- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 – 11 апреля 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и Судане. Национальная ассамблея (нижняя палата парламента) Пакистана приняла 8 апреля пакет законов, которые должны серьезно ре-формировать политическую систему страны. В Судане 11 апреля начались первые за последние 24 года всеобщие выборы, проходящие на многопар-тийной основе.

Принятый на прошедшей неделе Национальной ассамблеей Пакистана пакет законов предусматривает лишение президента страны ряда важнейших полномочий в пользу парламента и главы правительства. Так, депутаты ли-шили главу государства права единолично распускать парламент, отправлять в отставку премьер-министра, назначать главнокомандующего армией и судей Верховного суда. Кроме того, парламентарии отменили ограничение на пребывание главы правительства на своем посту не более двух сроков, и от-ныне премьер-министр сможет занимать эту должность несколько сроков подряд. Отметим, что за предложенный пакет законов единодушно проголо-совали все 292 депутата, присутствовавших на заседании (всего в Нацио-нальной ассамблее 342 депутата). Решение парламента возвращает Пакистан к нормам конституции 1973 г., которые были изменены в пользу усиления президентской власти во время правления военного диктатора генерала Зия уль-Хака в 1980-е гг. Президент страны А. А. Зардари и глава правительства Ю. Р. Гилани приветствовали решения, принятые нижней платой парламента. Для их вступления в силу они должны быть одобрены в верхней палате – Се-нате. По мнению экспертов, сенаторы вероятнее всего одобрят эти нововве-дения. На заседании 8 апреля парламентарии также приняли решение об из-менении названия Северо-Западной пограничной провинции, которая стала называться Хайбер-Пахтунва. Большинство населения этого региона состав-ляют пуштуны, что и нашло свое отражение в его новом названии.

Между тем ситуация на северо-западе Пакистана продолжает оставаться очень сложной. 5 апреля в г. Пешавар было совершено террористическое нападение на консульство США. Погибли 6 человек. Ответственность за эту акцию взяло на себя движение «Талибан». Ранее в этот же день крупный те-ракт был совершен недалеко от Пешавара, в результате чего погибли 40 че-ловек. Пакистанская армия при мощной поддержке авиации продолжает вой-сковые операции против талибских боевиков в районах Оракзай и Хайбер вблизи границы с Афганистаном. По заявлениям военного командования, в результате воздушных ударов уничтожено до 100 боевиков. Еще 54 боевика погибли в ходе боев с правительственными силами в районе Оракзай.

11 апреля в Судане начались всеобщие выборы, которые продлятся до 13 апреля. Гражданам страны (всего зарегистрировано около 16 млн избира-телей) предстоит избрать президента республики, 450 депутатов националь-ного парламента, губернаторов провинций и депутатов провинциальных за-конодательных органов. Кроме того, жители Южного Судана должны избрать президента своего автономного региона.

Впервые за последние 24 года выборы в Судане проходят на многопар-тийной основе. За их ходом наблюдают 340 зарубежных представителей из 18 государств, в том числе Египта, Канады, Китая, России, США, Турции, Японии, межгосударственных организаций – Африканского союза, Евросою-за, Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция, а также ряда международных неправительственных организаций. Ход голосования контролируют и примерно 20,3 тыс. суданских наблюдателей, представляю-щих 132 местных политических партии и общественно-политических органи-зации.

Выборам предшествовала острая, сложная политическая борьба. Ряд ведущих оппозиционных партий Судана потребовали от властей переноса срока выборов на более поздний срок (примерно на четыре недели), мотиви-руя это необходимостью для кандидатов на выборные должности лучше под-готовиться к голосованию. Но власти и Национальная избирательная комис-сия отказались менять сроки выборов. В результате одна из крупнейших и влиятельных оппозиционных партий — «Умма» и некоторые другие партии заявили о бойкоте голосования, назвав его «фарсом». Оппозиция также зара-нее обвинила правительство в подтасовках итогов выборов, неоднократно протестовала против нарушения властями прав своих кандидатов. Руково-дство правящего на юге страны Суданского народно-освободительного дви-жения (СНОД) 7 апреля заявило об отказе участвовать в выборах в 13 север-ных провинциях страны, однако буквально перед началом голосования изме-нило свое решение, сообщив, что примет участие в выборах на Севере, за ис-ключением региона Дарфур. В целом в выборах на всех уровнях участвуют более 14 тыс. кандидатов от 73 политических партий и организаций.

