- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О трендах социально-экономического развития Сирии в 2024 года

Ограниченность экономического маневрирования сирийского руководства в условиях западных санкций и сохранение нестабильности в контролируемой повстанцами северной провинции Идлиб станут предопределяющими факторами социально-экономического развития страны в 2024 году. На фоне усугубления экономических показателей в условиях фактической блокировки внешних инвестиций и финансовых потоков наряду с отсутствием значимых внутренних ресурсов для обеспечения экономического прорыва, в стране будет происходить плавное ухудшение экономических показателей развития, включая падение уровня жизни и производительности труда, рост инфляции и рыночных цен, усиление коррупционной составляющей. Как следствие, будет расти социальная напряженность, которая уже вылилась в августе 2023 года в ряд стихийных протестов, преимущественно в населенной друзами провинции Сувейда. В силу ухудшения социально-экономических показателей, аналогичные антиправительственные выступления, обусловленные социальным недовольством, следует ожидать и в следующем году. На этот будет накладываться и фактор усиления присутствия и контроля иранских сил ополчения в сирийских провинциях, особенно расположенных вдали от главных управленческих центров, что вызывает недовольство местных властей и политических элит.

Другой большой заботой сирийских властей на социально-экономическом треке в 2024 году станет вопрос регулирования и стабилизации курса национальной валюты. Отсутствие единого обменного курса, растущий разрыв между официальным курсом центробанка и реалиями черного рынка, который сегодня отличается более чем в два раза – все эти факторы будут способствовать росту инфляции и дальнейшей девальвации сирийской национальной валюты. Попытки Центрального банка Сирии несколько сократить этот разрыв с августа по декабрь 2023 года увенчались относительным успехом, и эта политика будет продолжена.

В то же время, под давлением рыночных условий правительство будет вынуждено идти на новые непопулярные меры по сокращению социальных выплат и субсидий. В 2023 году была полностью отменена субсидия на топливо, при этом повышен уровень минимальной заработной платы. В результате, произошел взрывной рост инфляции, которая за текущий год выросла с 99% до 113%. Средний уровень инфляции в 2024 году ожидается на отметке не менее 60-70%. Как следствие, будет происходить дальнейшее сокращение национального ВВП, который в 2023 году упал на 4% (хотя изначально прогнозировалось его сокращение на 1.6%). В 2024 году экономисты прогнозируют дальнейшее сокращение ВВП Сирии не менее 2%.

Фактор Идлиба и вытекающих военно-политических рисков будет и далее ослаблять финансовый и институциональный потенциал Дамаска, вынужденного расходовать значительные ресурсы на его стабилизацию, тогда как они могли были бы быть инвестированы в более созидательном русле, на полномасштабную реализацию структурных и комплексных реформ по модернизации экономики и ее ключевых институтов. Вместо этого, Дамаск будет вынужден в 2024 году выделять значительные средства на военные и политические нужды для сохранения как минимум статуса-кво в отношении Идлиба, не имея достаточных маневров для реформирования и вывода страны из социально-экономического кризиса, несмотря на формальное прекращение активной фазы конфликта. Для этого правительству придется четко приоритизировать свои главные прикладные усилия и ограниченные ресурсы на экономическом треке, по всей вероятности, упирая на такие актуальные проблемы как повышение покупательской способности сирийского населения в условиях растущей инфляции и девальвации национальной валюты. Такая мера является срочной, поскольку позволит снизить накал социального протеста. Однако, степень возможностей официального Дамаска и степень эффективности данных мер не следует переоценивать. Они в основном будут направлены на поддержку лояльного правительству государственного сектора, поскольку проведение более масштабной политики удержания инфляции и социальной поддержки населения за счет субсидий общенационального масштаба в нынешних условиях, с учетом ограниченности ресурсов, не представляются реалистичными. Непопулярное, но вынужденное решение правительства об отмене в августе 2023 года субсидии на топливо свидетельствует о сокращении его возможностей проводить масштабные финансовые и иные стимулирующие интервенции в национальном масштабе, а это означает, что уровень жизни для большинства сирийского населения, которое находится сегодня в частном секторе, особенно в неформальном секторе экономики, будет в 2024 году и далее ухудшаться.

Cреди важных приоритетов правительства в социально-экономической сфере в 2024 году следует особо выделить усилия по экономической реинтеграции территорий, которые в ходе сирийской гражданской войны оказались не просто в экономической разрухе, но и полностью разрозненными с точки зрения инфраструктурных, финансовых, социальных взаимосвязей. Такая реинтеграция позволит не только восстановить единство экономической системы северных и южных провинций Сирии, но и укрепить национальный суверенитет, снизить угрозу рисков в сфере безопасности и геополитики. Данная задача является ключевой в повестке президента Башара Асада, поскольку позволяет укреплять его позиции и репутацию в качестве гаранта национальной безопасности и единства Сирии, что разделяется сегодня большинством проживающих на подконтрольной Дамаску территории. Ее значимость особенно возрастает в следующем году в преддверии намеченных в Сирии летом 2024 года парламентских выборов.

Однако, объективно говоря, возможности и рычаги сирийского правительства на этом ключевом треке социально-экономических реформ переоценивать тоже не следует. Реинтеграция территорий и социально-экономическая реконструкция Сирии будет затяжным, долгим процессом с учетом всех имеющихся и обозначенных выше ресурсных и иных ограничений. Отсутствие реального доступа Дамаска к международным рынкам финансовых заимствований, в том числе у ключевых финансовых институтов, а также растущие кризисные тенденции в мировой экономике не оставляют высоких шансов сирийскому руководству добиться значительного прогресса в восстановлении критической социально-экономической инфраструктуры страны в обозримой перспективе. В то же время ряд позитивных трендов, таких как общее прогнозируемое снижение стоимости глобальных сырьевых товаров в 2024-2025 гг., что позволит снизить расходы Дамаска на импорт ключевой продукции, окажет благоприятное воздействие на национальный бюджет и снизит бюджетный дефицит, который с начала войны в Сирии достиг беспрецедентного уровня в 12% в год. Также ряд важных сигналов в сирийской экономике позволяют рассчитывать на наращивание добычи и производства нефти и газа в следующем году, что также приведет к росту доходной части бюджета. Однако, последнее может быть в свою очередь нивелировано сокращением стоимости энергетических ресурсов на мировом рынке. Тем не менее, в целом прогнозы относительно движения в сторону сокращения бюджетного дефицита в последующем периоде являются достаточно оправданными.

Резюмируя, социально-экономическое развитие Сирии в 2024 году не позволит добиться значительного прогресса в плане восстановления довоенного уровня с учетом имеющихся внутренних и внешних ограничителей. В то же время, благоприятный прогноз в сторону улучшения ряда экономических показателей, включая сокращение бюджетного дефицита и некоторого восстановления объемов ВВП позволит сохранить стабильность и продолжить курс на экономическую реинтеграцию и консолидацию. Ключевым во всех отношениях станет социальная политика Дамаска, которая будет направлена на смягчение стремительно ухудшающихся условий для большей части населения как следствие сокращения социальных субсидий и иных мер социальной поддержки населения, особенно в негосударственном неформальном секторе экономики.