- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О радикализации афганской системы образования при правительстве талибов

С момента возвращения к власти в Афганистане движение «Талибан» (запрещено в РФ) заметно активизировало строительство на территории страны медресе. В стране, власть в которой принадлежит исламистам, такого рода религиозные учреждения служат инкубаторами экстремизма и в значительной степени способствуют радикализации населения. Руководство движения сформировало так называемое «Управление семинарий джихада» для надзора за созданием и функционированием этих медресе. Бывший министр образования «Талибана» заявил, что, согласно плану правительства, в каждом из 364 округов страны должно быть открыто от трех до десяти медресе. Гипотетически, масштаб данного проекта позволит талибам массово радикализировать граждан Афганистана, начиная с детского возраста.

«Талибан» не только начал создавать религиозные семинарии, но внес существенные изменения в образовательную программу, которая разрабатывалась при предыдущем прозападном режиме в течение двух десятилетий. Преобразование светских школ в медресе путем ее корректировки является важной составляющей стратегии талибов по радикализации населения. Говоря об идеологическом содержании новой образовательной программы талибов, следует отметить, что приоритетом является разжигание джихада против западных государств. В учебниках, которые были внедрены в школьную программу после их прихода к власти, длительная война против США, Великобритании и Советского Союза представлена как «истинный джихад». Изменение учебной программы – это продуманный шаг со стороны «Талибана», призванный обеспечить преемственность и распространение идеологии движения, усиливая антагонизм в отношении Запада на национальном уровне.

Создание и поддержка медресе, а также преобразование светских школ в религиозные семинарии по сути лишает миллионы афганских детей права на образование. С точки зрения талибов приоритетно преобладание исламских знаний над базовой грамотностью и современным образованием. Этот сдвиг означает явный отход от универсальных принципов образования, которые подчеркивают важность сбалансированной учебной программы. Примечательно, что многие главари и члены движения, в том числе террористы-смертники, получили религиозное образование в подобных религиозных семинариях, которые внушали им радикальные учения еще в 1990-е годы.

Одним из таких религиозных учреждений является медресе «Дар-уль Улум Хаккания» в Пакистане, также известное как «Университет джихада». Это медресе имеет печально известную репутацию из-за своей роли в подготовке некоторых нынешних главарей «Талибана», являющихся сторонниками жесткой линии. В их числе – министр внутренних дел Сираджуддин Хаккани, по совместительству являющийся главарем террористической организации «Сеть Хаккани» (запрещена в РФ). Влияние этих семинарий выходит далеко за пределы Афганистана, негативно сказываясь на региональной стабильности и глобальной безопасности.

Радикальные медресе талибов пропагандируют агрессивную идеологию. Известно, что в рамках образовательного процесса преподаватели тщательно отбирают исламские положения, конкретные хадисы и принципы шариата, которые соответствуют жесткой идеологии и оправдывают религиозный фанатизм. Этот метод обучения, лишенный критического мышления и контекстуального понимания, является решающим фактором в процессе радикализации.

Идеологическая обработка вызывает глубокую озабоченность со стороны международного сообщества, так как является нарушением прав афганских детей. В ходе образовательного процесса происходит нормализация образа террориста-смертника, детей учат сражаться «священным» способом, как это делали предыдущие и нынешние члены «Талибана». Это приводит к тому, что в неокрепшем детском сознании, лишенном возможности критического мышления, замыкается порочный круг насилия и экстремизма, что представляет опасность не только для отдельных лиц, но также для афганского общества и страны в целом.

Несомненно, медресе не только служат вербовочными базами для «Талибана», но и представляют собой надвигающуюся угрозу для всего мира. Эти учреждения будут нести ответственность за создание поколения радикально настроенных молодых людей, способных совершать нападения, подобные тем, что произошли 11 сентября, в рамках своей экстремистской миссии. Контролируемые «Талибаном» медресе создают питательную среду для милитаризма и экстремизма, которые могут распространиться на соседние страны и за их пределы. Этот потенциал трансграничного экстремизма является серьезной проблемой для региональной стабильности и международной безопасности.

В некоторых медресе талибы интегрировали военную подготовку, стремясь как можно раньше познакомить будущих боевиков с оружием. Комбинация идеологической обработки и военной подготовки является четким свидетельством того, что «Талибан» намерен продолжать долгосрочную стратегию радикализации. Такой двойной подход гарантирует, что следующее поколение боевиков будет не только идеологически связано с движением, но и будет обладать необходимыми навыками для выполнения экстремистских задач.

Рост числа подконтрольных «Талибану» медресе представляет собой серьезную глобальную угрозу, поскольку эти учреждения служат идеологическими инкубаторами, поощряющими радикальный экстремизм и продвигающими насильственный джихад. По сути являясь центрами вербовки боевиков, медресе талибов будут распространять свое разрушительное влияние за пределы Афганистана, способствуя росту трансграничной террористической угрозы и подрывая международную стабильность.

В складывающейся ситуации крайне важно подчеркнуть, что образование является средством просвещения и расширения прав и возможностей, а не инструментом идеологической обработки и пропаганды экстремизма. Следовательно, для устранения угрозы со стороны медресе «Талибана» необходимо, прежде всего, признать симбиотическую связь между радикальными религиозными учреждениями и экстремистской политикой движения, а также подключить к решению проблемы региональных и глобальных игроков.