По оценке наблюдателей, отказ ряда видных оппозиционных политиков и политических партий от участия в выборах в значительной степени предрешает победу нынешнего президента Судана О. аль-Башира и возглав-ляемой им партии Национальный конгресс. На Юге страны, как ожидается, победу одержат кандидаты СНОД.

Руководство Ирана продолжает уверенно идти по пути реализации на-циональной ядерной программы. 9 апреля в Тегеране было объявлено о соз-дании и успешном испытании центрифуг для обогащения урана нового, третьего поколения. Как сообщается, новые центрифуги в шесть раз превы-шают мощность центрифуг первого поколения, установленных на предпри-ятии в г. Натанз, и выше мощности центрифуг второго поколения, производ-ство которых ведется уже более года. Ввод в эксплуатацию центрифуг третьего поколения ожидается к марту 2011 г. Также намечено в ближайшее время завершить строительство второго завода по обогащению урана.

В то же время министр обороны США Р. Гейтс заявил 11 апреля, что Иран пока не способен создать атомную бомбу, а его ядерная программа продвигается медленнее, чем предполагалось ранее.

5 апреля Иран заявил о готовности осуществить обмен своего низко-обогащенного урана на топливо с более высокой степенью обогащения для тегеранского исследовательского реактора, но только на своей территории. При этом иранцы по-прежнему категорически исключают любые варианты обмена урана на территории третьих стран. Иран также в очередной раз под-черкнул, что переговоры с Западом будут ограничены лишь вопросом поста-вок топлива для тегеранского реактора, но ни при каких обстоятельствах не будут касаться ядерной программы ИРИ в целом.

Новая ядерная стратегия США, опубликованная на прошедшей неделе, содержит положение, предполагающее возможность применения атомного оружия против стран, которые не в полной мере выполняют требования До-говора о нераспространении ядерного оружия. В первую очередь, речь идет об Иране и КНДР. Со своей стороны, президент ИРИ М. Ахмадинежад назвал новую американскую ядерную стратегию «ковбойской» и обещал дать «зубодробительный ответ» в случае нападения США на Иран. М. Ахмадине-жад также назвал «маскарадом, скрывающим истинные намерения сторон», новый договор о стратегических вооружениях СНВ-2, подписанный 8 марта в Праге президентами России и США Д. Медведевым и Б. Обамой.

На минувшей неделе представители стран, входящих в «шестерку» пе-реговорщиков с Ираном (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) провели встречу по вопросу о новых санкциях против Ирана в свя-зи с его ядерной деятельностью. При этом Россия считает, что эти санкции должны быть «умными» и побуждать Тегеран к «правомерному поведению», США и их западные союзники настаивают на «умных и жестких» санкциях, как сильный посыл для Тегерана, а Китай продолжает заявлять о необходи-мости дипломатического воздействия на Иран.

Тем временем Иран продолжает наращивать свой военный потенциал. На минувшей неделе в Тегеране объявили о начале «массового производства» «нового поколения» зенитных управляемых ракет «Мерсад» («Засада»).

Американская администрация прилагает усилия по преодолению на-пряженности в отношениях с Афганистаном, возникшей в связи с недавними критическими высказываниями президента этой страны Х. Карзая в адрес Запада. Так, глава Белого дома Б. Обама 9 апреля назвал Х. Карзая «критиче-ским партнером» США, добавив, что Америка должна добиться в Афгани-стане успеха не только на военном, но и на гражданском поприще, иначе не-стабильность в этой стране будет сохраняться. Министр обороны США Р. Гейтс и госсекретарь Х. Клинтон заявили 11 апреля, что американо-афганские отношения имеют «позитивный характер», несмотря на «недавние трения». Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил 8 апреля, что считает президента Афганистана «хорошим и нужным партнером» Североат-лантического альянса, хотя Х. Карзай не всегда выступает и высказывается так, как хотели бы его западные союзники.

