- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии атак йеменских хоуситов на торговые суда в Красном море на рынок нефти и безопасность стран Персидского залива

Как указывают британские эксперты, рынок нефти  демонстрирует «умеренные опасения» на фоне последних по времени действий йеменских хоуситов  в Красном море, что не отвечает ожиданиям  некоторых экспертов, которые ожидали более серьезного  скачка цен на энергоносители. США заявляют, что хоуситы нанесли более 100 ударов беспилотниками и ракетами по 10 торговым судам в Красном море. В последние дни их атаки усилились, а цены на нефть поначалу выросли. Но нефть марки Brent, международный бенчмарк, подешевела  20 декабря примерно на 0,6% до 79,70 доллара за баррель, увеличив недельный прирост примерно на 8%. Тем не менее, эксперты ожидали более резких колебаний цен, учитывая историю роста цен на нефть, когда в регионе Персидского залива разгорался тот или иной конфликт. Атаки хоуситов были сосредоточены вокруг Баб-эль-Мандебского пролива, стратегической точки в Красном море, через которую проходит около 9% мировой сырой нефти и нефтепродуктов. Тем не менее, паники на рынке страховых услуг нет. «Премия за риск на нефтяных рынках  не была так высока, как можно было бы ожидать», — полагает Карен Янг, эксперт Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. «Откуда вся эта паника и дикие колебания цен? Я думаю, что рынок сильно преуменьшает последствия взрыва в Баб-эль-Мандебе» — считает Виктор Катона, аналитик компании Kpler, занимающейся анализом данных по сырьевым товарам. Он указал, что рынок, похоже, «переварил» сбои судоходства в Красном море, отметив, что среднемесячный поток сырой нефти и нефтепродуктов в размере 7 млн баррелей в сутки через Суэцкий канал в декабре сократится вдвое, но фундаментальные показатели нефтяного рынка, перестройка глобальных энергетических потоков и стратегические расчеты хоуситов и их союзников в Тегеране пока успешно  сдерживают цены.

Есть несколько причин этого.

