- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор продовольственной ситуации в секторе Газа

По состоянию на начало января 2024 года кардинального улучшения ситуации с продовольственным обеспечением населения сектора Газа не наблюдается. Сегодня практически стопроцентно население Газы (2.24 млн человек) испытывает проблему голода и недоедания. Согласно оценкам ООН по международной интегрированной шкале продовольственной безопасности и питания (IPC), все без исключения палестинцы в анклаве находятся в фазе 3 (кризис) и выше по пятибальной шкале IPC. Это означает, что население вынуждено сокращать ежедневный рацион, перераспределять его в пользу детей и ухудшать качество потребляемого продовольствия. При этом, в наиболее сложной ситуации находятся примерно 1.9 млн временно перемещенных лиц, что составляет 85% всего населения анклава, большая часть которого размещена во временных лагерях на юге Газы.

При этом, Всемирная продовольственная программа ООН, отчиталась за проделанную работу по итогам декабря 2023 года, отметив, что ей удалось обеспечить продовольственной помощью 975 тысяч палестинцев в секторе Газа. Достигнуть такого масштаба развертывания гуманитарной помощи в короткие сроки оказалось непросто: были апробированы инновационные, нестандартные подходы для работы с местными партнерами, проработаны и определены безопасные пункты для распределения продовольствия, найдены возможности для поставки пшеничной муки в пекарни и частично воссозданы возможности для возобновления локального производства хлеба. Специальное продовольствие, включая нутриенты и витамины, целевым образом поставлялось детям для обеспечения их нужд.

Несмотря на внушительные масштабы, охват гуманитарной продовольственной помощью по линии ООН составляет менее 50% от общих потребностей. С учетом логистических ограничений и проблем с гуманитарным доступом, рассчитывать в обозримой перспективе на существенное наращивание объемов помощи по линии международных структур не приходится. Это в свою очередь означает, что риск возникновения массового голода в секторе Газа остается крайне высоким. При сохранении этого риска, параллельно многократно возрастают другие существенные угрозы, касающиеся распространения инфекционных заболеваний в анклаве и угроз для здоровья. В зоне особого риска традиционно оказываются наиболее уязвимые категории – женщины и дети. В частности, под пристальным вниманием Детского фонда ООН порядка 335 тысяч детей в возрасте до 5 лет, которым угрожает недоедание. По предварительным оценкам, по сравнению с доконфликтным периодом, количество недоедающих детей в этой категории увеличилось до 30% и достигло отметки 10 тыс. детей.

Для наращивания продовольственной помощи жителям Газы необходимо, помимо прекращения военных действий, заново спланировать и обеспечить функционирование маршрутов поставки гуманитарной помощи по коридорам, расширить пропускную способность действующих пограничных пунктов для грузового транспорта по линии ООН, снять действующие ограничения на перемещение гуманитарных сотрудников ООН в анклаве, обеспечить безопасность персоналу для раздачи продовольственной помощи согласно базовым принципам международного гуманитарного права. На сегодняшний день функционируют лишь два контрольно-пропускных пункта на юге Газы, все остальные остаются заблокированными. При этом, бюрократическая система допуска грузового транспорта ООН с гуманитарным грузом, требующая многократных согласований, существенно тормозит процесс поставок помощи.

Однако, даже в случае налаживания полноценного гуманитарного доступа, и этих мер окажется недостаточно. Даже при полноценном восстановлении гуманитарных операций ООН, население Газы в долгосрочном периоде не сможет на постоянной основе существовать и всецело полагаться на гуманитарную помощь по линии ООН для обеспечения всего населения анклава продовольствием. Без восстановления и налаживания внутренних мощностей для локального производства продовольствия в ближайшее время, а также открытия возможностей для его коммерческих закупок и поставок из-за рубежа, текущая модель обеспечения продовольственной безопасности в Газе оказывается весьма шаткой и неустойчивой, в том числе с точки зрения устойчивого финансирования. Население анклава численностью более 2.2 млн человек не может всецело, на неопределенный период, полагаться исключительно на гуманитарную помощь ООН, с учетом бюджетного дефицита в международном донорском финансировании на гуманитарные нужды. Сегодня по линии Всемирной продовольственной программы ООН максимально охватывается продовольственной помощью почти 1 млн человек, но этого недостаточно для сдерживания голода, и при отсутствии альтернативных моделей продовольственного обеспечения (локальное производство, коммерческий импорт), едва ли удастся предовратить необратимость массового голода, недоедания и распространения инфекционных заболеваний, с серьезными последствиями для палестинского населения, включая угрозу голодных смертей. Помимо продовольственного аспекта, крайне важно восстановить полноценный доступ населения Газы к питьевой воде, медикаментам и медицинскому обслуживания, особенно в северных районах анклава, где складывается наиболее непростая ситуация.

Однако для создания долгосрочных, прочных моделей продовольственного обеспечения потребуются время и колоссальные инвестиции в инфраструктуру. В результате конфликта буквально за несколько месяцев из строя была выведена система водоснабжения, ирригации и медицинского обеспечения. Восстановление этой инфраструктуры особенно важно для спасения жизней, доступа к питьевой воде, а также для перезапуска локальной системы производства продовольствия, в том числе кормов для животноводства, составляющего важную основу жизнеобеспечения и доходов местных домашних хозяйств. На данном этапе ООН удалось поставить в Газу питьевую воду для охвата 1.3 млн человек, однако этого явно недостаточно, и сама система гуманитарных поставок воды не является устойчивой и долгосрочной.

Резюмируя, продовольственная ситуация в секторе Газа остается критической, с практически стопроцентным населением Газы испытывающим голод и недоедание в той или иной степени. В качестве быстрых мер по налаживанию ситуации ООН считает критически важным улучшить условия гуманитарного доступа, в частности, предлагая открыть доступ к израильскому порту Ашод, что позволит быстро и эффективно нарастить объемы поставок продовольствия и питьевой воды в анклав, особенно в северные районы Газы, где ситуация с голодом наиболее острая. Одновременно, нужно понимать, что гуманитарная продовольственная помощь сама по себе не является панацеей, и без скорейшего восстановления локального производства продовольствия, а также восстановления рынков и торговли аграрной продукцией и допуска в анклав коммерческих операторов и частного сектора, рассчитывать на решение продовольственной проблемы не стоит. Это станет возможным только в случае гуманитарной паузы и прекращения огня. При этом, и цена вопроса оказывается крайне высокой – для восстановления локального продовольственного потенциала потребуются колоссальные финансовые ресурсы для восстановления инфраструктуры.