по материалам Института оборонных исследований и анализа Манохара Паррикара (MP-IDSA), Ииндия
По оценке индийских экспертов, ХАМАС разработал сложную подземную инфраструктуру в секторе Газа, состоящую из туннелей, командных пунктов, жилых помещений, складов и резервных боевых позиций. В туннелях также предусмотрены помещения для линий сборки ракет, складов взрывчатки и мастерских по изготовлению боеголовок. Эта инфраструктура широко известна как «Метро Газы». Она укреплена бетоном и другими строительными материалами и защищено противопожарными дверями, самодельными взрывными устройствами (СВУ) и минами-ловушками. Туннели используются по крайней мере с начала 1980–х годов, и известно, что члены различных палестинских повстанческих организаций использовали их со времен Первой интифады, начавшейся в 1987 году. После израильской военной операции в Газе2021 года военный лидер ХАМАСа Яхья Синвар заявил, что ХАМАС располагает системой туннелей протяженностью 500 километров и что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) повредили только 5% из них. Нет способа проверить заявление Синвара, но оно свидетельствует о масштабах проблемы, с которой ЦАХАЛ сталкивается в продолжающейся с 7 октября войне.
Туннельная война не нова и восходит к древним временам. Евреи использовали ее против римлян в Иудее в I веке н. э. В ХХ веке время туннели использовались в битвах на хребте Вими, Мессине и Сомме во время Первой мировой войны, вьетконговцами во Вьетнаме и ВСУ в Мариуполе, Бахмуте и Соледаре во время продолжающейся войны на Украине.
Но «Метро Газы» — это больше, чем просто любая военная инфраструктура. Это центр притяжения военного крыла ХАМАСа. По оценке индийских экспериов, также предпринята попытка проанализировать различные аспекты оперативного значения «Метро Газы» с использованием определенных аспектов теоретической конструкции COG, предложенной полковником ВВС США Джоном А. Уорденом, профессором Джо Стрейнджем и полковником Ричардом Айроном, а также профессором Антулио Дж. Эчеваррией II, офицером армии США в отставке.
Предыстория
Туннели в Газе появились еще до ХАМАСа. Считается, что они используются с начала 1980-х годов после того, как город Рафах был разделен новой границей, признанной в мирном договоре 1979 года между Египтом и Израилем. Первоначально он использовался разделенными семьями для общения между собой и контрабандистами для перевозки товаров. ХАМАС возник в 1987 году и вскоре осознал военное значение туннелей. Он начал рыть туннели в середине 1990-х, когда Организация освобождения Палестины (ООП) получила от Израиля некоторую степень самоуправления в Газе. Группировка всерьез начала прокладывать туннели с 2005 года, когда Израиль ушел из Газы, и позже, когда ХАМАС пришел к власти на выборах 2006 года.
Среди первых успехов ХАМАСа при использовании туннелей было похищение военнослужащего ЦАХАЛа Гилада Шалита и убийство Ханана Барака и Павла Слуцкера во время трансграничного рейда 25 июня 2006 года. Позже Израиль освободил 1027 палестинских заключенных в обмен на освобождение Шалита в октябре 2011 г.
Согласно имеющимся данным, туннели в 1990-х годах были шириной около одного метра, и контрабандисты использовали лебедочные двигатели для транспортировки грузов по песчаному полу туннеля в бочках из-под бензина. С тех пор ХАМАС приобрел значительный опыт в прокладке туннелей и строительстве подземной инфраструктуры, которая имеет усовершенствованные функции безопасности, системы канализации и кондиционирования воздуха и т.д.
ХАМАС и «Метро Газы»
Площадь сектора Газа составляет приблизительно 365 кв. км. Если заявление Яхьи Синвара от 2021 года о том, что ХАМАС построил 500-километровую систему туннелей, верно, то это было бы эквивалентно наличию 10 параллельных систем туннелей с севера на юг и 8 параллельных соединительных туннелей, идущих с востока на запад. «Метро Газы» спроектировано таким образом, что в нем могут быть десятки шахт, ведущих в туннель на глубине от 20 до 80 метров. По некоторым данным, плотность туннелей настолько высока, что некоторые пересекаются на разной глубине. Для создания подземной системы такого масштаба требуется серьезная организация, высокий уровень технологических знаний и ресурсы в виде обученной рабочей силы, оборудования и денег.
