- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на реализации сделки по предоставлению Сомалилендом участка морского побережья Эфиопии

Президент Сомали Хасан Шейх Махамуд подписал 7 января закон об аннулировании Меморандума между Эфиопией и Сомалилендом о доступе к порту Бербера. Об этом он сообщил в своем аккаунте в соцсети Х (ранее Twitter).     «Я подписал акт, аннулирующий незаконный Меморандум о взаимопонимании между правительством Эфиопии и Сомалилендом. При поддержке наших законодателей и нашего народа этот закон станет доказательством нашей готовности защищать единство, суверенитет и территориальную целостность страны согласно международному праву», — говорится в заявлении президента.
Как отмечает портал Garowe Online, ранее президент высказал обеспокоенность тем, что дальнейшая эскалация со стороны Эфиопии может спровоцировать террористическую активность боевиков из группировки «Аш-Шабаб», которая также осудила меморандум с Сомалилендом и пообещала «защищать страну».
Ранее премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед и президент Сомалиленда Муса Бихи Абди подписали Меморандум о взаимопонимании для обеспечения доступа к морским портам. Власти Сомали заявили, что намерены оспорить данный меморандум, который, с их точки зрения, нарушает суверенитет страны.
В меморандуме о взаимопонимании указано, что Сомалиленд, расположенный к северо-западу от Сомали, предоставит 20 км морского побережья в обмен на признание независимости со стороны Эфиопии, что рассматривается властями Сомали как нарушение суверенитета. По этой причине власти Сомали также отозвали посла в Аддис-Абебе для консультаций. Международные эксперты отмечают в этой связи, что с тех пор, как Эфиопия и автономный регион Сомалиленд подписали противоречивый Меморандум о взаимопонимании, который вызвал однозначную негативную реакцию Могадишо, это мгновенно привлекло внимание различных международных СМИ. Хотя полное содержание Меморандума о взаимопонимании еще не обнародовано, суть его заключается в предоставлении Эфиопии эксклюзивных 20 км морского побережья для военно-морских и торговых портов в Красном море.  Как только новость стала достоянием общественности, США и Великобритания, международные институты, такие как Организация Объединенных Наций, Африканский союз и Организация исламского сотрудничества, выступили с заявлениями, подтверждающими суверенитет Сомали. При этом лидеры Эфиопии и Сомалиленда  не заявляли о покупке или продаже какой-либо земли, принадлежащей Сомали. Тем не менее, политики и традиционные лидеры продолжают заявлять: «Муса Бихи — президент Сомалиленда, который 48 часами ранее подписал соглашение с президентом Сомали в Джибути, — вступила в сговор с Эфиопией, чтобы продать свою часть сухопутной, морской и воздушной территории Сомали в обмен на признание и процент от Ethiopian airways». Намеренно или нет, но такая подмена фактов отвлекла внимание от реальной проблемы.

Президент Сомали Хасан Шейх Махамуд выступил в парламенте Сомали на следующий день после подписания меморандума и сказал: «Никто не может продать ни единого фута территории Сомали».  При этом президент не заявлял и не подавал официальной жалобы, обвиняющей Эфиопию в подрыве территориальной целостности Сомали или «незаконной покупке сомалийской территории», и не прерывал дипломатических отношений с этой страной, и не требовал от эфиопских военнослужащих, не являющихся членами АТМИС, которых он пригласил свободно действовать в Сомали, покинуть территорию страны.

Роль Великобритании

Великобритания призвала  стороны к сдержанности и диалогу. «Великобритания обеспокоена эскалацией напряженности на Африканском Роге. Мы подтверждаем наше полное уважение суверенитета и территориальной целостности Федеративной Республики Сомали», — сообщило посольство Великобритании в Сомали в X (Twitter). Великобритания является ведущим экспертом по всем иностранным делам Сомали в Совете Безопасности ООН, хотя у нее есть явный конфликт интересов. По крайней мере, одной британской компании Сомалиленд предоставил права на разведку нефти. В 2022 году, когда правительство Сомали объявило приобретенные права Genel Energy на нефтяные блоки в долине Нугаал «незаконными притязаниями», Великобритания начала осторожно поощрять отделение Сомалиленда, чтобы обеспечить себе исключительную сферу эксплуатации. Процесс шел гладко, пока год спустя в Гуджакаде, который тогда был крупнейшим военным форпостом Сомалиленда, не произошло восстание. Жители Лас Анода и связанные с ними кланы нанесли решающее поражение армии Сомалиленда. Вскоре после этого была основана SSC-Хатумо, которая была объявлена политическим образованием, независимым от Сомалиленда и являющимся частью Федеративной Республики Сомали. Поскольку нефтяные месторождения были расположены в этом новом образовании, Великобритания была вынуждена пересмотреть свою стратегию для защиты своих интересов. Конфедеративная система управления для Сомали и Сомалиленда стала для Лондона наиболее приемлемым страховым полисом.

