Как полагают некоторые оппозиционные турецкие эксперты, правительство Турции, которое уже находится под пристальным вниманием глобального надзорного органа в связи с серьезными недостатками в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, недавно представило новый законопроект, который затруднит выход из-под усиленного мониторинга, который обычно называют «серым списком». Законопроект, внесенный в парламент правящей Партией справедливости и развития (ПСР) 24 ноября, включает в себя несколько положений, направленных на значительное снижение или полную отмену корпоративных налогов для компаний и подоходных налогов для физических лиц, работающих за границей, если они переводят все или часть своих доходов в Турцию. Законопроект, представленный как часть пакета мер по стимулированию проблемных валютных резервов Турции, подвергся критике со стороны оппозиции как новая тактика привлечения сомнительных средств в Турцию. «Не хватает ясности относительно того, как будет проверяться источник средств, которые будут ввезены в страну. Для подставных компаний, которые перевели свои активы в налоговые гавани и на оффшорные счета, неприемлемо возвращать эти активы в нашу страну с помощью пакета амнистии богатства», — написал оппозиционный законодатель Селим Темурчи в своем особом мнении к отчету Комитета по планированию и бюджету. Другие члены комитета, а впоследствии и законодатели поддержали аналогичные опасения. Ахмет Давутоглу, бывший премьер-министр, описал цель законопроекта как попытку правительства президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по отмыванию денег. На этом фоне турецкие власти ввели различные положения об амнистии богатства, обещая не проводить проверки и не применять уголовных или административных мер в отношении средств, переведенных в Турцию. Законопроект, похоже, следует аналогичной схеме, хотя и более изощренным способом, чем его предшественники, стимулируя денежные переводы в Турцию без постановки вопросов об их происхождении.
Целевая группа по финансовым мероприятиям (FATF), глобальная организация по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, внесла Турцию в «серый список» в октябре 2021 года. Последующие проверки сохранили статус Турции в том же списке, сославшись на отсутствие стратегических мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Четыре статьи законопроекта предусматривают, что если компании привозят в Турцию прибыль, полученную за границей, половина этой прибыли освобождается от подоходного или корпоративного налога. 50-процентная налоговая льгота применяется к таким услугам, как архитектура, инженерия, дизайн, программное обеспечение, образование и здравоохранение, предоставляемым за рубежом, и увеличивается до 80%, если весь доход поступает в Турцию. В последнем абзаце статьи 59 законопроекта был внесен ошеломляющий пересмотр, в котором говорится, что «президент уполномочен в рамках этой статьи индивидуально или коллективно снижать налоговые ставки, связанные с налоговой нагрузкой, до нуля или увеличивать их до ставки корпоративного налога, снижать другие ставки индивидуально или коллективно до нуля или увеличивать их до 100 процентов». Другими словами, президент Эрдоган может санкционировать полное освобождение от налогов прибыли, переводимой в Турцию, если он решит это сделать, без какого-либо законодательного или судебного пересмотра его решения. Этот пересмотр вызвал бурю негодования среди оппозиции, утверждающей, что президент Эрдоган узурпирует основные полномочия законодательного органа, которые заключаются в введении налогов и утверждении способов их сбора. Статья 73 Конституции Турции четко гласит, что взимание налогов находится исключительно в юрисдикции парламента. Чтобы ограничить обсуждение законопроекта, правительство закрыло предложенные изменения в сводном законопроекте из 86 статей, который вносит широкий спектр изменений в 31 законодательный акт. Половина этих изменений связана с изменениями в налоговом законодательстве. Отчет об исследовании воздействия предлагаемых изменений на законодательство был передан членам комитета непосредственно перед его заседанием 28 ноября, что ограничивает возможности оппозиции тщательно проанализировать оценку. Более того, никакие заинтересованные стороны, такие как профсоюзы, группы граждан по интересам и другие, не были приглашены в комитет для изложения своего мнения по законопроекту. Они также не участвовали ни в каких обсуждениях, когда законопроект разрабатывался правительством. Комитет, в котором преобладают законодатели от партии Эрдогана и ее ультранационалистических союзников, одобрил все изменения за два дня, не предоставив законодателям возможности обсудить законопроект, хотя многие изменения входили в компетенцию других парламентских комитетов, таких как комитет по общественным работам, планированию, транспорту и туризму, а также Конституционный комитет, ни один из них не включил законопроект в свою повестку дня. Они не проводили обзор и дебаты, хотя офис спикера направил законопроект в эти комитеты, чтобы узнать их мнение. Комитет быстро направил законопроект в парламент, где половина его статей была принята на сессии 7 декабря. Остальное будет принято после того, как парламент окончательно утвердит бюджет. Оппозиция утверждала, что изменения создадут больше проблем для Турции, особенно учитывая уже усиленный мониторинг страны со стороны FATF. Они выразили обеспокоенность тем, что законопроект может подорвать усилия Турции по исключению себя из «серого списка».