  1. Атаки хоуситов происходят по мере того, как рынок нефти переполняется новыми поставками, в том числе из США, где добыча достигла нового рекорда. Напряженность между Тегераном и Вашингтоном из-за войны в Газе не повлияла на стремительно растущий экспорт нефти из Ирана. Тем временем аналитики прогнозируют слабый спрос на нефть. «Энергоносители, проходящие через Баб-эль-Мандеб, важны для рынков, но это еще не критично», — полагает Джим Крейн, эксперт по энергетическим исследованиям в Институте Бейкера Университета Райса. В самом узком месте пролив имеет всего 18 миль в ширину, что ограничивает движение танкеров всего двумя каналами шириной в 2 мили для входящих и исходящих судов. Хотя эта логистика важна, артерией, которая больше всего беспокоит рынки и политиков, является Ормузский пролив, отделяющий Иран от стран Персидского залива, через который проходит до 30% потребляемой в мире нефти. Аналитики Goldman Sachs считают, что если бы хоуситы выполнили свою угрозу полного перекрытия пролива в худшем случае, цены на нефть выросли бы всего на 3-4 доллара за баррель. Британская BP объявил на этой неделе, что приостановит все поставки через Красное море, сославшись на «ухудшающуюся ситуацию с безопасностью». Норвежская танкерная компания Frontline также заявила, что направляет суда в более длительный маршрут вокруг Африки. Армен Азизян, аналитик рынка сырой нефти в Vortex, полагает, что танкеры у побережья Йемена начали менять свои маршруты, чтобы замаскировать свое местоположение в качестве меры безопасности. Фрахтовые ставки для танкеров, следующих с Ближнего Востока в Европу, также выросли в результате нападений. Эти действия подчеркивают обеспокоенность владельцев судов и операторов, перевозящих энергоносители, «[но] в целом маловероятно, что потоки будут перенаправлены значительным и постоянным образом», — считает Азизян. Согласно данным MarineTraffic, 19 декабря вечером в Красном море находилось 12 судов со сжиженным природным газом (СПГ) и 182 судна с наливными грузами, включая нефть. Это больше, чем среднее количество судов, перевозивших такой груз до того, как хоуситы начали свои атаки. Фотиос Кацулас, ведущий аналитик по танкерным перевозкам в S & P, уверен, что компании, которые перенаправляются в Африку, представляют собой лишь небольшую часть мирового флота.
  2. Относительное «спокойствие» рынка объясняется тем, что бОльшая часть танкеров, работающих в Красном море, перевозит российскую нефть. После начала войны на Украине арабские государства Персидского залива поменялись местами с Россией на нефтяном рынке, перенаправив свои продажи в Европу, в то время как Москва перенаправляет поставки нефти в Азию. Глобальная перестройка торговли энергоносителями увеличила движение танкеров в Красном море, но мало кто в отрасли верит, что они попадут под прицел хоуситов. «Возросшая активность с точки зрения прохождения танкеров через Суэцкий канал с прошлого года в первую очередь связана с тем, что российские баррели уходят из Европы в Индию и Китай. Все эти суда просто не станут мишенью», — считает Катсулас. Хоуситы говорят, что они наносят удары только по судам, связанным с Израилем, но некоторые из них практически не связаны с Израилем. 18 декабря норвежский владелец судна, атакованного хоуситами, заявил, что они полагались на неверные данные из-за его ложных связей с Израилем. Тем не менее, инсайдеры отрасли и западные официальные лица говорят, что хоуситы продемонстрировали изощренную способность точно определять свои удары. «Хоуситы были чрезвычайно аккуратны, не нанося ударов по незападным нефтяным танкерам. В Красном море много саудовских, иракских и российских танкеров, и хоуситы не атаковали ни одного», — указывает Катона из Kpler. В результате войны на Украине в Красном море резко увеличилось количество судов, перевозящих СПГ из Катара в Европу, но мало кто ожидает, что хоуситы нанесут удар по этим судам, учитывая теплые отношения Дохи с Ираном. Хоуситы также воздержались от нанесения ударов по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии или ОАЭ. Аналитики Goldman Sachs заявили, что этот момент до сих пор был определяющим  фактором, сдерживающим цены. И он же определяет причину отказа практически всех стран Персидского залива (за исключением Бахрейна) присоединяться к американской коалиции сил ВМС в Красном море.  19 декабря представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что было ясно, что Иран предоставлял «средства, инструменты, возможности [и] оружие» хоуситам для нанесения ударов, но уклонился от ответа, руководил ли ими Иран. Западный военный, который говорил на условиях анонимности, сказал, что практика нанесения ударов хоуситами, которая, по иронии судьбы, может сдерживать нефтяные рынки, указывает на гораздо более тесную координацию между их руководством и Тегераном: «Иранская революционная гвардия действует в Йемене. Изощренные действия хоуситов указывают на тщательное руководство».

При этом хоуситы сейчас ведут прямые переговоры с Саудовской Аравией, чтобы превратить паузу в боевых действиях в Йемене в долгосрочное мирное соглашение, которое, по мнению аналитиков, вероятно, укрепит их контроль над Северным Йеменом. В этой связи у них нет причин наносить удары по саудовским нефтяным танкерам прямо сейчас. «Саудовская Аравия в течение нескольких месяцев была вовлечена в сложный политический процесс с хоуситами с целью переговоров об условиях выхода из войны в Йемене. Любая эскалация в Красном море, когда Саудовская Аравия будет активно участвовать в антихоуситской коалиции, может сорвать этот процесс. Это нанесло бы большой ущерб наследному принцу [Саудовской Аравии] Мухаммеду бен Сальману, который прилагает значительные усилия для того, чтобы отодвинуть внешнюю политику своей страны от более конфронтационной позиции предыдущих лет», — указывает Томас Джуно, доцент Оттавского университета.  ОАЭ, которые также подвергались нападениям со стороны хоуситов в последние годы, испытывают аналогичные опасения. «В прошлом мы видели, что у хоуситов есть возможность нанести прямой удар по ОАЭ. На данный момент это серьезная проблема безопасности в Абу-Даби», — считает Андреас Криг, доцент кафедры оборонных исследований Королевского колледжа Лондона.  Элеонора Ардеманьи, старший научный сотрудник Итальянского института международных политических исследований, считает, что арабские страны и страны Персидского залива займут «выжидательную позицию»: «Поскольку никто не хочет быть в поле зрения нападений хоуситов или других поддерживаемых Ираном группировок, вполне вероятно, что они предпочитают оставаться в тени, возможно, оказывая только разведывательную поддержку операции».