7 апреля подал в отставку руководитель избирательной комиссии Аф-ганистана А. Лудин и его заместитель. Отметим, что отставка руководителей избиркома произошла на фоне массированного давления со стороны между-народных организаций, заявляющих о многочисленных нарушениях, допу-щенных в ходе президентских выборов в Афганистане в августе 2009 г.

6 апреля палестинские группировки в секторе Газа – «Исламский джихад», Народный фронт освобождения Палестины и Демократический фронт освобождения Палестины объявили о прекращении ракетных обстре-лов израильской территории. Этот шаг стал результатом давления, оказанно-го на них со стороны руководства движения ХАМАС, не желающего на дан-ном этапе обострения отношений с Израилем.

Министр иностранных дел Израиля А. Либерман заявил 6 апреля, что правительство его страны разорвет все ранее достигнутые мирные догово-ренности с Палестинской национальной администрацией (ПНА) и аннекси-рует территории на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), если палестинцы в одностороннем порядке попытаются провозгласить создание независимого государства. Выступление А. Либермана стало ответом на высказывания гла-вы правительства ПНА. С. Файяда о том, что к лету 2011 г. палестинцы могут провозгласить создание независимого государства, даже если к этому времени не будет достигнуто соглашение о мире с Израилем.

11 апреля командование ВС Израиля ввело в действие постановление, которое позволяет военным производить массовые высылки палестинцев на ЗБРИ, а также производить аресты и предавать суду палестинцев и других арабов за их незаконное пребывание на территории Западного берега.

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху вновь подтвердил, что строительство еврейских поселений на ЗБРИ и особенно но-вого жилья в Иерусалиме будет продолжено.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган, находившийся с официальным визитом во Франции, назвал Израиль «главной угрозой стабильности на Ближнем Востоке». В ответ Б. Нетаньяху заявил, что сожалеет по поводу по-стоянных нападок главы турецкого правительства на Израиль.

Сложная обстановка сохраняется в Ираке. 6 апреля в Багдаде вновь была совершена серия терактов, в результате чего погибли 40 и получили ра-нения 135 человек. Тем временем 7 апреля были опубликованы результаты проведенного 2-3 апреля во всех провинциях Ирака (кроме курдской автоно-мии) т. н. «референдума» по кандидатуре возможного главы правительства страны. Он был организован сторонниками радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Сообщается, что в голосовании приняли участие около 1,43 млн человек, в основном шиитов. Первое место (24 проц) занял И. аль-Джаафари (премьер-министр страны в 2005-2006 гг.). Нынешний глава правительства Н. аль-Малики занял четвертое место (10 проц). В то же время лидер блока «Аль-Иракия» А. Алауи, получивший наибольшее число мест в парламенте на выборах 7 марта, был лишь пятым (9 проц).

7 апреля было объявлено о создании миссии Евросоюза по обучению военнослужащих правительственной армии Сомали. Учебный лагерь миссии расположен на территории Уганды, а подготовка 2000 сомалийских солдат и офицеров начнется в конце апреля. Подчеркнем, что учебная программа включает и вопросы борьбы с пиратством.

Приложение

Об отношениях Пакистана с арабскими странами

Многоплановые отношения с арабскими странами, главным образом Юго-Западной Азии, традиционно является одним из приоритетных направ-лений внешней политики Пакистана. При этом наибольшую заинтересован-ность в Исламабаде проявляют к развитию добрососедского сотрудничества с монархиями Аравийского полуострова. Из арабских стран Северной Африки наибольшее развитие получили связи с Египтом и Ливией.

