- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Война в Газе: почему Израиль проигрывает информационную войну

по материалам Дохийского института последипломного образования, Катар

В своей нынешней войне в секторе Газой Израиль не смог добиться существенного прогресса в достижении своей главной военной цели: ликвидации ХАМАСа. После более чем 80 дней боев потенциал ХАМАСа остается в основном нетронутым, он продолжает запускать ракеты по Израилю и наносить тяжелые потери израильским военнослужащим в Газе. Израилю также не удалось выполнить свою вторую военную задачу: освободить всех заложников, захваченных ХАМАСом в ходе его нападения 7 октября. Судя исключительно по ее собственным заявленным целям, дела у израильской армии идут не так хорошо, как планировалось. Хотя исход военной кампании Израиля еще предстоит выяснить, нет никаких сомнений в том, что Израиль решительно проигрывает информационную войну. Поражение Израиля в информационной войне признают даже израильские аналитики, пишущие в Jerusalem Post и Times of Israel, а также сторонники Израиля в Washington Post и Белом доме.  И не только люди в арабском и мусульманском мире, или, в более широком смысле, на Глобальном юге, выступают против Израиля. Все чаще граждане западных государств, особенно молодежь, становятся более критичными по отношению к Израилю.

Прямая трансляция геноцида

Опросы общественного мнения в Западной Европе проливают свет на этот момент. Они показали, что только 35% немцев поддерживают произраильскую позицию своего правительства, жители Испании с большей вероятностью поддержат Палестину, чем Израиль, а подавляющее большинство ирландцев выступают против военной операции Израиля в Газе. Британцы фактически разделены по вопросу об Израиле и Палестине, и эта реальность представляет собой отход от прежней подавляющей поддержки Израиля британским обществом. Данные опросов в Соединенных Штатах говорят о похожей ситуации. Например, недавний опрос Harvard-Harris показал, что американцы в возрастной группе от 18 до 24 лет поровну разделены между поддержкой ХАМАСа и Израиля. Что, пожалуй, более показательно, около 60% американской молодежи в возрасте от 18 до 24 лет считают, что нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября было оправданным, при этом почти половина тех, кто находится в возрастной группе от 25 до 34 лет, и 40% тех, кто в возрасте от 35 до 44 лет, чувствуют то же самое. Вероятно, существует взаимосвязь между потреблением СМИ и общественным мнением. На Западе основные СМИ, которые исторически в подавляющем большинстве поддерживали Израиль, больше не обладают монополией на информацию.  Сотни миллионов жителей Запада, и особенно западная молодежь, подключены к сайтам социальных сетей, таким как TikTok, YouTube, Instagram и X (бывший Twitter). Эти пользователи социальных сетей видели, часто в наглядных деталях, кровавую бойню, учиненную Израилем над мирным населением как в Газе, так и на Западном берегу. Такого рода изображения в социальных сетях стали настолько распространенными и настолько обвиняют Израиль, что израильское правительство пожаловалось в TikTok и Meta, которым принадлежат Facebook и Instagram, с просьбой удалить тысячи постов. Усилия Израиля по цензуре, по-видимому, принесли свои плоды: систематическая цензура пропалестинского контента теперь становится повсеместной. Однако, по крайней мере, по двум причинам, усилия по цензуре будут малоэффективны, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Во-первых, пресловутый ущерб уже нанесен — графические посты, публикуемые миллионы раз, могут быть удалены, но не остались незамеченными.

Во-вторых, и это более важно, произраильская цензура, вероятно, вызовет еще больший антиизраильский гнев именно среди той демографической группы, которую Израиль хочет привлечь на свою сторону.

Почему Израиль проигрывает информационную войну

Есть, по крайней мере, три основные причины проблем Израиля с пиаром.

Во-первых, существуют основные трудности, связанные с пиаром оккупирующего государства.

Во-вторых, некоторые израильтяне стали мошенниками и распространяли сообщения, наносящие ущерб пиар-усилиям своей страны.

В-третьих, официальные пиар-усилия Израиля пострадали от элементарной некомпетентности.

Причина 1: пиар не может творить чудеса.