Что касается Бахрейна, то его тесная военно-морская координация с США, вероятно, способствовала его готовности публично участвовать в коалиции. Ардеманьи отметил, что в Бахрейне находится штаб 5-го флота США, действующего в Персидском заливе, Красном и Аравийском морях. Она добавила, что Манама сотрудничает с ВМС США в разработке новых беспилотных систем и искусственного интеллекта, и две страны подписали соглашение о безопасности и обороне ранее в этом году. Ограниченное участие Бахрейна в гражданской войне в Йемене по сравнению с его соседями из Саудовской Аравии и ОАЭ, возможно, тоже было фактором его прямого участия.  «Его вклад в новое оперативное соединение ВМС, скорее всего, будет незначительным, учитывая его небольшой размер. Его участие в оперативном соединении гораздо меньше подвергает его ответным действиям хоуситов», — сказал Джуно. Эбрахим Шариф, ведущий бахрейнский оппозиционный активист, был арестован после критики участия Бахрейна в оперативной группе в постах в социальных сетях на X, сообщил 20 декабря Бахрейнский институт прав и демократии. В отличие от Эр-Рияда, Бахрейн до сих пор не имеет дипломатических отношений с Ираном. И Манама, и Эр-Рияд разорвали связи с Тегераном в 2016 году, но Саудовская Аравия официально восстановила отношения в марте. «Бахрейн … является самой антииранской страной ССАГПЗ. Он всегда очень решительно выступал против иранских интересов», — сказал Криг.

  1. Помимо опасений по поводу срыва сближения с фактическими правителями Йемена в Сане, страны региона также опасаются появления признаков противодействия акту палестинской солидарности. «Они не хотят, чтобы их считали поддерживающими военные усилия Израиля, позиционируя себя против хоуситов. Общественное мнение в Персидском заливе стало очень враждебным по отношению к Израилю и поддержке Израиля со стороны западных стран, особенно США. Страны Персидского залива пересмотрят, как и при каких обстоятельствах они будут интегрироваться с США. У США, безусловно, нет такой свободы маневра в Персидском заливе, какой они обладали до этой войны в Газе», — считает Криг. От себя добавим, что двусторонние договоренности о безопасности своих танкеров с Ираном (и хоуситами) дают гораздо больше гарантий безопасности, нежели все коалиции американцев, вместе взятые.

Это не первый признак недовольства ВМС США в регионе: в мае ОАЭ заявили, что больше не принимают участия в проводимых США операциях по защите судоходства в Персидском заливе. Считалось, что это произошло из-за предполагаемого бездействия США в связи с захватом эмиратских танкеров. Джуно уверен, что для того, чтобы новая оперативная группа была эффективной, США должны «предпринять кинетические действия и нанести прямой удар по активам хоуситов» и добавил: «Делая это во время очень высокой региональной напряженности, мы рискуем эскалацией, которой США и их партнеры в основном хотят избежать. Ирану и хоуситам удалось запугать своих арабских соседей. Странам Персидского залива есть что терять, вступая в бой с Ираном, а Ирану терять нечего. Хоуситы и Иран уже победили».  В этой связи отметим, что хоуситы не обстреливают военные корабли США, а американцы с большей долей вероятности не наносят удары по целям хоуситов в Йемене.  То есть, все эти маневры пока носят характер усиления внешних козырей для переговоров, которые сейчас идут с хоуситами в Омане.