Израильские официальные лица сообщили, что Мухаммед Синвар, брат Яхьи Синвара, возглавляет проект строительства туннелей. Газа находится под сухопутной, морской и воздушной блокадой Израиля и Египта с 2007 года, и не ожидалось, что у нее будут возможности или ресурсы для строительства такой инфраструктуры. Было оценено, что ХАМАС нанял рабочих, использующих базовые инструменты, применял базовую электрическую арматуру и перенаправил бетон, предназначенный для гражданских и гуманитарных целей, на строительство туннелей. Однако две системы туннелей, обнаруженные во время продолжающейся войны, а именно рядом с больницей «Аль-Шифа» и другие рядом с контрольно-пропускным пунктом «Эрез», опровергают эту оценку. ТТХ этих туннелей были обсуждены позже в брифинге ЦАХАЛа.
Во время боевых действий в Газа, в доме Яхьи Синвара в Хан-Юнисе ЦАХАЛ захватил значительный объем информации о ХАМАСе, включая его отчет о финансовых операциях, в котором содержится подробная информация о более чем миллионе долларов, потраченных на строительство туннелей в 2022 году.
Туннель под больницей «Аль-Шифа»
Во вторую неделю ноября 2023 года 162-я дивизия ЦАХАЛа действовала в «квартале безопасности» ХАМАСа в городе Газа, рядом с больницей «Аль-Шифа». Сообщается, что военнослужащие пехотной бригады «Гивати» обнаружили разведывательные материалы, заводы по производству оружия, позиции для запуска противотанковых ракет и туннели. 17 ноября ЦАХАЛ обнаружил одну из шахт, которая вела ко входу в туннель большего размера. Этот туннель вел к взрывозащищенной двери, ведущей в комплекс, в котором было несколько комнат, и одна из них «была просторной спальней с двумя большими кроватями и большим современным кондиционером, мини-кухней, ванной комнатой и другими удобствами, а также обширной сантехникой и электропроводкой для обеспечения всей инфраструктуры». Шахта туннеля, ведущая к главному туннелю, была высотой около 2 метров, облицована камнями и бетоном. По сообщениям, комплекс под больницей использовался ХАМАСом в качестве центра командования и контроля.
Туннель возле контрольно-пропускного пункта «Эрез»
17 декабря ЦАХАЛ сообщил, что обнаружил крупнейший в истории туннель — длиной 4 км и глубиной 50 м — недалеко от контрольно-пропускного пункта «Эрез». Туннель, укрепленный бетоном, имел электрическое оборудование и был достаточно широким, чтобы по нему могло проехать транспортное средство. ЦАХАЛ также опубликовал видео, на котором Мухаммад Синвар ведет машину по туннелю. На другом видео, опубликованном ЦАХАЛом, видно, как боевики ХАМАСа используют большую дрель. В туннеле возле контрольно-пропускного пункта «Эрез», как сообщается, ЦАХАЛ обнаружил «неустановленные землеройные машины», о которых ранее не сообщалось. Одна секция туннеля находилась примерно в 400 м от израильской границы. ЦАХАЛ сообщил, что элитное подразделение «Яхалом» инженерного корпуса и Северная бригада дивизии Газа использовали «передовые разведывательные и технологические средства», чтобы раскрыть сеть туннелей.
Оперативное использование подземной инфраструктуры
Инфраструктура является стержнем стратегии нерегулярных боевых действий ХАМАСа и позволяет ему проводить как наступательные, так и оборонительные операции. Это дает асимметричное преимущество ХАМАСу, сводя на нет некоторые технологические преимущества, которые имеются у ЦАХАЛа. Тот факт, что ХАМАС построил подземную систему под одним из самых густонаселенных городских районов мира, еще больше усложняет проблему для ЦАХАЛа. Система спроектирована так, чтобы выдерживать воздушные и наземные бомбардировки ЦАХАЛа. Дизайн и конструкция позволяют ХАМАСу размещать свое руководство, боевые подразделения, штаб-квартиру, центры командования и контроля, оружие и припасы внутри комплекса. Это также позволяет различным военным эшелонам свободно перемещаться между различными подготовленными позициями на случай непредвиденных обстоятельств. ХАМАС разместил системы выработки электроэнергии и кондиционирования воздуха, водопровод и канализацию, а также запасы продовольствия в пределах инфраструктуры. Это помогает его бойцам лучше выдерживать осаду, установленную ЦАХАЛом в ходе продолжающейся войны. Туннели также позволяют бойцам покидать зону боевых действий, когда они окружены ЦАХАЛом, как это было в бою возле больницы «Аль-Шифа». Боевики ХАМАСа используют туннели для проведения наступательных операций, проникая за позиции ЦАХАЛа и совершая внезапные атаки с использованием снайперов, реактивных гранатометов (РПГ) и других систем вооружения. Это позволяет небольшим группам появляться незамеченными за линией обороны ЦАХАЛа, наносить удары и отступать.