Согласно отчету, опубликованному FATF в июле 2023 года, Турция по-прежнему испытывает стратегические недостатки в выполнении рекомендаций FATF. В докладе содержится призыв к Турции провести более тщательные расследования отмывания денег и судебного преследования, а также провести больше финансовых расследований по делам о терроризме. Для устранения этих недостатков и усиления режима борьбы с отмыванием денег / финансированием терроризма (ПОД / ФТ) Турции потребуется принять дополнительные меры. Это включает в себя укрепление финансовой нормативной базы, активизацию усилий правоохранительных органов и развитие международного сотрудничества для предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Механизм, используемый правительством Эрдогана для привлечения незаконных средств, а также легально полученного, но незадекларированного богатства, упоминается в турецком законодательстве как «амнистия богатства», или «варлык барыши». Закон об амнистии богатств неоднократно принимался турецким парламентом, во многом благодаря тому, что президент Эрдоган контролирует законодательный орган большинством голосов. Последнее принятие такой амнистии произошло в прошлом году, когда правящая партия Эрдогана, ПСР, представила парламенту поправку к законопроекту, и она была быстро принята. Согласно поправке, как физические, так и юридические лица должны были до 31 марта 2023 года ввозить наличные деньги, золото или другой капитал из-за рубежа, который ранее не был раскрыт в Турции. Поправка ни при каких обстоятельствах не допускает никаких проверок или расследований в отношении таких активов, предоставляя полный иммунитет лицам, занимающимся отмыванием денег, наркоторговцами и другими лицами, которые переводят свои богатства в Турцию. Лица, которые уже находились под следствием государственных аудиторов, также смогут воспользоваться этой поправкой, заявив, что проверяемое состояние было получено посредством таких переводов. Правительство при этом не будет взимать никаких налогов с таких переводов, если переведенные средства хранились в банке не менее года. Было ясно, что поправка угодна преступным синдикатам и позволяет им отмывать деньги, используя банки Турции и ее финансовую систему. Оппозиция утверждает, что новые налоговые льготы или изъятия иностранной валюты в законопроекте, представленном в ноябре, являются новым подходом к предоставлению амнистии богатства. Отсутствие прозрачности и опасения по поводу потенциального отмывания денег, примером чего являются законопроекты об амнистии богатств, способствовали продолжающемуся внесению Турции в серый список FATF с 2021 года. Турция представила FATF план действий по прекращению усиленного мониторинга, который негативно повлиял на финансовое и экономическое положение страны. Повышенные премии за риск при заимствовании указывают на то, что международные кредиторы воспринимают повышенные риски, связанные с кредитованием Турции, что делает заемные средства для страны более дорогостоящими. Кроме того, нахождение в «сером списке» создало проблемы для турецкого правительства в привлечении иностранных инвестиций, особенно в то время, когда страна уже сталкивается с финансовыми трудностями и экономическими вызовами.
Законопроект представляет собой отказ от действий, предпринятых правительством с 2021 года для устранения недостатков, выявленных FATF. Ожидается, что это будет препятствовать прогрессу и создаст большую неопределенность в режиме ПОД / ФТ, что может способствовать подрыву доверия международных организаций, таких как FATF, и финансовых рынков. Это, в свою очередь, может затруднить восстановление Турцией своего положения и привлечение иностранных инвестиций. Политизация учреждений, ответственных за борьбу с финансовыми преступлениями, таких как Совет по расследованию финансовых преступлений (MASAK), орган, координирующий деятельность FATF, остается серьезной проблемой, поскольку она подрывает независимость и эффективность этих органов. Смещение старших начальников полиции и высших администраторов в Министерстве внутренних дел в сочетании с политизацией МАSАК поднимает вопросы о беспристрастности и достоверности действий MASAK. В настоящее время MASAK используется для создания отчетов, которыми манипулируют с целью нацеливания на законных бизнесменов, журналистов и правозащитников под видом борьбы с терроризмом. Это представляет серьезную угрозу верховенству закона и основным правам человека в Турции. В 2021 году, когда Турция была внесена в «серый список» FATF, правительство Эрдогана конфисковало активы журналистов по сфабрикованным обвинениям в финансировании терроризма в рамках подавления свободы выражения мнений и свободы прессы. Правоохранительные и судебные учреждения в Турции воспринимаются как зависящие от политических сигналов правительства, не способные действовать беспристрастно и непредвзято. Следовательно, меры, принимаемые для борьбы с финансовыми преступлениями, включая отмывание денег и финансирование терроризма, рассматриваются как обусловленные политическими соображениями, а не основанные исключительно на доказательствах и верховенстве закона. Кроме того, новый «экономический царь» Турции Мехмет Шимшек, которому поручено вывести Турцию из «серого списка» FATF, не внушает особого доверия. Его офис разработал новый законопроект без привлечения заинтересованных сторон или оппозиционных законодателей. Будучи бывшим министром финансов в правительстве Эрдогана, Шимшек обвинялся в содействии коррупции и политическом вмешательстве в финансовые институты, такие как MASAK.