Пакистан в условиях постоянного роста потребностей в энергоресурсах крайне заинтересован в получении нефти, нефтепродуктов и природного газа из соседних арабских государств. В Исламабаде также заинтересованы в продолжении поступления финансовой помощи от аравийских монархий. Очень важным фактором, непосредственно влияющим на отношения с араб-скими странами, особенно с Королевством Саудовская Аравия (КСА) являет-ся культурно-религиозное родство населения. В первую очередь — это ислам, играющий исключительно важную роль в Пакистане. Для арабов же Пакистан представляет собой одну из крупнейших по численности населения му-сульманских стран. Среди важных предпосылок развития отношений между Пакистаном и арабскими государствами зоны Персидского залива является присутствие практически во всех из них многочисленной пакистанской диас-поры. Благоприятному развитию отношений Пакистана с арабскими государ-ствами способствует и географическая близость сторон.

В Исламабаде рассматривают большинство арабских государств как внешнеполитических партнеров, имеющих с Пакистаном близкие или совпа-дающие позиции по основным проблемам региональной и мировой политики. Пакистан традиционно взаимодействует с арабскими странами, особенно с КСА и другими аравийскими монархиями по многим международным во-просам, особенно по афганской и палестинской проблемам. Исламабад же получает от арабских партнеров поддержку по проблеме Кашмира. Так, арабские страны регулярно выступают за включение кашмирского вопроса в повестки дня саммитов и министерских встреч Организации Исламская кон-ференция и способствуют принятию нужных Исламабаду резолюций. В Эр-Рияде же использует Пакистан для расширения своего влияния в мусульман-ских странах за пределами Ближнего Востока. Несомненно и саудовское влияние на внутриполитические события в Пакистане. В целом саудовско-пакистанские отношения имеют характер стратегического партнерства.

Руководство Пакистана на протяжении многих лет поддерживает араб-скую позицию по урегулированию арабо-израильского конфликта. Исламабад выступает за полный вывод израильских войск со всех оккупированных в ходе войны 1967 г. арабских территорий и создание независимого палестин-ского государства со столицей в Иерусалиме. При этом пакистанцы не вы-двигают каких-либо самостоятельных инициатив по арабо-израильскому уре-гулированию, согласовывая свой курс с Эр-Риядом. Вместе с тем, пакистан-ские представители периодически контактируют с израильтянами.

Характерной особенностью пакистанской политики является избегание вмешательства в конфликты между арабскими государствами.

Отметим еще один важный момент. В 1998 г., когда Пакистан вслед за Индией провел испытания ядерного оружия, в арабских странах приветство-вали создание «исламской» атомной бомбы, а аравийские монархии даже частично компенсировали Пакистану ущерб от введенных против него меж-дународных санкций.

Важнейшей составляющей отношений Пакистана со странами-членами ССАГПЗ являются торгово-экономические связи. Здесь главными партнерами Пакистана выступают Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, на долю которых приходится свыше 20 проц внешнеторгового оборота страны. Аравийские монархии обеспечивают до 90 проц пакистанского импорта нефти и нефтепродуктов, в т. ч. до 45 проц этого импорта приходится на Саудовскую Аравию. Большое значение для Пакистана имеют и поставки природного газа из государств Аравийского полуострова. Пакистан же экспортирует в араб-ские страны, особенно в КСА и ОАЭ преимущественно сельскохозяйствен-ную продукцию (рис, пшеницу, фрукты и др.), рыбную продукцию, удобре-ния, стройматериалы, кожу и кожаные изделия. Вместе с тем, в последние годы на аравийских рынках происходит падение спроса на пакистанские то-вары, в т. ч. удобрения и стройматериалы, что связано с налаживанием соб-ственного производства этой продукции.

Пакистан имеет в торговле с аравийскими монархиями хронический дефицит, покрываемый разного рода льготами, льготными займами, различ-ными финансовыми вливаниями. Например, ежегодный товарооборот между Пакистаном и Саудовской Аравией составляет около 2,1 млрд долларов, из которых на пакистанский экспорт приходиться всего 350 млн долларов.