Также предполагается, что ХАМАС заминировал туннели и приведет в действие устройства, в результате чего туннели обрушатся на наступающие войска ЦАХАЛа.
«Метро Газы» как центр притяжения
Клаузевиц разработал концепцию атаки на центр тяжести противника, который он описал как «центр всей власти и передвижения, от которого зависит все. Это точка, против которой следует направить всю нашу энергию». У воюющих сил может быть несколько центров тяжести, и каждый центр будет оказывать определенное влияние на другие. У ХАМАСа тоже есть несколько центров, и некоторые аналитики назвали «Метро Газы» одним из них.
Модель надзирателя с пятью кольцами
Уорден концептуализировал «Модель с пятью кольцами», связанную с COG (система тоннелей), инфраструктура которой является третьим критическим кольцом. Инфраструктура относится к транспортной системе противника, которая перемещает гражданские и военные товары и услуги в зоне боевых действий. «Метро Газы» необходимо для переброски войск, военных припасов, командных инструкций и разведданных по полю боя, и если ЦАХАЛ сможет помешать передвижению, у ХАМАСа будет меньше возможностей противостоять ему. Хотя Уорден согласен с описанием COG Клаузевицем как «центра всей власти и передвижения», он идет дальше и описывает его как «точку, где враг наиболее уязвим, и точку, где атака будет иметь наилучшие шансы стать решающей». Первое кольцо передового наблюдения и «самое критическое» кольцо — это командное кольцо, которое относится к ресурсам лидерства и коммуникации. Предполагается, что руководство ХАМАСа, 26 человек, включая Яхью Синвара, лидера движения ХАМАС в секторе Газа, Мухаммеда Дейфа, командующего «Бригадами Изз ад-Дина аль-Кассама», и Марвана Исса, заместителя командира, скрываются в подземном комплексе.
Нейтрализация руководства ХАМАСа, вероятно, окажет решающее влияние на исход войны. Также ожидается, что руководство ХАМАСа построило несколько безопасных укрытий внутри подземной инфраструктуры, откуда они могут руководить подчиненными им командирами и подразделениями. Также вероятно, что только самые доверенные члены ХАМАСа были бы осведомлены об этих местах. Для получения действенных разведданных Израилю потребовались бы постоянные разведывательные операции. Однако, как только руководство ХАМАСа будет оцеплено внутри туннелей, они станут чрезвычайно уязвимыми для операций ЦАХАЛа. На данный момент ЦАХАЛ не знает о точном местонахождении руководства и разрушает как можно больше этого подземного комплекса, чтобы вызвать «стратегический паралич — путем разрушения одного или нескольких внешних стратегических колец или центров притяжения» —инфраструктурное кольцо — метро Газы.
Теория Стрэнджа и Айрона
Теория Стрэнджа и Айрона полезна для определения местоположения COG и последствий операций против него. Теория согласуется с переводом книги Дж.Дж. Грэма «О войне», опубликованным в 1874 году, в котором постулируется: «Поскольку центр тяжести всегда находится там, где собирается наибольшая масса вещества, и удар против центра тяжести тела всегда производит наибольший эффект, и, более того, поскольку наиболее эффективный удар наносится центром тяжести используемой силы, то так же обстоит дело и на войне». ХАМАС осознает возможности и ресурсы «Моссада» и ШАБАКа по сбору действенных разведданных и доктринальному, технологическому и материальному превосходству ЦАХАЛа для проведения боевых операций. Чтобы противостоять оперативному превосходству Израиля, ХАМАС полагается на низкотехнологичные решения в виде подземной инфраструктуры. Природа инфраструктуры обеспечивает присущую ХАМАСу физическую защиту, легкость передвижения и маскировку для элементов командования и управления, а также боевых подразделений и подразделений материально-технического обеспечения. Сектор Газа — одно из самых густонаселенных городских мест в мире. Туннели в сочетании с городской инфраструктурой помогают создавать чрезвычайно мощные оборонительные сооружения и места убийств. ХАМАС заявил, что «Метро Газы» протянулось на 500 километров. Ожидается, что ХАМАС рассредоточит свои силы по всей подземной инфраструктуре, чтобы не представлять собой концентрированную цель для ЦАХАЛа. Однако, после обнаружения и закрепления, ЦАХАЛ сможет относительно легко нейтрализовать силы ХАМАСа внутри системы туннелей.
