После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 31 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, более 11 5 ранены, 128 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены; в это число не входят заложники, убитые ХАМАСом и ЦАХАЛом. В ходе столкновений погибли 504 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 21 000 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 55 000[ii] [2].
Томер Фадлон (научный сотрудник программы по экономике и национальной безопасности и Центра израильско-китайской политики Фонда им. Дайаны и Гилфорда Глейзер при Институте исследований национальной безопасности / INSS), и Эстебан Клор (старший научный сотрудник INSS, профессор кафедры экономики им. Розиты Герцег на экономическом факультете Еврейского университета в Иерусалиме; директор Форума экономической политики им. Пинхаса Сапира в Израиле) рассуждают о том, как война в секторе Газа повлияет на израильскую экономику и как можно уменьшить масштаб ущерба.
Они исходят из того, что «одной из основных целей глобального терроризма является нарушение обыденной жизни населения и нанесение ущерба экономике страны, находящейся под прицелом. Тем не менее, несмотря на многочисленные раунды боевых действий с ХАМАСом в секторе Газа со времени Второй интифады, крупные инциденты в области безопасности не нанесли существенного ущерба израильской экономике». Однако нынешняя «война в секторе Газа меняет эту картину, учитывая интенсивность и продолжительность (почти 12 недель) боевых действий, а также массовую мобилизацию». Сопоставляя «экономический фронт» с тем, что «Израиль ведет борьбу с разной степенью интенсивности на нескольких фронтах», эксперты выделяют в нем два основных уровня.
«Во-первых, это вопрос прямых военных расходов. Прежде всего, это касается закупок вооружения и мобилизации резервистов.
Во-вторых — это косвенные издержки войны, включая будущие расходы на восстановление поселений в Западном Негеве, что повышает стоимость эвакуации гражданского населения из этого района и из общин, прилегающих к границе с Ливаном».
Эксперты также говорят об общем снижении потребления в результате изменения потребительского поведения в военное время, что особенно сильно скажется на деловом секторе.
В INSS отмечают, что «до начала войны израильская экономика работала относительно хорошо. «В 2022 г. соотношение долга страны к ВВП сократилось на 7,1%, почти до 61%, т.е., до того же уровня, который был до пандемии COVID-19. Безработица составила всего 3,5%, инфляция – 3,8%. Валютные резервы Банка Израиля превысили 200 млрд долларов. Значительное сокращение иностранных инвестиций в израильские высокие технологии в течение первых трех кварталов 2023 года способствовало девальвации шекеля и обменному курсу 3,85 шекеля за доллар США. Тем не менее, прогнозируемые темпы роста израильской экономики были положительными по сравнению с другими развитыми странами – около 3%, что соответствует примерно 1% роста на душу населения».
Несмотря на позитивные исходные данные, войну в Газе эксперты называют макроэкономическим шоком, который будет ощущаться в течение многих последующих лет. По их оценкам, это продолжится, даже если ЦАХАЛ будет вести высокоинтенсивную войну только на одном фронте. Объясняется это следующими причинами:
- Расход боеприпасов. Для достижения целей войны ЦАХАЛ использует огневую мощь больше, чем когда-либо прежде, что требует огромного количества боеприпасов. Интенсивность конфликта также означает, что Израиль запускает ракет-перехватчиков «Железный купол» больше, чем когда-либо прежде, а также впервые задействовал систему противоракетной обороны «Стрела-3». По состоянию на начало декабря по еврейскому государству с различных фронтов было выпущено около 11 000 ракет и снарядов.
- Мобилизация почти 350 000 солдат-резервистов сокращает численность израильской рабочей силы примерно на 7%. Это производит двойной эффект: не только отвлекает от предприятий и компаний человеческие ресурсы, которые трудно заменить, государству приходится платить зарплату этим резервистам.
- Переселение 125 000 израильтян из их домов означает, что государство должно субсидировать расходы на жилье и жизнь эвакуированных.
- Компенсация людям, чье имущество пострадало в результате ракетного обстрела израильской территории.
