Время от времени появляющаяся на страницах иранских СМИ тематика многолетнего территориального спора между ИРИ и ОАЭ о принадлежности трех островов – Абу-Муса, Большого и Малого Томба – приобрела в эти дни новую и довольно ожесточенную динамику. Как известно, в 1971 г., во времена последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви, эти острова, до этого бывшие частью Договорного Омана, как протектората Великобритании, должны были перейти только что образованным Объединённым Арабским Эмиратам, однако Тегеран озвучил аргументы о том, острова принадлежали Персидской державе еще в эпоху до нашей эры. Этот факт был зафиксирован также в британских документах XIX века. В результате, Иран силой распространил на острова свой суверенитет, сделав их частью южной провинции Хормозган. Тем не менее, ОАЭ не намерены отказываться от принадлежности островов своей суверенной территории, заявляя об этом на всех доступных дискуссионных и правозащитных площадках. Как пишет в иранских СМИ (1) в эти дни местный политолог Курош Ахмади, США вместе с Великобританией в 1971 г. неофициально поддержала восстановление суверенитета Ирана над тремя островами. Во время периодической напряженности между Ираном и США Вашингтон продолжал воздерживаться от какой-либо официальной позиции в этой области. Что касается СССР, то в 1971 г., несмотря на то, что его тогдашние союзники (Ирак, Ливия, Южный Йемен и Алжир) подали жалобу в Совет Безопасности ООН по поводу установления суверенитета Ирана над тремя островами, Москва предпочла хранить полное молчание.
В последние недели проявившаяся документально поддержка Россией как правопреемницей СССР позиции ОАЭ в отношении трех островов вновь привлекла внимание к фундаментальным вопросам внешней политики страны. В заявлении, опубликованном по итогам 6-го заседания Совета российско-арабского сотрудничества, состоявшегося 20 декабря прошлого года в Марокко в отношении трех иранских островов, было отмечено, что необходимо «решить конфликт мирными средствами и инициативами посредством двусторонних переговоров или обращения в Международный суд в соответствии с международным правом и Уставом Организации Объединенных Наций», что неприемлемо для ИРИ, где конфликт считается давно исчерпанным. Приверженность такой же позиции поддержки ОАЭ и арабских стран Россия подтвердила ранее в совместном заявлении заседания России и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Москве 12 июля 2023 года. 10 декабря 2023 года, в совместном заявлении с руководителями ССАГПЗ в Эр-Рияде лидер Китая также поддержал позицию ОАЭ относительно трех иранских островов. Таким образом, подытожил иранский политолог, сложилась ситуация, когда США и Россия, наконец, согласились с позицией ОАЭ, что является само по себе важным историческим событием.
Эта очередное подтверждение позиции России по поддержке арабской стороны была реализована в ситуации, когда Иран ранее болезненно отреагировал на первую акцию Москвы на официальном уровне вызовом российского посла в Тегеране, а также широко отразил свой протест в СМИ, максимально ознакомив с ним общественность, что вызвало волну протестов в Иране. Повторная демонстрация Россией своей проарабской позиции показала, что Москва оказалась безразличной к массовым протестам иранцев, и вряд ли изменит свое решение в сложившейся ситуации. Вероятно, мягкая позиция Ирана по отношению к действиям Китая на этом направлении как раз и спровоцировала возможность аналогичных действий со стороны России. Можно дискутировать на тему адекватности реакции Тегерана на нарушение принципа его территориальной целостности, тем более, когда речь идет позиции России на фоне того, что на последних по времени встречах российского президента В.Путина со своим иранским коллегой Э.Раиси обсуждались шаги по реализации политики стратегического партнерства между двумя странами. Отметим и то, что в речи российского президента во время его пребывания в Тегеране 19 июля 2022 г. содержались утверждения о том, что обе страны уже вступили в стадию стратегических отношений, не допускающих каких-либо поползновений со стороны одного из партнеров на основу основ такого уровня отношений – принцип территориальной целостности и нерушимости границ. Разумеется, именно отсутствие иранской жесткости в ответ на игнорирование Москвой позиции Тегерана в вопросе о принадлежности трех островов породило эффект домино, в результате чего позиции Китая и России, официально считающихся друзьями Ирана, распространились и на другие страны. Вот пример: 5 сентября 2023 г. в совместном заявлении встречи министров иностранных дел Японии и членов Лиги арабских государств в Каире Япония поддержала позицию ОАЭ в отношении трёх островов. Затем, 8 сентября 2023 г. к поддержке ОАЭ присоединились и США. Это, пишет иранский аналитик, по сути противоречило традиционной американской государственной политике невмешательства в территориальные и пограничные споры иностранных государств. Учтем, что в совместном заявлении американского президента Дж.Байдена с главами ССАГПЗ от 16 июля 2022 года не было никакой вербальной агрессии по поводу островов.
Тот факт, что США и Россия, наконец, присоединились к позиции ОАЭ, нельзя переоценить. Пока что среди мировых держав только страны Европы не поддержали позицию ОАЭ на национальном уровне. Разумеется, в итоговых документах ССАГПЗ и ЕС, например, на встрече 22 февраля 2022 года был затронут вопрос об островах и выражена поддержка позиции ОАЭ в этом отношении. Но до сих пор важные европейские страны не демонстрировали позиции в этой области на национальном уровне. Думается, утверждает К.Ахмади, если процесс согласования позиции ОАЭ по островам продолжится, рано или поздно к нему на национальном уровне присоединятся и европейские страны. На данный момент все пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Китай, Россия и США на национальном уровне, и Великобритания и Франция как часть ранее заявленной европейской позиции) создали юридический прецедент, который может воодушевить недругов Ирана выступить против его территориальной целостности.
Как утверждает иранский аналитик, исторический суверенитет и право собственности Ирана на три острова для него несомненны. Он настаивает на том, что ни одна страна не делегирует право распоряжаться частью своей территории наднациональному органу. Кроме того, полагает К.Ахмади, передача дела в Международный суд также невозможна без согласия соответствующих стран. Иран, к тому же, не признал обязательную юрисдикцию этого суда. Однако при наличии политической воли всегда есть способы создать проблемы, дабы ослабить позиции стран на международном уровне. Особенно, если страна осталась в изоляции.
К.Ахмади отмечает в итоговой части своей публикации, посвященной проблемам территориальной целостности ОАЭ, что ежегодно эта страна направляет письмо с просьбой оставить вопрос о трёх островах в повестке дня Совета Безопасности ООН. Он считает, что несмотря на то, что вопрос находится в СБ ООН без движения на протяжении последних 52 лет, его можно активизировать, если постоянные члены и большинство непостоянных членов Совета Безопасности проявят положительное мнение. Однако вопрос диктуется экономикой и стратегией. Именно эти факторы определяют сближение Китая и России с позицией ОАЭ. На 2022 г. объем экспорта товаров из ОАЭ приблизился к 600 млрд долларов. Нужно принять во внимание и суммарные показатели членов ССАГПЗ, куда входит и ОАЭ, с валовым внутренним продуктом, равным 2,5 трлн долларов, и экономическим ростом на 7,3% в 2022 г. — самым высоким в мире. Вполне естественно, что в своих расчетах страны учитывают экономическую и дипломатическую мощь блока ССАГПЗ и его превращение в центр финансовой и инвестиционной притягательности на глобальном уровне.
- http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/2023861