Теория Эчеваррии
Эчеваррия постулирует, что COG идентифицируется для достижения полного разгрома врага, что рассматривается и как следствие, и как цель. Далее он развивает конструкцию, предполагая, что COG помогает определить «путь»—курс действий — в рамках конструкции «цели-пути-средства» для достижения уничтожения врага. Этот аспект может быть неверным при борьбе с идеологически мотивированной и радикальной организацией, такой как ХАМАС. Возможно, что ЦАХАЛ сможет выявить и уничтожить систему туннелей ХАМАСа и тем самым добиться уничтожения военного руководства и боевых подразделений, однако, по всей вероятности, организация выживет и будет расти, возможно, даже более радикально. Известно, что террористические группы переживают потерю своих лидеров и членов. Вполне вероятно, что даже если Израиль уничтожит военное крыло ХАМАСА, его идея может выжить.
Возможности ЦАХАЛа вести туннельную войну.
Развитие технологических возможностей
ЦАХАЛ был осведомлен о подземной инфраструктуре ХАМАСа и работал над новыми технологиями и доктринальными концепциями. Когда был обнаружен первый туннель, ЦАХАЛ организовал лабораторию, укомплектованную инженерами, физиками, геологами и оперативниками разведки. В лаборатории использовались инновационные методы исследования почвы, включая сканирование и декодирование сигналов, а также были разработаны новые методы обнаружения. В 2018 году был проведен обзор тогдашних боевых возможностей ЦАХАЛа под землей и опубликовано новое учебное пособие. Израильские ученые и инженеры разработали несколько новых инноваций, большинство из них засекречены. Специализированные подразделения ЦАХАЛа были оснащены специальными коническими проникающими устройствами, дрелями, роботизированными системами, которые могут впрыскивать специальные эмульсии либо для герметизации, либо для разрушения туннелей. ЦАХАЛ также использует инновационные технологии, такие как наземные и воздушные датчики, георадары, геофоны, волоконно-оптические устройства, микрофоны, специальное буровое оборудование и другие. Израильские ученые разработали радио- и навигационное оборудование, которое может работать под землей, приборы ночного видения, работающие в полной темноте, а также роботов с дистанционным и проводным управлением, которые могут видеть туннели и составлять карту без риска для жизней солдат. У ЦАХАЛа есть учебные тренажеры для обучения солдат в почти реалистичных ситуациях. Израиль также разработал различные взрывчатые вещества и боеприпасы, проникающие сквозь землю, такие как GBU-28, которые могут пробивать 20 футов бетона или 100 футов грунта.
Израиль на протяжении многих лет использовал спутниковые снимки, аэростатные камеры и радары для составления карты системы туннелей. Эти ресурсы не могут раскрыть планировку туннелей, но использовались для мониторинга мест, где на протяжении многих лет останавливались грузовики с цементной смесью. Общая территория вокруг этих мест является возможными входами в туннели и может быть исследована с помощью низкочастотных землепроникающих радаров или базовых зондов. США и Израиль также сотрудничают в разработке новых технологий. С 2016 года Конгресс выделил 320 миллионов долларов США на этот проект.
Специальные подразделения ЦАХАЛа
Для борьбы с врагом внутри подземной системы требуются специализированные подразделения. Туннели в Газе были впервые обнаружены во время Первой интифады, и ЦАХАЛ осознал необходимость привлечения специализированных подразделений. ЦАХАЛ привлек специалистов-спецназовцев из Израильского инженерно-боевого корпуса. «Яхалом» специализируется на обнаружении, расчистке и уничтожении туннелей и располагает подразделением «Яэль» для проведения инженерной разведки, «Сайфан» — для нейтрализации угрозы применения нетрадиционного оружия (оружия массового уничтожения). Кроме того, есть два подразделения по обезвреживанию взрывчатых веществ и «Самур», специализирующийся на туннельной войне.