- Финансовая помощь работникам и предприятиям, пострадавшим от войны, – от пособий по безработице до компенсаций за потерю дохода из-за боевых действий.
- Снижение государственных доходов, как из-за снижения сбора подоходного налога, так и из-за прекращения прямых иностранных инвестиций.
Шок для макроэкономической системы эксперты INSS уже видят в нарушениях совокупного спроса и предложения. Что касается спроса, расходы по кредитным картам снизились по всей стране. В эвакуированных городах, таких как Кирьят-Шмона и Сдерот, в первую неделю ноября расходы по кредитным картам снизились на 80%, а в Раанане и Тель-Авиве снижение составило 20%. Относительно различных секторов отмечается следующее. «В первые недели войны траты населения в продуктовых магазинах и супермаркетах выросли на 40%, тогда как в сфере развлечений и досуга в октябре практически не наблюдалось никакой активности. Со стороны предложения возникли трудности с производством различных товаров и оказанием услуг, поскольку многие работники были призваны в запас, многие иностранные рабочие покинули страну. Кроме того, тысячам палестинских рабочих с Западного берега р. Иордан было отказано во въезде в Израиль. Все это создало трудности с поставками определенных товаров, что усугубляется проблемами импорта, отчасти из-за нападений йеменских хоуситов на морское судоходство в Красном море».
По оценкам экспертов, «в результате в четвертом квартале 2023 г. произойдет 10% падение ВВП, а годовой рост уменьшится примерно до 2% в год (что приведет к нулевому росту на душу населения). Предполагается, что аналогичным образом увеличение государственных расходов приведет к росту дефицита государственного бюджета более чем на 5%, что к концу года увеличит соотношение госдолга к ВВП до 64%. Таким образом, первоначальная оценка года боевых действий на различных фронтах на нынешнем уровне интенсивности – с учетом расходов на безопасность, снижение государственных доходов, компенсаций и восстановления – составляет около 200 млрд шекелей. Единовременная помощь в размере 14 млрд долларов от США поможет Израилю справиться с огромными расходами на войну и обеспечение безопасности, которые накопятся в ближайшие годы, но покроет лишь около четверти общей стоимости войны».
Несмотря на эти мрачные оценки, эксперты видят позитивные тенденции. В частности, «с шестой недели войны увеличилось использование кредитных карт, различные фондовые индексы и обменный курс доллара к шекелю больше не падают такими резкими темпами, как в первую неделю войны. [Главный израильский фондовый] индекс ТА-125 вернулся на уровень, который был за день до начала войны, а курс доллара к шекелю (1 доллар = 3,60 шекеля) в настоящее время ниже уровня, который был накануне войны».
Т.Фадлон и Э.Клор отмечают два фактора, которые предотвратили больший ущерб израильскому курсу валюты.
«Во-первых, зрелость, проявленная израильской общественностью. За первый месяц пандемии COVID-19 было выкуплено более четверти израильских взаимных фондов. Многие люди усвоили урок и на этот раз не торопились делать то же самое, несмотря на серьезность положения.
Во-вторых, масштабная интервенция Банка Израиля на валютный рынок, что создало чувство доверия у общественности. Управляющий Банком Израиля профессор Амир Ярон объявил, что Банк выделит 30 млрд долларов на стабилизацию израильской валюты. До сих пор он использовал менее 10 млрд долларов, но сам факт того, что управляющий совершенно ясно изложил намерения Банка, был очень важным. Точно так же стоимость кредитно-дефолтного свопа Израиля (CDS – своего рода страховой полис от неплатежеспособности) упала со 143 пунктов в начале войны до 110 пунктов, что указывает на относительное равновесие».
