность». Морскую дипломатию эксперты называют «эффективным инструментом развития сотрудничества между странами благодаря общему языку моряков, позволяющему обходить существующие дипломатические препятствия»[iii] [3].
[i] [4] Real-time Updates / INSS. 18.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] [5] Gaza: Dozens Palestinian civilians killed in Israeli airstrike on Day 74 of aggression // Wafa. 19.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/140181
[iii] [6] העולמי השיט חופש על והאיום י’החות הטרור עם התמודדות / INSS. 14.12.2023. https://www.inss.org.il/he/publication/houthi-threat/