- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о перспективах отношений между США и Пакистаном

Пакистан в течение десятилетий играл важную роль для США и их жизненно важных интересов в регионе Ближнего и Среднего Востока. Во-первых, значение Пакистана подчеркивается, прежде всего, его демографическим потенциалом (численность населения перевалила за 235 млн человек). Необходимо добавить, что это очень активное в политическом и экономическом плане население.

Во-вторых, уникальной геополитической ситуацией. От позиции Пакистана зависит стабильность в Южной и Центральной (Афганистан) Азии и на Ближнем Востоке. Пакистан граничит с такими азиатскими великими державами как Индия, Китай и Иран.

В-третьих, большое значение имеет огромный военный потенциал Пакистана. Не нужно забывать о том, что это мусульманское государство Южной Азии является ядерной державой. Позиция Пакистана имеет большое значение для внешнеполитических интересов США. В течение десятилетий Исламабад был стратегическим партнером Вашингтона. Значение Пакистана для американской внешней и оборонной политики существенно повысилось в период после 2001 года (американская оккупация Афганистана). В эти годы Пакистан превратился в логистический хаб для снабжения американского военного контингента в Афганистане, а также во «второй фронт» борьбы с движением «Талибан» (Северный и Южный Вазиристан).

Исходя из этого понятен интерес, проявляемый к Пакистану американскими экспертами и аналитиками. На сайте Вашингтонского Института Ближнего Востока была опубликована статья Сайеда Мухаммеда Али «Управляя американо-пакистанскими отношениями в смутные времена: возможности и препятствия»(1).  Автор статьи  отмечает, что после вывода американских войск из Афганистана может показаться, что Пакистан уже не является приоритетом для американской внешней политики. Тем не менее, по его мнению, Вашингтону не стоит поворачиваться спиной к Пакистану. Очевидно, что американские стратегические интересы требуют непрерывного внимания и вовлеченности в пакистанские дела. Пакистан является значительной мусульманской страной, обладающей ядерным оружием. Он поддерживает стратегическое сотрудничество с Китаем. Пакистан находится в долговременной конфронтации с Индией, которая может привести к катастрофическим результатам. Несмотря на то, что в настоящее время Исламабад имеет напряженные отношения с режимом талибов в Кабуле, он может сыграть стабилизирующую роль в Афганистане.

В связи с этим автор доклада призывает американских политиков к более долгосрочному видению отношений с Пакистаном. Американский эксперт признает, что США не могут соревноваться с КНР в Пакистане, так как китайское влияние в этой стране пустило слишком глубокие корни. Одновременно на развитие американо-пакистанских отношений негативное влияние оказывает углубляющееся стратегическое партнерство Вашингтона с Индией. Пакистанская элита считает, что военно-техническое сотрудничество США с южноазиатским гигантом существенно усиливает индийские военные возможности. Тем не менее, по мнению эксперта,  в двусторонних отношениях с Пакистаном остается достаточно пространства для усиления американского влияния. Американский политолог предлагает следующие сферы сотрудничества между США и Пакистаном.

Во-первых, привлечение инвестиций в частный сектор Пакистана, пользуясь ростом инфраструктуры и энергетической сферы по причине притока китайских капиталовложений. При этом он особо выделяет сферу энергетики и возобновляемых источников энергии (складывается такое впечатление, что «зеленый переход» играет для современных западных экспертов такую же важную роль как «строительство коммунизма» для преподавателей марксизма в СССР –авт.).

Во-вторых, содействие Пакистану в освоении месторождений полезных ископаемых (золота, меди, цинка, свинца и т.д.).

В-третьих, содействие в подготовке управленческих кадров среднего звена.

В-четвертых, помощь Пакистану в борьбе с терроризмом. При этом она подразумевает сотрудничество в данном вопросе не только с Межведомственной разведкой Пакистана, но и с гражданскими ведомствами и институтами.