По мнению экспертов INSS, два месяца войны доказали, что израильская экономика устойчива перед лицом серьезных проблем. Они напоминают, что «пандемия COVID-19 вызвала глобальные макроэкономические потрясения, из-за которых израильская экономика вышла более устойчивой, чем другие страны, также пережившие период турбулентности. Внутриполитический кризис, вызванный пересмотром судебной системы, нанес ущерб инвестициям в Израиль, но даже через 10 месяцев общенационального кризиса израильская экономика все еще работала хорошо». Нынешняя ситуация в их понимании свидетельствует о том, что «израильской экономике снова удается выстоять перед лицом беспрецедентного вызова», хотя и «нет гарантии, что так продолжится». Более того, допускается, что «в 2024 г. израильская экономика не сможет справиться со своими задачами, что непосредственно скажется на боевых действиях».
Отмечается, что «новый государственный бюджет на 2023 г., который сейчас обсуждается в Кнессете, составляет 510 млрд шекелей, что на 30 млрд шекелей больше, чем в предыдущем бюджете. Это увеличение предназначено для военной кампании и включает расходы на резервистов и на другие гражданские нужды военного времени, включая жилье для вынужденных переселенцев». Эксперты не сомневаются в «необходимости увеличения расходов, поскольку помимо обычных растрат военного времени государство должно предоставить адекватную компенсацию всем, кто пострадал от войны». Они называют это «важным элементом социальной устойчивости Израиля». Одновременно указывают на то, что «основным источником финансирования огромных государственных расходов станет увеличение государственного долга, что в ближайшие годы приведет к росту дефицита – особенно с учетом высоких процентов, которые Израилю придется платить в свете нынешней ситуации». Кроме того, «правительство не желает принимать жесткие решения, которые повлекли бы за собой сокращение бюджетных ассигнований различным слоям населения Израиля и многим излишним министерствам в виду направления этих средств на военные нужды. Перераспределение средств не может удовлетворить всех потребностей в деньгах, но финансовая ответственность, проявленная этими необходимыми мерами, важна для Израиля по внутренним причинам, и особенно для зарубежной аудитории – прежде всего, для кредитных рейтинговых агентств».
В условиях, когда «три крупнейших рейтинговых агентства – Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s – уже понизили кредитный рейтинг Израиля до негативного», Т.Фадлон и Э.Клор советуют правительству проявить финансовую ответственность. По их мнению, «если эти агентства не увидят, что Израиль проводит значительные сокращения, учитывая обстоятельства, и вместо этого продолжает выделять необоснованные ассигнования «как обычно», отдавая приоритет коалиционным соображениям над национальными интересами, они еще понизят кредитный рейтинг страны. Предполагается, что такое развитие событий может иметь последствия для израильской экономики, а также негативно повлиять на военные действия. Израильское общество почувствует это на своем кармане, что может привести к снижению общественной поддержки войны. Более того, как и во время Второй интифады (2000-2005), военные усилия требуют трудных решений и болезненных сокращений, за которые отвечал Биньямин Нетаньяху в бытность министром финансов. Израильская экономика и военные выиграют, если такие же трудные решения будут приняты и сегодня, не дожидаясь следующего года, когда цена будет еще выше».
Оценивая развитие израильской экономики в долгосрочной перспективе с учетом последствий войны, эксперты допускают «возможность сочетания сложной обстановки в области безопасности, более высоких расходов на оборону, негативного воздействия на личное потребление и снижение прямых иностранных инвестиций. Все это может стать предвестником еще одного «потерянного десятилетия» для израильской экономики, как это произошло сразу после войны Судного дня и вплоть до реализации плана экономической стабилизации в 1985 г.» Чтобы избежать такого негативного сценария они советуют правительству «как можно скорее проявить максимальную ответственность», извлекая уроки из прошлого. По их словам, «на стратегическом уровне Государство Израиль было застигнуто врасплох утром 7 октября так же, как это произошло полвека назад в Йом Кипур (1973). На экономическом фронте правильные экономические меры сегодня могли бы предотвратить повторение ситуации послевоенного «потерянного десятилетия»»[iii] [3].
[i] [4] Real-time Updates / INSS. 31.12.2023. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/
[ii] [5] Israel continues its genocide in Gaza for 84th consecutive day, resulting in numerous civilian casualties. WAFA. 29.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139314 [6]
[iii] [7] The Israel-Hamas War: Averting Another Lost Economic Decade / INSS. 27.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-economy/