Находящаяся с визитом на Ближнем Востоке министр иностранных дел ФРГ А.Бербок в начале текущей недели заявила, что «федеральное правительство Германии не считает себя противником британских соображений относительно поставок истребителей Eurofighter Саудовской Аравии», мотивировав свою позицию ролью КСА в сдерживании йеменских хоуситов, присоединившихся к лагерю противников Израиля в текущем витке эскалации регионального конфликта. Тем самым глава внешнеполитического ведомства, представляющая «Зеленых», прежде ратовавших за ограничение экспорта вооружений и военной техники в т.н. «третьи страны», то есть не входящие в ЕС и НАТО, существенно отступила от партийной линии и основанного на ней коалиционного соглашения с СДПГ и СвДП, позволив федеральному правительству сделать дальнейшие шаги в сторону Эр-Рияда. Поддержал свою коллегу по партии и министр экономики Р.Хабек, повторив тезис о «благоприятной позиции Саудовской Аравии к Израилю».
Риторика А.Бербок и Р.Хабека оказалась быстро подхвачена официальным представителем правительства ФРГ Ш.Хебештрайтом, сообщившим, что и канцлер О.Шольц выступает за то, чтобы отказаться от блокировки поставок многоцелевых европейских истребителей в КСА, поскольку, это региональное государство заняло «очень конструктивную позицию» в отношении Израиля в рамках нынешнего витка противостояния с ХАМАС. Более того, отдельно пресс-секретарь немецкого кабмина подчеркну имевший место факт использования Eurofighter для отражения ракетных атак на Израиль с территории Йемена, что повышает значимость предоставления Эр-Рияду дополнительных самолетов в текущих условиях. При этом по информации немецких СМИ, речь может идти о передаче 48 истребителей.
Прежняя политика правительства в отношении любых поставок в КСА вооружений и боевой техники, независимо от того, является ли она продукцией немецких концернов или совместной разработкой с соседями, была основана на соглашении, положившем начало коалиции «светофор». В нем правительство в составе СДПГ, СвДП и «Зеленых» выражало приверженность международному разоружению и контролю над вооружениями, а также призывало к ужесточению европейских и национальных правил выдачи лицензий на поставки оружия за рубеж, открыто высказываясь против подобных сделок с государствами, чья вовлеченность в йеменский конфликт была установлена. При этом среди тех, кто ратовал за подобные принципы, в первых рядах были именно «Зеленые».
Впрочем, федеральное правительство Германии все же пыталось изменить ситуацию в пользу КСА летом минувшего года, когда канцлер О.Шольц, уже отступивший от общих правил одобрения лицензий для третьих стран в пользу Украины, заговорил о невозможности при выстраивании экспортной политики руководствоваться соображениями, связанными с конфликтом в Йемене. Однако ввиду боязни разрушить тем самым коалиционное правительство все же отмечалось, что кардинальный пересмотр подхода Берлина к Эр-Рияду возможен не ранее следующих выборов, то есть в 2025 г. Хотя за минувший год определенного прогресса сторонникам поставок в Саудовскую Аравию добиться все же удалось, так как по последней статистике к середине декабря 2023 г. для КСА были одобрены лицензии на сумму 13,3 млн долларов. Несмотря на довольно сдержанные цифры, особенно в сравнении со странами ЕС и НАТО или Израилем, указанные показатели поставили Саудовскую Аравию на четвертое место среди арабских государств Большого Ближнего Востока, где эту страну Персидского залива опередили ОАЭ, Египет и Катар.
Несмотря на то, что трансформация взглядов на отношения Берлина и Эр-Рияда в целом является общей для коалиции под руководством О.Шольца, как минимум на текущем этапе никто из министров не выразил резкой критики в отношении приведенных выше заявлений, на партийном уровне наметился раскол. В большей степени он характерен для «Зеленых», сопредседатель которых О.Нурипур еще в декабре после получения статистики экспортных лицензий призвал к скорейшему принятию национального закона, ужесточающего требования к третьим странам, получающим немецкие вооружения и военную технику. В текущей обстановке второй сопредседатель Р.Ланг заявила о невозможности поставлять в КСА ничего, в том числе Eurofighter, «принимая во внимание ситуацию с правами человека». Впрочем, и в старшей коалиционной партии СДПГ тоже нашлись противники нового курса. Так, представитель по внешней политике Р.Штегнер считает, что «по-прежнему полезно не поставлять оружие в кризисные регионы и диктатуры», а в качестве примера «неустоявшейся демократии» он назвал именно Саудовскую Аравию.
Любопытно, что главный оппозиционный блок ХДС/ХСС наоборот одобрил планируемое правительством О.Шольца снятие барьеров на пути новых Eurofighter в КСА. Представитель альянса по внешней политике Р.Кизеветтер считает, что новый курс необходим для того, чтобы «не дать Саудовской Аравии отойти от западного лагеря и присоединиться, к примеру, к Китаю». Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге И.Вадефул, в свою очередь, предположил, что прежняя практика правительства существенно ограничивала потенциал ФРГ в вопросах влияния на европейскую политику, прежде всего в том, что касается архитектуры безопасности.
В целом можно говорить о том, что коалиция О.Шольца, как и в случае с Украиной, использует текущую обстановку в ближневосточном регионе в качестве повода для отказа от невыгодного для себя, но заложенного в коалиционное соглашение обязательства об ужесточении контроля над экспортом вооружений за рубеж. С точки зрения немецкой политической жизни наибольшие риски в связи с планируемым, но не согласованным пока окончательно пересмотром наблюдаются на партийном уровне, будучи особенно заметными в рядах «Зеленых», что в дальнейшем способно привести к ужесточению конкуренции за лидерство перед следующими выборами. При этом немецким избирателям может быть предложено выбрать из двух стратегий. Первая — более умеренная, отступающая от базовых принципов, но превращающая «Зеленых» в потенциальных партнеров для формирования коалиции вне зависимости от итогов голосования. Вторая – более традиционная для партии, но угрожающая переходом в оппозицию.