Пока ЦАХАЛ продолжает военную операцию в секторе Газа по уничтожению военной структуры ХАМАСа и ее командного состава, поступают сообщения о том, что между его и израильскими представителями периодически происходят контакты через посредников, прежде всего США и Катара, по освобождению израильских и иностранных заложников, захваченных боевиками исламистской организации, в обмен на находящихся в заключении в израильских тюрьмах палестинцев и открытие коридоров для доставки в Газу гуманитарной помощи. На сегодня указываются два места, где такого рода контакты имели или имеют место в декабре с. г. – Доха и Варшава. При этом главным переговорщиком с израильской стороны является руководитель «Моссада» Давид Барнеа, с американской стороны – директор ЦРУ Уильям Бернс, с катарской – премьер-министр эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани, тогда как имена представителей ХАМАСа хранятся в полной тайне.
Буквально 18 декабря в польской столице директор ЦРУ встретился с главой израильской спецслужбы «Моссад» и рядом высокопоставленных чиновников из Катара. Целью прошедших переговоров стала попытка добиться возобновления переговорного процесса с представителями ХАМАСа по вопросу освобождения удерживаемых в секторе Газа лиц. Предыдущие переговоры между властями Израиля и руководством ХАМАСа зашли в тупик из-за израильских требований освободить удерживаемых женщин, которые являются военнослужащими ЦАХАЛа. Однако, несмотря на многочисленные разногласия по ряду вопросов, власти Израиля и руководство ХАМАСа выразили готовность к возобновлению режима перемирия в секторе Газа.
Надо отметить, что директор ЦРУ стал ключевой фигурой в усилиях США по освобождению заложников, удерживаемых ХАМАСом в секторе Газа, благодаря своей активной челночной дипломатии и манере действовать тихо, не привлекая излишнего внимания. В последние недели Бернс, бывший до этого послом США в России, а до этого и в Иордании (он довольно свободно говорит по-арабски) своей челночной дипломатией завоевал себе репутацию среди арабских стран как ключевой собеседник США в нынешнем кризисе. И все это наряду с многочисленными поездками в регион госсекретаря Энтони Блинкена, министра обороны Ллойда Остина и даже президента Джо Байдена.
Если верить американским источникам, Блинкен и Остин сосредоточены больше на определении характера и прогнозирования будущего исхода конфликта, а также на том, что будет после окончания войны Израиля против ХАМАСа в плане политического решения. Бернс же, работавший послом и высокопоставленным чиновником Госдепартамента, обладает способностью действовать спокойно и без лишней рекламы, что делает его наиболее подходящим американским деятелем для работы на Ближнем Востоке, где местные деятели и чиновники предпочитают сохранять конфиденциальность своих разговоров.
Вместе с тем, зачастую контакты директора ЦРУ обрастают различного рода домыслами и слухами. Так, когда президент России В.В.Путин находился с визитом в ОАЭ и Саудовской Аравии, У.Бернс был в Дохе, после чего пошли разговоры о том, что там чуть ли не решалась судьба всего послекризисного переустройства Ближнего Востока и решения палестинской проблемы. Хотя в реалии он решал основную задачу – договориться об освобождении очередной партии иностранных заложников в обмен на некоторые уступки Израиля по вопросам гуманитарного характера, никак не влияющие на его планы завершить военную операцию в Газе полным разгромом ХАМАСа. Это подтвердил и своим заявлением 23 декабря премьер-министр Б.Нетаньяху, отметив, что действия израильской армии будут продолжены.
В социальных сетях появилось даже следующее. Директор ЦРУ США якобы привез в Катар американский план, подготовленный в кругах американских спецслужб в сотрудничестве со спецслужбами Египта, Турции, Катара и Иордании, как стран, представляющих суннитов при участии спецслужб Ливана, Ирана и Ирака, как стран, представляющих шиитов, а Саудовская Аравия участвовала в качестве гаранта финансирования. План этот чуть ли не включает в себя рабочий документ о будущем палестинского вопроса и необходимости прекращения нынешнего конфликта, продолжение которого угрожает американским стратегическим интересам и, прежде всего, угрожает существованию Государства Израиль.
При этом в нем будто бы содержатся следующие элементы :
- Комплексная смена израильского политического руководства, руководства в сфере безопасности и военного руководства путем проведения досрочных выборов не позднее марта 2024 года, а судьба Нетаньяху остается внутренним делом Израиля, находящимся под юрисдикцией израильской судебной власти.
- Всеобъемлющая смена палестинского руководства в сфере политики и безопасности. Изменения коснутся движения ФАТХ и других группировок Организации освобождения Палестины, увольнение всех членов Центрального комитета и Революционного совета движения ФАТХ, а также созыв конференции движения ФАТХ не позднее апреля 2024 года в соответствии с внутренним регламентом, действующим внутри движения.
- Всеобщие выборы в законодательные органы и президента Палестины пройдут с участием Восточного Иерусалима в течение максимального периода до октября 2024 года, с участием всех палестинских сил.