У организаций, включая правительства, есть планы контроля ущерба, но они надеются, что им никогда не придется их использовать. Одно полезное руководство по связям с общественностью рекомендует избегать негативного поведения, которое потребует контроля ущерба. На протяжении более 80 дней Израиль без разбора бомбил густонаселенные гражданские районы в Газе и убил более 21 000 человек, 70% из которых — дети и женщины. Во многих случаях Израиль наносил прямые удары по гражданским лицам и гражданской инфраструктуре, включая больницы, приюты, школы, дома и так называемые «безопасные маршруты». Более 100 сотрудников Организации Объединенных Наций были убиты, что стало самым большим количеством жертв в рамках конфликтов в истории ООН, в дополнение к почти 70 журналистам, убитым в период, который Комитет защиты журналистов назвал «самым смертоносным периодом для журналистов» с тех пор, как наблюдательный орган начал собирать данные в 1992 году. Что усугубляет ситуацию в информационном поле  для Израиля, так это то, что его бомбардировкам предшествовали многочисленные заявления высших должностных лиц, предполагающих намерение совершить геноцид. Например, министр обороны Израиля Йоав Галант сказал, что он приказал ввести «полную осаду» Газы, перекрыв доступ в сектор всем продуктам питания, воде и топливу; премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил о своем намерении превратить Газу в «необитаемый остров»; а президент Ицхак Герцог указал, что Израиль не делает различий между палестинскими гражданскими лицами и боевиками ХАМАСа. Израиль также блокировал поступление в Газу медикаментов, и очень немногие медицинские учреждения, оставшиеся действующими, были вынуждены проводить хирургические процедуры, включая ампутации, без анестезии. В недавнем отчете Всемирной продовольственной программы говорится, что жители Газы сейчас страдают от «катастрофического голода». Многочисленные эксперты по международному гуманитарному праву заявили, что уничтожение Израилем Газы в сочетании с официальными заявлениями, свидетельствующими о намерении совершить геноцид, наводит на мысль, что Израиль осуществляет геноцид в соответствии с международным правом. Раз Сигал, израильский адъюнкт-профессор по изучению Холокоста и геноцида, сказал, что Израиль проводит «хрестоматийный случай геноцида». Даже лучшим пиарщикам было бы трудно оправдать такую ситуацию. Как гласит старая пословица: «Свинью можно мазать губной помадой, это все равно свинья».

Причина 2: Мошенническая коммуникация

Сразу после нападения 7 октября журналистка израильского новостного канала i24 сообщила, что боевики ХАМАСа обезглавили израильских младенцев. В своем отчете она сослалась на израильского военного командира. Эта история была широко подхвачена ведущими западными новостными агентствами и даже несколько раз упоминалась президентом США Джо Байденом, который сказал, что он сам «видел» эти изображения. И израильское правительство, и Белый дом были затем вынуждены отказаться от этого заявления, которое было явно ложным. В ноябре видео, на котором якобы изображена палестинская медсестра, осуждающая ХАМАС, стало вирусным. Министерство иностранных дел Израиля ретвитнуло видео. Однако позже израильское правительство было вынуждено удалить это видео, поскольку было установлено, что оно было поставлено израильской актрисой, выдававшей себя за палестинку. На протяжении всей войны в Газе израильские военные снимали и распространяли видео, на которых они сами совершают гротескные нарушения прав человека в отношении палестинцев. Эти видеоролики, а также аналогичные видеоролики, размещенные израильскими военными на Западном берегу, еще больше подорвали имидж Израиля. В последние дни эти видео также получили критическое освещение в СМИ.

Причина 3: Некомпетентность

По крайней мере, некоторые пиар-проблемы Израиля можно списать на явную некомпетентность. Две недели назад израильские военные инсценировали предполагаемый массовый арест боевиков ХАМАСа, которых раздели до нижнего белья, завязали глаза и записали на видео, как они сдаются Израилю. Мероприятие, по-видимому, было призвано показать израильской общественности, что военные добиваются прогресса в поимке «террористов». Однако расследование быстро выявило две важные детали.

Во-первых, эти люди были обычными палестинцами, а не боевиками.

Во-вторых, мероприятие было инсценировано, когда израильские военные приказали палестинским пленным выполнить несколько дублей очевидной сдачи оружия. Из-за широко распространенного возмущения Израиль в конечном итоге был вынужден дистанцироваться от этих видео.

В ходе другого инцидента израильские военные провели видео-экскурсию по больнице «Аль-Шифа» в Газе, которую они разграбили. Представитель ЦАХАЛа Дэниел Хагари снялся в ролике, намереваясь продемонстрировать доказательства того, что ХАМАС использовал больницу в качестве «центра командования и контроля». В какой-то момент Хагари указал на арабский календарь, утверждая, что там указано расписание смен террористов. Указывая на календарь, Хагари сказала: «Это список опекунов, где каждый террорист пишет свое имя, и у каждого террориста своя смена». Как быстро заметили арабские зрители, календарь представлял собой простой настенный календарь, содержащий только дни недели. Видео стало вирусным в социальных сетях, появились тысячи постов и мемов, высмеивающих неудавшийся пиар-ход. Израиль потерял дополнительные очки для пиара, когда расследования, в том числе расследование, проведенное Washington Post, пришло к выводу, что ХАМАС не использовал больницу «Аш-Шифа» в качестве командного центра или для каких-либо других военных целей. Израиль понимает, что теряет позиции в битве за общественное мнение, особенно среди молодежи. Вероятно, именно поэтому израильское правительство наводняет социальные сети платной рекламой и делает это интенсивно на TikTok, Instagram и других сайтах социальных сетей. Если бы Израиль был корпорацией, знаменитостью или страной, не являющейся союзником США, такое управление имиджем имело бы серьезные последствия, но в существующем контексте реклама не работает.

В долгосрочной перспективе существует реальный риск того, что Израиль потеряет серьезную степень своего влияния на политические реалии на местах. Однако в краткосрочной перспективе Израиль можно успокоить себя тем, что он убеждает единственных людей, которые имеют для него значение, — официальных лиц США. Пока США продолжают использовать свой вес для защиты Израиля и продвижения своей нарративности, Израиль может позволить себе бесконечно  портить свой имидж.