У ЦАХАЛа есть специализированное кинологическое подразделение «Окец», собаки которого обучены выполнению специальных задач, таких как нападение, поиск и спасение, обнаружение взрывчатых веществ и определение местоположения оружия. Кроме того, в полиции и разведывательных службах также есть специализированные подразделения —такие, как «Сайерет маткаль», «Ямам» и другие, — которые делятся передовым опытом борьбы с террористами и боевиками под землей.
Подземные операции ЦАХАЛа
Доктрина подземной войны ЦАХАЛа эволюционировала с развитием новых технологий для противодействия подземной инфраструктуре ХАМАСа, которая с течением времени также становится все более сложной и мощной. Бойцы ХАМАСа имеют преимущество в узких, темных туннелях, с которыми они знакомы. Протокол ЦАХАЛа требует, чтобы солдаты не входили в подземные сооружения, если они не очищены от присутствия ХАМАСа. Для составления карты и расчистки туннелей используются многие из недавно разработанных технологий, включая роботов-следопытов и взрывчатку.
Во время продолжающейся войны захваченные члены ХАМАСа также предоставили разведданные о туннелях, хотя они не имеют полной картины сектора Газа, но отлично знают подземную систему под своими деревнями и населенными пунктами.
Использование «взрывающегося геля»
Израиль располагает одной из самых хорошо защищенных бронированных машин в мире, 70-тонным Namer, для помощи в разрушении туннелей. Он вооружен системой активной обороны для перехвата летящих ракет, а также ракетно-пулеметными установками для борьбы с врагом на земле. Машина оснащена камерами, что позволяет экипажу действовать в безопасной обстановке внутри машины. ЦАХАЛ использует Namer для обеспечения защиты путем установления кордона безопасности вокруг саперов, которые выполняют задачу по разрушению подземной инфраструктуры. Обезопасив район операции, ЦАХАЛ составляет карту сооружения либо с помощью «взрывающегося геля», либо других технологий. После этого у него есть выбор: либо разрушить подземную инфраструктуру с помощью взрывчатки, либо затопить ее морской водой.
«Взрывающийся гель» используется для составления карты подземного сооружения. Обнаружив вход в туннели, армейские инженеры заполняют проход «взрывающимся гелем» и взрывают его с помощью детонаторов. Дым распространяется по проходам и используется для составления карты подземной инфраструктуры, а также приводит к жертвам среди тех, кто находится внутри туннелей. Состав геля засекречен и его привозят грузовиками, потому что масштабы его применения огромны. Каждые несколько сотен метров требуют несколько тонн геля.
Система туннелей тянется на сотни километров. Неясно, насколько экономична с точки зрения затрат и ресурсов эта технология.
ЦАХАЛ использует насосы для затопления туннелей
ЦАХАЛ придерживается плана затопления туннелей. В середине ноября 2023 года армия установила пять насосов очень большой мощности примерно в 3 км к северу от лагеря беженцев Аш-Шати. Сообщается, что каждый из этих насосов способен забирать тысячи кубометров воды в час из Средиземного моря и затоплять туннели в течение нескольких недель. 12 декабря The Wall Street Journal сообщила, что «израильские военные начали закачивать морскую воду в обширный комплекс туннелей ХАМАСа в Газе». До сих пор неясно, насколько эффективной будет эта тактика для достижения намеченной цели по разрушению подземной инфраструктуры. Однако у плана есть обратная сторона, поскольку это, вероятно, приведет к загрязнению источников пресной воды в Газе.
Заключение
ХАМАС потратил значительную часть своих ресурсов — денег, материалов и человеко-часов — на развитие подземной инфраструктуры в противовес технологическому и ресурсному превосходству ЦАХАЛа. Это стержень, вокруг которого планируются и осуществляются оборонительные и наступательные операции ХАМАСа. ЦАХАЛ, с другой стороны, работает над разработкой новых и более эффективных средств противодействия, однако желаемого результата пока не достигнуто. Продолжающаяся война между Израилем и ХАМАСом преподнесет несколько новых уроков, представляющих интерес для индийской армии.
Концепция COG, первоначально выдвинутая Клаузевицем, применима к обычным войнам, которые ведут регулярные армии. Сегодня мир сталкивается с вызовом со стороны религиозных и идеологически мотивированных негосударственных субъектов, и концепция не дает адекватного объяснения при планировании операций против таких организаций. Этот аспект требует более тщательного изучения.