- Полная «очистка» израильских тюрем и освобождение всех заложников, похищенных в секторе Газа, не позднее февраля 2024 года. В центре внимания оказался Марван Баргути, который якобы сыграет ключевую роль в формировании будущей палестинской политической системы (США выдвигают его на пост президента), совместно с Ахмедом Саадатом и многими лидерами остальных палестинских сил и фракций, которым будет отведена важная роль в будущем палестинском руководстве, которое завершится после создания двух государств.
- Предложение важных экономических пакетов по восстановлению Газы под полным контролем ООН и главным образом при финансировании стран Персидского залива.
- Переходный период начинается в январе 2024 года и продолжается до октября 2024 года. Вашингтон назначает ответственным Насера аль-Кудву (племянника Ясира Арафата) и Имада Абу Кишка его заместителем.
- Салям Файяд принимает на себя временное правительство с Зиадом Абу Амром в качестве его заместителя и с определенным количеством министров в виде мини-правительства, а не расширенного правительства, максимальная дата – октябрь 2024 г.
- Палестинский национальный совет будет созван в ноябре 2024 года, и каждый победивший член Законодательного совета автоматически станет членом Национального совета. Новые члены Национального совета будут назначены из списков, подготовленных палестинскими силами, пропорционально количеству мест. Они добились прошли в законодательные органы без выборов, а были назначены от своих партий.
- Законодательный совет Палестины будет иметь право вносить поправки в Основной закон Палестины, в который были внесены поправки в 2003 году, согласно которым должность премьер-министра будет упразднена, а палестинская политическая система будет преобразована в совместную президентско-парламентскую систему, согласно которого будут расширены надзорные полномочия Законодательного совета, определены полномочия его председателя и полномочия его заместителя.
- План передислокации, который включает демонтаж поселений, обмен землями и окончательное решение проблемы Восточного Иерусалима, которое включает присутствие международных сил из 7 стран, входящих в НАТО, и стран, не входящих в НАТО, под наблюдением Организации Объединенных Наций для осуществления международного надзора и органы-гаранты, включая силы трех исламских стран: Малайзии, Турции, Иордании, а также итальянских, французских, германских и испанских сил.
- Создание американского, египетского, иорданского, палестинского и израильского оперативных штабов безопасности с участием Катара и Саудовской Аравии, с главным штабом в Каире и проведением периодических встреч на еженедельной основе.
- Формирование высшего израильско-палестинского экономического комитета.
- Формирование международного комитета под названием «Комитет консенсуса» для изучения положения палестинских беженцев в странах, соседних с Израилем и любой другой стране, в которой палестинские беженцы лишены гражданских, политических или экономических прав.
То есть одним махом США решают все аспекты палестинской проблемы, которую никто не может решить уже более 70 лет. Ясно, что такие вбросы могут делать только те, кто наивно верит в готовность Израиля пойти на такое фантастическое чудо, либо просто занимается дешевыми фейками.
В реалии все гораздо проще. Израиль ведет через посредников переговоры с ХАМАСом исключительно ради освобождения заложников. Тогда как палестинские исламисты заботятся не о населении Газы, а гарантиях свое собственной безопасности после завершения военной операции ЦАХАЛа. Только никакие гарантии им не помогут. Уже просочилась информация о том, что политическим лидерам ХАМАСа намекнули на то, чтобы они покинули Стамбул и Доху. Местные спецслужбы просто не смогут гарантировать им безопасность от возмездия Израиля. А последний уже не раз демонстрировал свою способность доставать своих врагов в любых точках планеты. Тем более что и арабам эти деятели больше не нужны. Слишком много проблем они доставили, как и стоящие за ХАМАСом «Братья-мусульмане». Вопрос только в том, а что будет с Катаром, когда он закончит выполнять свою функцию посредника при освобождении заложников. Слишком уж много проблем Доха создала в арабском мире, финансируя самые радикальные исламистские организации.
Некоторые дополнительные замечания На этой неделе издание Axios сообщало, что Израиль предложил ХАМАСу приостановить боевые действия в секторе Газа на неделю в обмен на освобождение более 30 заложников. Однако палестинская группировка отказалась от предложения израильской стороны, писала The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники.
Предыдущее перемирие между Израилем и ХАМАСом продлилось с утра 24 ноября по утро 1 декабря. Его итогом стал обмен более чем сотни израильских и иностранных заложников на примерно 200 палестинских заключенных из тюрем Израиля.
Также сообщается, что официальный представитель канцелярии главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху Ариэль Бульштейн в ходе брифинга с журналистами заявил, что после завершения военной операции против ХАМАСа вероятнее всего Израиль намерен вторгнуться в Ливан, чтобы устранить угрозу со стороны «Хизбаллы». Израильский чиновник также призвал мировое сообщество посодействовать в обеспечении безопасность северных границ страны.
При этом отмечается, что воевать с «Хизбаллой» для ЦАХАЛа будет гораздо сложнее, чем бомбить кварталы сектора Газа. Подобная военная операция может полностью обескровить израильскую армию и правительство Нетаньяху.