24 января с .г. Великое национальное собрание (Меджлис) Турции проголосовало за членство Швеции в НАТО. А 25 января, след за голосованием турецкого парламента, последовала ратификация документа со стороны уже президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Заметим, что последовала вопреки ожиданиям отдельных экспертов того, что между период между голосованием в Меджлисе и ратификацией президентом будет также использован турецкой стороной с целью торга с США и, говоря шире, с странами-членами НАТО. Тем не менее, Турция пауз брать не стала.
Теперь, Венгрия теперь остается единственным членом НАТО, который не ратифицировал вступление Швеции.
Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) заявила, что более жесткая позиция скандинавской страны в отношении террористов РПК является ключом к получению одобрения. Депутат от ПСР и бывший вице-президент Фуат Октай заявил во вторник, что Швеция внесла поправки в свои антитеррористические законы, ограничила финансовую деятельность РПК, признала виновным подозреваемого в терроризме и экстрадировала еще одного человека, а также сняла ограничения на продажу оружия Турции.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон приветствовал ратификацию президентом Турции Эрдоганом шведской заявки, указав в своем аккаунте в «X»: «Благодаря этому была достигнута ключевая веха на пути Швеции к членству в НАТО». Также, 25 января премьер Кристерссон заявил, что «готов встретиться со своим венгерским коллегой Виктором Орбаном, чтобы помочь подготовить почву для быстрого одобрения заявки Будапештом».
Как напомнила турецкая пресса немедленно после решения всех вопросов, связанных с турецким голосом, «ранее Эрдоган связал ратификацию с просьбой Турции купить истребители в США».
Как указывает турецкое издание Daily Sabah: «Президент США Джо Байден Байден и его администрация неоднократно поддерживали желание Анкары закупить 40 новых боевых самолетов F-16 и их комплекты для модернизации существующего парка Турции. Но процесс застопорился в Конгрессе США, где некоторые ключевые члены связали одобрение сделки на сумму 20 миллиардов долларов (605 миллиардов турецких лир) с поддержкой Турцией заявки Швеции на вступление в НАТО. Представители администрации США заявили, что ожидают относительно быстрых действий по продаже F-16 после ратификации соглашения со стороны Турции. В среду (24 января – И.С.) Байден направил письмо лидерам ключевых комитетов Капитолийского холма, информируя их о своем намерении начать формальный процесс уведомления о продаже F-16, как только Турция завершит процесс вступления Швеции в НАТО. Байден призвал Конгресс одобрить продажу «без промедления», сообщил американский чиновник. Анкара также призвала Канаду и других союзников по НАТО снять эмбарго на поставки оружия в Турцию».
Теперь главным для Турции представляется то, насколько администрация Джо Байдена выполнит данное Турции обещание по поставке истребителей F-16. Кроме того, речь идет о других ограничениях в поставках вооружений и их компонентов, которые сейчас применяются западными странами-членами НАТО по отношению к Турции. Подчеркнем: важно не только принципиальное решение этих вопросов, но и скорость, с которой Запад ответит «взаимностью» на «добрую волю» турецкого парламента и президента страны.
Какие ещё измерения у данного вопроса есть?
Как минимум, можно выделить ещё две темы, которые представляются здесь важными.
Первая из них – это то, что связано с Россией и с российско-турецкими отношениями. Сложно отрицать то, что за ходом решения вопроса Турцией следили и в нашей стране и делали для себя определенные выводы. В частности, одним из таких выводов может стать уровень «накачки» вопроса со стороны Турции и то, насколько буднично проходит в итоге последующий процесс принятия турецкой стороной западных «настойчивых предложений». Это касается не только нынешнего голосования в парламенте. Это касается и двух саммитов НАТО: в Мадриде в 2022 году и в Вильнюсе – в 2023 году, накануне которых атмосфера ожиданий от турецкой решимости добиваться для себя уступок оказалась явно завышенной по сравнению с итоговым для Турции результатом (впрочем, справедливости ради, надо заметить, что той же России не удалось добиться от Запада, вообще, ничего накануне начала российской СВО на Украине; так что, может быть, в складывающихся обстоятельствах, и турецкий результат можно признать неплохим – И.С.)
