- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый подход США к борьбе с сомалийскими пиратами

Выступая на минувшей неделе в Пентагоне на встрече с журналистами, командующий военно-морским флотом США в Европе и Африке адмирал Марк Фитцджеральд заявил, что военное патрулирование с целью пресечения пиратской деятельности в Западной акватории Индийского океана теми силами и на том уровне, на каком это происходит сейчас, не может продолжаться вечно. Патрулирование обходится слишком дорого и, главное, лишает не только американский флот, но и флоты других стран возможности использовать свои ресурсы в других горячих точках планеты.

Поскольку нападения на торговые суда превратились для сомалийских пиратов в чрезвычайно выгодный бизнес (несмотря на все принимаемые мировым сообществом меры безопасности), они становятся все более агрессивными, заставляя США и десяток других стран тратить силы и огромные средства на патрулирование Аденского залива.

По мнению адмирала, необходимо найти другой способ борьбы с пиратами и сократить присутствие ВМС США у сомалийского побережья. Фитцджеральд полагает, что наиболее эффективный путь решения проблемы — поиск и ликвидация сомалийских координаторов пиратской деятельности. При этом Фитцжеральд не заявлял, что американский флот вскоре закончит свою миссию у сомалийского побережья, просто, отметил он, ответ на пиратство должен быть другим, тем более что “морские разбойники” все чаще прибегают к насилию. Адмирал указал, что судоходные компании должны сделать все возможное для того, чтобы самостоятельно избегать и отбивать нападения пиратов. Прежде всего, речь идет о найме вооруженной охраны судов. “Транспортные компании, — заявил он, — должны, наконец, принять серьезное решение”.

В настоящее время около 40 военно-морских судов безостановочно патрулируют воды неподалеку от побережья Сомали. Среди них — 10 американских военных кораблей. Патрулирование осуществляется достаточно эффективно. Так, например, 31 марта американский фрегат Nicholas оказался в перестрелке с пиратами в районе к западу от Сейшельских островов, потопил их шлюпку и конфисковал головное судно. Пять пиратов были захвачены.

9 апреля вертолетчики с эскадренного миноносца Farragut предотвратили атаку пиратского судна на торговый сухогруз.

10 апреля американский корабль-амфибия Ashland подвергся обстрелу с пиратской шлюпки в 380 милях от Джибути. Когда американцы открыли ответный огонь, шлюпка загорелась, пираты попрыгали в воду, и американские моряки выловили шестерых из них.

В понедельник 12 апреля эскадренный миноносец США McFaul ответил на призыв о помощи с торгового судна. В результате 10 пиратов оказались на его борту под стражей.

Таким образом, только за последние 2 недели американские военные корабли – часть международной “антипиратской” флотилии — захватили 21 пирата.

Транспортные компании, как отметил Фитцджеральд, сопротивляются найму охраны частично из-за опасения эскалации насилия. Есть также проблемы юридического свойства, касающиеся наличия оружия на борту торговых судов, запрещенного портовыми властями некоторых стран.

Примером целесообразности организации охраны торговых судов может служить опыт американского сухогруза Maersk Alabama, который уже два раза подвергался нападению пиратов. В прошлом году судно было захвачено “морскими разбойниками”, и его капитан удерживался под прицелом до тех пор, пока пираты не были уничтожены американскими военными снайперами. Когда оно было атаковано в другой раз, на борту размещалась вооруженная охрана, и нападение было отбито. Но охранники находились там по той причине, что американское правительство сотрудничает с компанией Maersk Line, Ltd для перевозки военных грузов в горячие точки. Кевин Спирс, представитель компании, заявил на встрече в Пентагоне, что вооруженная охрана находится на борту ее судов только в том случае, если этого требует правительство. Он отметил, что различные сухогрузы принимают целый ряд “мирных” мер для предотвращения нападений, но не дал их детального описания.

По мнению Фитцджеральда, обнаружить “координационный центр” пиратов можно путем отслеживания денежных потоков, то есть, использования средств, полученных в результате пиратской деятельности. Пока он не может предложить плана по использованию армии, в том числе флота, в этом деле, потому что это скорее дело спецслужб. Между тем, согласно кенийским источникам, пиратские деньги частично использовались для приобретения собственности в Сомали и соседних странах, прежде всего, в Эфиопии, и это — “хороший след”.

Что же касается американского флота у берегов Сомали, то перед его командованием встал новый вопрос: что делать с захваченными пиратами? В основном это обычные боевики среднего и низшего звена, которые не располагают необходимой для американских спецслужб информацией. В то же время их деятельность ежегодно обходится транспортным компаниям в миллионы долларов, и уже хотя бы поэтому они должны понести наказание.

Похоже, администрация США серьезно отнеслась к проблеме отслеживания пиратских средств. Во всяком случае, президент Барак Обама предоставил американскому Казначейству дополнительные полномочия по замораживанию в американских банках счетов тех лиц, которые могли бы иметь отношение к сомалийскому пиратству. Белый Дом рассматривает этот шаг в качестве одной из мер по предотвращению угрозы национальной безопасности США.

Пока же в США решается вопрос о том, какой суд должен рассматривать дела захваченных сомалийских пиратов. До сих пор этим занимались кенийские суды, но совсем недавно, по причине их загруженности, Кения отказалась от ведения “пиратских дел”. В связи с этим встал вопрос о транспортировке пиратов в США, где они могут предстать перед органами правосудия. Кстати, один из пиратов, Абдивали Абдукадир Муса, сомалийский подросток, уже предстал перед нью-йоркским судом. Он обвиняется в нападении (в составе вооруженных групп) на два торговых судна в прошлом году и на Maersk Alabama. Муса был единственным выжившим после того, как американские снайперы расстреляли пиратов, захвативших капитана этого судна Ричарда Филлипса.

Обсуждается и предложение по созданию специального международного органа для рассмотрения дел, касающихся пиратства, но переговоры по этому вопросу пока зашли в тупик.

Надо сказать, что перспектива отправки большой группы захваченных пиратов в США может встретить там серьезное противодействие. В частности, многие конгрессмены выступают против того, чтобы пираты или террористы, захваченные за границей, судились в США.

Согласно сегодняшней американской политике, в случае если флот США захватывает пиратов, осуществивших нападение на американское судно, они действительно должны предстать перед судом в США. Если же захвачены пираты, напавшие на судно, плавающее под флагом другой страны, то именно в ней они и должны быть осуждены.

Судебные процессы над сомалийскими пиратами призваны стать составной частью американской политики в отношении повстанчества и различных видов преступной деятельности, препятствующих стабилизации политической обстановки в Сомали, в результате чего эта страна превращается в базу для террористов, связанных с “Аль-Каидой”.

Пока же флот США ожидает дальнейших инструкций по борьбе с пиратством. Адмирал Фитцджеральд напомнил, что моряки уже передали американским органам правосудия пакет доказательств вины пяти пиратов, “подозреваемых” в нападении на Nicholas, и что Государственный департамент и Департамент юстиции работают с этими документами и вещественными доказательствами, которые включают отобранное у пиратов оружие и фотографии со следами пиратских пуль на обшивке американского судна.