В-пятых, гуманитарное содействие афганским беженцам и содействие афганцам, бегущим от режима талибов в устройстве на территории Пакистана. В этом вопросе американский эксперт, кажется, промахнулся. Новый председатель Комитета начальников штабов Пакистана генерал Асим Мунир провозгласил курс на постепенное возвращение 1,7 млн беженцев в Афганистан и ужесточение пограничного контроля. Исламабад явно не собирается принимать афганских граждан.

Далее Сайед Мухаммед Али рассматривает внутриполитическую ситуацию в Пакистане и ее влияние на американо-пакистанские отношения. В 2018-2022 годах при правительстве Имрана Хана они существенно ухудшились, что объяснялось антиамериканской позицией этого политика. Имран Хан и его партия «Пакистан Техрик-э-Инсаф» (ПТИ) пришли к власти в 2018 году в результате соглашения с армейским командованием. Однако с 2021 года их отношения стали ухудшаться. В частности, генералитет воспротивился попыткам Имран Хана провести своего человека на пост руководителя Межведомственной разведки Пакистана. Результатом стал вотум недоверия, вынесенный пакистанским парламентом правительству Имрана Хана в апреле 2022 года. Сторонники бывшего премьера 9 мая 2022 года организовали массовые демонстрации с применением насилия и нападением на военные объекты. В связи с этим Имрану Хану было выдвинуто обвинение в терроризме, и он даже был на какое-то время арестован. К власти пришло новое коалиционное правительство из представителей 13 партий во главе с представителем Пакистанской Мусульманской Лиги (ПМЛ(Н)) Шахбазом Шарифом, при котором взаимодействие двух государств стало расти.

Американский эксперт считает важным рычагом воздействия США на Пакистан лидирующие позиции Вашингтона в Международном валютном фонде (МВФ). Внутриполитическая турбулентность в Пакистане на время отвлекла политический класс и рядовое население этой страны от ухудшающейся экономической ситуации. В ноябре 2022 года МВФ приостановил выдачу транша займа на 6,5 млрд долларов. К февралю 2023 года валютные резервы Пакистана настолько уменьшились, что их осталось только на то, чтобы покрыть импорт жизненно необходимых товаров на две недели. Помогли китайский кредит на сумму в 2 млрд долларов, полученный в марте, и «спасительный заем» МВФ на сумму в 3 млрд долларов, полученный в июле с. г.

Автор констатирует рост влияния вооруженных сил в Пакистане. По его мнению, Вашингтону необходимо придерживаться реалистической линии и не выдвигать требований о демократизации этого государства и снижении там роли армии. Все, что должны делать американцы – это способствовать более эффективному управлению, препятствовать развязыванию в Пакистане новых репрессий, в том числе, со стороны армии, и не допустить сползанию Пакистана в хаос. Кроме того, антидемократические тенденции, по мнению эксперта, развиваются не только в Пакистане, но и в остальных государствах Южной Азии. Индия, по его словам, сделала феноменальные экономические успехи, но в политическом плане в этой стране развиваются антидемократические тенденции: рост индуистского национализма (хиндутва) и антиисламские настроения, подогреваемые правящей Бхаратия Джаната Парти (БДП). На Шри-Ланке народные протесты привели к отставке правительства братьев Раджапакса, давно монополизировавших политическую жизнь в стране, но новый президент близок к прежнему режиму и не исключено возвращение партии Раджапакса к власти в следующем году. В Бангладеш правящая Авами Лига всеми силами пытается удержаться у власти, даже нарушая конституцию. Так что Пакистан на этом фоне является примером демократии.

Публикация данного материала на сайте влиятельного Вашингтонского Института Ближнего Востока является доказательством того, что, несмотря на стратегическое партнерство с Индией, Вашингтон хотел бы восстановить союзнические отношения с Пакистаном в непростой глобальной ситуации.

  1. Managing US Relations with Pakistan in Uncertain Times: Opportunities and Obstacles | Middle East Institute (mei.edu) [1]