Согласно информации китайских специализированных военно-технических изданий, в декабре 2023 г. на вооружение Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики принят бронетранспортер ARMA от компании OTOKAR.
Данный образец бронетехники имеет колесную формулу 8х8, длину 7,82 м, ширину 2,7 м и высоту 2,22 м. Масса БТР может варьироваться от 24 до 30 тонн в зависимости от уровня бронезащиты. Турбодизельный двигатель американского производства мощностью 450 л. с., позволяет БТР ARMA развивать максимальную скорость до 105 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива (объем бака 400 л) достаточно для совершения броска на дальность 700 км. В десантном отсеке размещается 10 военнослужащих.
В таком варианте БТР может быть оснащен дистанционно-управляемым модулем с пулеметов калибра от 5,56 до 14,5 мм или автоматической пушкой калибра 25 или 30 мм. В остальных случаях при установке обитаемых башен с орудиями калибров 90, 105 или 120 мм объем десантного отсека будет занят боекомплектом.
Китайские специалисты отмечают, что компания OTOKAR приступила к разработке данного БТР еще в 2011 г. и первым покупателем рассматриваемого образца бронетехники в 2015 г. стали СВ ВС Объединенных Арабских Эмиратов – контракт с аравийским холдингом Tawazun на поставку 400 корпусов и организацию сборочной линии (под маркой Al Jasoor Heavy Vehicle Industries) за 600 млн долл. США.
Военно-политическое руководство аравийской монархии санкционировало создание на своей территории сборочной линии БТР под обозначением «Радбан», которые представляют собой сочетание БМП турецкого производства и башни от БМП-3. В отличие от базовой версии турецкой разработки была использована более производительная силовая установка – двигатель мощностью 600 л. с., поскольку по требованию ВС ОАЭ конструкторы повысили уровень бронезащиты.
Решение о принятии на вооружение БТР «Радбан» было обусловлено сложностью поддержания боеготовности подразделений, укомплектованных гусеничной техникой российского производства, и другими особенностями военно-технического сотрудничества с РФ.
К настоящему моменту компания OTOKAR в рамках участия в проекте ВС ТР по созданию БТР нового следующего поколения под обозначением YN-ZMA завершила весь комплекс испытаний новейшего БТР модели ARMA II (процесс занял три года, пробег не менее 6000 км). Новый БТР оснащается двигателем серии Ecotorq (рабочий объем 1,2,7 л, мощность 720 л. с.), который разработан совместными усилиями конструкторов компаний Ford и Otosan.
Новая бронемашина имеет повышенный класс бронезащиты, что объясняет увеличенную до 40 тонн снаряженную массу. Повышение маневренности машины стало возможным за счет поворота всех восьми колес.
На выставке Expodefensa 2023 был представлен макет бронемашины с башней, в которой установлено орудие калибра 105-мм, тогда как в базовой комплектации рассматриваемый БТР оснащается модулем UCOK, в котором можно разместить пулеметы калибров 7,62 или 12,7 мм. или при необходимости автоматический гранатомет калибра 40 мм.
В упомянутом выше проекте СВ ВС ТР YN-ZMA участвуют также компании ВМС со своим БТР модели ALTUG и FNSS, которая продвигает собственную разработку PARS IV.
Турецкие обозреватели сравнивают продукцию национального ОПК с теми образцами бронетехники, которые уже применяют ВСУ в рамках вооруженного конфликта с РФ. По имеющимся данным, турецкие аналитики проводили сравнение БТР ALTUG с украинским БТР-4МВ1. Бронемашина турецкого производства имеет большие габаритные размеры, что повышает ее уязвимость, т. к. габаритную цель проще поражать как в движении, так и на месте.
Российско-украинский вооруженный конфликт показал, что большинство серийных бронемашин, разработанных ранее не в полной мере соответствуют требованиям современного сухопутного боя. Живучесть бронетехники обеспечивается за счет дополнительных решетчатых экранов с элементами динамической защиты. Особую актуальность приобрел вопрос оперативного ремонта, который возможен только в отношении сравнительно простой техники.
Кроме того, осуществляется сбор информации о боевом применении колесных бронемашин «Кирпи-1» (пр-во компании ВМС) и «Кобра-2» (пр-во компании OTOKAR), которые были переданы ВСУ в рамках договоренностей достигнутых между Киевом и Анкарой на высшем уровне.
Согласно полученной информации, взрывостойкие бронемашины «Кирпи-1», разработанные турецкими специалистами для нужд специальных операций по борьбе с курдскими отрядами, не обладают требуемым уровнем проходимости и систематически застревают на пересеченной местности. Уровень бронезащиты ВБМ «Кирпи» не соответствует условиям современного вооруженного конфликта высокой интенсивности, в рамках которого широкомасштабно применяются противотанковые управляемые ракеты. Как известно, российские военные смогли захватить несколько «Кирпи-1» в состоянии пригодном для эксплуатации.
В отношении разведывательно-дозорной бронированной машины «Кобра-2» известно, что ВСУ получило незначительное их количество, однако в открытом доступе уже есть сведения об их уничтожении российскими военными.
Положительный опыт боевого применения высокомобильных колесных самоходных артиллерийских установок европейского производства в рамках СВО является доводом для турецких конструкторов к разработке новых образцов подобной техники, даже при условии, что на вооружении СВ ВС ТР находятся гусеничные САУ Т-155 «Фиртина» (лицензионная версия южнокорейской К-9 «Гром») и осуществляется программа серийного строительства новой модификации под обозначением «Фиртина-2».
По данным китайских источников, компании ASFAT, BMC, ASELSAN и MKE совместно работают над колесной (формула 8х8) САУ под обозначением ARPAN, которая пока существует только в виде электронных и масштабных моделей.
Достоверно известно, что турецкий производитель артиллерийских систем и боеприпасов – компания MKEК расширяет производственные возможности, поскольку ВСУ потребляют значительное количество снарядов калибра 105 и 155мм. и европейские поставщики не могут удовлетворить постоянно высокий спрос.
По мере продолжения российско-украинского конфликта и увеличения доли западной техники, а именно основных боевых танков с орудиями калибра 120 мм, подразделения ВСУ будут приобретать противотанковые боеприпасы. Производство таковых освоено в Турции благодаря содействию южнокорейских партнеров, вовлеченных в проект национального ОБТ «Алтай».
В дополнение к указанным аспектам компания МКЕК в марте 2023 г. начала поставки новейшей сверхлегкой мобильной гаубицы BORAN калибра 105 мм в подразделения СВ ВС ТР – передано 7 ед. По данным китайских источников, благодаря новейшим боеприпасам данное орудие позволяет обстреливать цели, находящиеся на удалении до 17 км.
Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что в 2023 г. предприятия ОПК ТР продолжили работу по увеличению доли комплектующих национального производства в своей продукции, а также расширяют область своего присутствия. В декабре 2023 г. турецкие оружейники зарегистрировались в тендере ВС Латвии на поставку БМП.