Большое значение имеют арабские инвестиции в долгосрочные паки-станские проекты, связанные с разведкой, добычей и транспортировкой угле-водородов, строительством и модернизацией транспортной системы, энерге-тикой, телекоммуникационными системами. Так, Бахрейн вкладывает сред-ства в топливно-энергетический комплекс Пакистана, сферу телекоммуника-ций и сектор информационных технологий. ОАЭ активно финансирует про-екты, связанные с электроэнергетикой и дорожным строительством. Особую привлекательность для саудовского бизнеса представляет энергетическая и нефтегазовая сфера Пакистана. Арабские компании участвуют в приватизации крупных государственных предприятий Пакистана, в местном страховом и гостиничном бизнесе. Пакистанское правительство предоставляет компаниям из стран-членов ССАГПЗ налоговые и другие льготы. Развиваются связи с аравийскими монархиями в сфере морского судоходства, рыболовства, совместного использования морских ресурсов, защиты окружающей среды.

Особую значимость для Пакистана имеет финансовая помощь стран Аравийского полуострова, которая в целом ряде случаев предоставляется на льготных условиях. Так, крупнейший кредитор Пакистана Саудовская Аравия предоставляет деньги сроком на 20 лет при 3-х процентах годовых. В ус-ловиях финансового кризиса Пакистану предоставили отсрочки по платежам. Средства аравийских партнеров идут, в частности, на развитие малого и среднего бизнеса, реализацию инфраструктурных проектов области здраво-охранения, образования, обеспечения питьевой водой сельских районов страны, возведение мечетей, гуманитарную помощь. Но, прежде всего, — это льготные поставки сырой нефти. Так, в 2008 г. в связи с мировым кризисом и обострением экономической ситуации в Пакистане Саудовская Аравия при-няла решение поставлять нефть этой стране по ценам ниже мировых. Одно-временно общий объем поставляемой нефти возрос с 80 до 110 тыс. баррелей в день. КСА и ОАЭ вместе с ведущими государствами Запада, Китаем и Тур-цией входят в международную организацию «Друзья Пакистана», которая предоставляет стране финансовую помощь.

Аравийские монархии, особенно Саудовская Аравия, являются круп-нейшим центром сосредоточения пакистанской диаспоры. Здесь проживает 1,8-2,0 млн пакистанцев, большинство из которых – это неквалифицирован-ные или малоквалифицированные рабочие. Тем не менее, в 1990-2007 гг. только пакистанцы, проживающие в КСА, перечислили на родину около 7,8 млрд долларов. К тому же миграция в страны Залива способствует ослабле-нию проблемы безработицы в Пакистане.

Заметное развитие получило военное и военно-техническое сотрудни-чество Пакистана с арабскими странами, особенно с Саудовской Аравией, Оманом и ОАЭ. В вооруженных силах КСА работают до 8000 пакистанских инструкторов и технических специалистов. Саудовские курсанты обучаются в пакистанских военных училищах. Проводятся совместные учения ВС двух государств. Развивается сотрудничество в разведывательной деятельности. Эр-Рияд и Исламабад налаживают кооперацию в военном производстве. Пе-риодически в зарубежных СМИ появляется информация о возможных кон-тактах между Саудовской Аравией и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности, хотя Эр-Рияд и Исламабад эти сообщения категорически опро-вергают. Еще в 1996 г. министр обороны КСА в ходе визита в Пакистан по-сетил предприятие по обогащению урана и завод по изготовлению ракет.

Пакистанцы служат по контракту в армиях ряда аравийских монархий. В оманском флоте имеются пакистанские советники. В 2006 г. подписано со-глашение о военно-техническом сотрудничестве между Пакистаном и Ливи-ей. В ливийских ВВС работают пакистанские инструкторы. Подразделения пакистанской армии участвуют в масштабных международных учениях «Брайт стар», проводимых на территории Египта. Сирия и Оман имеют на вооружении своих ВВС пакистанские учебно-тренировочные самолеты «Мушак». Пакистан оказывает помощь Ираку в создании новых вооруженных сил страны. Развиваются связи по военной лини с Иорданией и Суданом.

В целом, как Пакистан, так и арабские страны заинтересованы в даль-нейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и других сферах.