В этой связи рискнем отметить, что последний по времени законопроект Анкары следует рассматривать не только как некий «чисто турецкий» демарш, направленный на диктат FATF. Анкара помимо всего прочего создает важный прецедент для всех стран «третьего мира» (а в нем FATF «обидела многих», в том числе таких «тяжеловесов» как Пакистан и ОАЭ) по требованию реформирования ФАТФ. И это также вполне можно рассматривать как еще один признак требований реформирования системы «однополярности». Целевая группа по финансовым мероприятиям (FATF), межправительственная организация, основанная в 1989 году, играет на сегодня решающую роль в установлении глобальных стандартов борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими связанными с ними угрозами целостности международной финансовой системы. Справедливости ради надо сказать, что в последние годы FATF столкнулась со значительной критикой процессов принятия решений. Критики утверждают, что эти процессы непрозрачны и в них недостаточно представлены страны, наиболее затронутые ее директивами. Одним из основных критических замечаний в адрес FATF является отсутствие прозрачности в процессе принятия решений. Решения часто принимаются за закрытыми дверями, при этом критерии и обоснование, стоящие за ними, практически не раскрываются общественности. Такая секретность не только вызывает вопросы о законности решений FATF, но и затрудняет понимание затронутыми странами стандартов, установленных организацией, и соблюдение ими этих стандартов. Система внесения стран в «черные списки» и «серые списки» FATF за несоблюдение ее стандартов является основным предметом споров. Страны, внесенные в «черный список», сталкиваются со значительными экономическими санкциями, в то время как страны, внесенные в «серый список», подвергаются усиленному мониторингу. Критики утверждают, что критерии для этих списков четко не определены и применяются непоследовательно, что приводит к обвинениям в политической предвзятости. В FATF доминируют крупнейшие экономики, при этом страны G7 оказывают значительное влияние на ее политику и решения. Такое доминирование вызывает обеспокоенность по поводу представленности небольших и развивающихся стран, которые часто получают директивы FATF. Эти страны утверждают, что у них ограниченные возможности участвовать в процессе принятия решений или влиять на устанавливаемые стандарты. Развивающиеся страны, в частности, выразили обеспокоенность по поводу того, что стандарты FATF разработаны с учетом сложностей передовых финансовых систем, при этом мало внимания уделяется проблемам, с которыми сталкиваются страны с менее развитыми системами. Такое невнимание может привести к появлению стандартов, которые непрактичны или чрезмерно обременительны для внедрения этими странами, что потенциально препятствует их экономическому развитию. Решения FATF могут иметь значительные экономические последствия для стран, особенно тех, которые занесены в черный или серой список. Эти списки могут сдерживать иностранные инвестиции, увеличивать операционные издержки и напрягать международные торговые отношения, и все это может оказать пагубное воздействие на экономику страны. Существуют также опасения по поводу влияния решений FATF на национальный суверенитет. Критики утверждают, что стандарты FATF фактически вынуждают страны изменять свои внутренние законы и нормативные акты, иногда таким образом, что это противоречит их собственным национальным приоритетам или правовым традициям. Роль FATF является центральной в формировании глобального ландшафта финансовой безопасности. Ее директивы имеют решающее значение в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако на сегодня задача заключается в разработке стандартов, которые были бы одновременно эффективными в борьбе с финансовыми преступлениями и учитывали различные экономические и нормативные условия стран-членов. Существует внутренняя напряженность между мерами безопасности, отстаиваемыми FATF, и стремлениями пострадавших стран к экономическому росту. Ужесточение правил часто может приводить к увеличению затрат на соблюдение требований, что может быть особенно обременительным для небольших экономик и развивающихся рынков. Эти издержки могут сдерживать инновации и экономический рост, создавая парадокс, когда меры, направленные на защиту финансовой системы, непреднамеренно препятствуют развитию. Критика в адрес FATF также имеет геополитические последствия. Предполагаемая несправедливость в процессе принятия решений может привести к напряженным отношениям между странами, особенно когда считается, что на решения влияют политические мотивы, а не объективные оценки. Такое восприятие может подорвать международное сотрудничество, которое имеет важное значение для эффективной борьбы с глобальными финансовыми преступлениями. Критические замечания в адрес FATF подчеркивают необходимость реформы, которая должна быть направлена на то, чтобы сделать организацию более представительной, прозрачной и чутко реагирующей на потребности всех стран-членов. В конечном счете, эффективность FATF в борьбе с финансовыми преступлениями зависит от ее способности сотрудничать со всеми странами-членами.