Роль США

Как и Великобритания, США являются ответственным лицом Сомали по морским вопросам в Совете Безопасности ООН.  «Мы присоединяемся к другим партнерам и выражаем нашу серьезную озабоченность по поводу роста напряженности на Африканском Роге. Мы призываем все заинтересованные стороны вступить в дипломатический диалог. Соединенные Штаты признают суверенитет и территориальную целостность Федеративной Республики Сомали в пределах ее границ 1960 года», — заявил Мэтью Миллер, представитель Госдепартамента, когда его спросили о позиции США по Меморандуму о взаимопонимании, подписанному Эфиопией и Сомалилендом. В реальности  США полностью поддерживают сделку между Эфиопией и Сомалилендом, поскольку в районе между Зейлой и Лугайе расположены нефтяные блоки Химаал-1 и Химаал-2, разведанные американской нефтяной компанией Chevron в 1980-х годах. То же самое можно сказать и о естественном морском порте Булле-Аде, которым в то время пользовалась Chevron. Вопреки целостности этой позиции доверия, США продвигают свои геополитические интересы, которые порой идут вразрез со стратегическими интересами и территориальной целостностью Сомали. Показательный пример — независимые действия США в отношении Сомалиленда на военной базе Бербера, которые осуществлялись при содействии ОАЭ, которые ранее приобрели эту базу у правительства Сомалиленда. При этом никаких осуждений или санкций тогда против ОАЭ США не ввели.

Цель Эфиопии по приобретению морского порта в Зейле вынашивалась уже продолжительное  время.  Однако в последние годы США начали всерьез беспокоиться о внутренних раздорах в Эфиопии и непредсказуемости внешней политики Абия Ахмеда — тесных связях с Китаем, присоединении к БРИКС и недавнем подписании военного соглашения с Россией . Отсюда родились опасения Запада в отношении входа Москвы в Сомалиленд через Эфиопию, а  российская военно-морская база в Красном море оказала глубокое влияние на геополитический баланс сил. Эфиопия начала постепенно наращивать свои ВМС десять лет назад, еще до прихода к власти Абии, не имея выхода к морю. Это была стратегия «постройте это, и они придут». Эти огромные инвестиции, стратегическое терпение и последний смелый шаг не были случайными.  Здесь надо отметить очень важный   фактор — близость Зейлы к Баб-эль-Мандебу, узкому стратегическому морскому проливу, через который проходит треть мирового коммерческого судоходства. Поскольку йеменское движение «Ансар Алла» (хоуситы) ввело односторонние санкции против Израиля, запретив любому торговому судну доставлять какие-либо товары в эту страну, до тех пор, пока продолжается война  в Газе, мировая морская торговля сталкивается с серьезной угрозой. В этой связи США и Великобритания неофициально обратились к Эфиопии — ближайшему союзнику Израиля в Африке с просьбой усилить свое военное присутствие в этом регионе.  Предполагалось, что сделка между Эфиопией и Сомалилендом будет завершена в два этапа: Меморандум о взаимопонимании, который должен быть подписан в Аддис-Абебе, затем официальный договор, который должен быть подписан в Могадишо с правительством Сомали в присутствии гаранта — международного сообщества. Когда все, казалось, встало на свои места, проявились три новых фактора: один был за ускорение процесса, а два других — за прекращение всего процесса.

Саудовская Аравия, обеспокоенная будущим своего многомиллиардного проекта Red Sea Global, хотела ускорить сделку. Эритрея, которая считает сделку, которая предоставила бы Эфиопии военно-морскую базу в Красном море, национальной угрозой, хотела, чтобы сделка была сорвана. И Египет, который рассматривает такую возможность как экзистенциальную угрозу на фоне напряженности в отношениях с Эфиопией по вопросу плотны «Возрождения» на Ниле, настоял на том, чтобы   сделка была расторгнута. Сельскохозяйственная промышленность Египта полностью зависит от стока Нила, который уже уменьшен из-за возведенной в Эфиопии гигантской плотины.  Итак, когда ключевые движущие силы решили проявить стратегическую осторожность на этапах завершения и реализации сделки, Абий и Муса Абди решили пойти ва-банк, поскольку каждый из них сталкивается со стремительно падающей популярностью и собственнуй жестокой гражданской войной. С учетом позиции Египта по этому вопросу и его роли в связи с кризисом в Газе коллективный Запад решил дать задний ход что собственно и выразилось в его официальной риторике по этому вопросу.