Вторая тема – это то, как проходили дебаты по членству Швеции в НАТО, какие они высветили противоречия в отношениях между Турцией и Швецией и, говоря шире, между Турцией и странами НАТО. И, следовательно, каков характер этих противоречий и могут ли они стать чем-то большим в обозримой перспективе.
Касательно первой темы, а именно России и российско-турецких отношений, невзирая на то, что официальная позиция нашей страны – известна («ратификация шведской заявки – это суверенное право Турции»), некоторая рефлексия в Турции на тему влияния турецкого решения на российско-турецкие отношения, всё же, присутствует.
24 января известное турецкое издание Daily Sabah опубликовало статью известного турецкого обозревателя Мелиха Алтынока под заголовком «Насколько важно членство Швеции в НАТО для Путина?»
Обратимся к этой публикации:
«Постановление, касающееся заявки Швеции на членство в НАТО, во вторник прошло решающее голосование в турецком Парламенте. Среди 346 членов парламента, участвовавших в ассамблее на 600 мест, 287 проголосовали «за», 55 – «против» и четверо воздержались. Тот факт, что и правящая, и оппозиционная партии поддержали эту меру, подчеркивает ее значимость как «государственного вопроса»».
Отметим то, что мы писали по этому поводу ранее: на голосовании, которое затрагивает (вроде как) один из важнейших вопросов турецкой внешней политики, присутствует чуть более половины списочного состава турецкого парламента, что, само по себе, достаточно показательно. Кроме того, чисто математически, менее половины турецких депутатов проголосовали за принятие Швеции в НАТО. Положительный для Швеции исход – это особенности регламента.
Продолжаем цитирование:
«В преддверии голосования в турецком парламенте премьер-министр Венгрии Виктор Орбан предвосхитил разворачивающиеся события в твите, сигнализируя о еще не подтвержденном одобрении Будапештом заявки Швеции на членство.
«Сегодня я отправил письмо-приглашение премьер-министру Ульфу Кристерссону посетить Венгрию для переговоров о вступлении Швеции в НАТО», — заявил Орбан, обозначив тем самым потенциальное направление для дискуссий».
Как можно заметить, Турция и Венгрия, в рамках своих национальных требований к НАТО и коллективному Западу, со всей неизбежностью, поглядывали друг на друга. Движение одной стороны (Турция) немедленно оказалось подхваченным другой стороной (Венгрия).
Цитируем далее:
«Известно, что Турция запросила у США самолеты F-16 в обмен на одобрение членства Швеции, и это, вероятно, ускорит процесс. Если Венгрии удастся выполнить свои требования и успешно провести аналогичное решение через свой парламент, Швеция станет членом НАТО».
И далее:
«Что касается того, как президент России Владимир Путин воспринимает эти события…
Учитывая отношения ключевых игроков с Россией, можно утверждать, что никаких действий, противоречащих желанию Путина, предпринято не было.
И Турция, и Венгрия умеют поддерживать хрупкий баланс в своих отношениях с Россией, умело лавируя между поляризованным Западом и Россией.
И Анкара, и Будапешт воздерживаются от одобрения западных санкций против России. Путин и президент Реджеп Тайип Эрдоган, сотрудничающие в различных областях, включая атомную электростанцию, поддерживают крепкие отношения, и даже ожидают, что Путин посетит Турцию в ближайшие дни.
Значение членства Швеции в НАТО кажется Путину менее важным, чем ее отношения с Турцией и Венгрией».
Заметим, последнее замечание как ключевое: руководство России, на взгляд турецкого обозревателя, слишком дорожит отношениями с Турцией и с Венгрией, чтобы делать из их голосов по Швеции проблему. Ключевым фактором здесь является отказ и Турции и Венгрии от введения официальных, формальных санкций против Российской Федерации. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и без официальных санкций в Турции происходит «самоцензурирование» отношений с Россией. Ярким примером являются проблемы с платежами между Россией и Турцией, которые возникли в конце прошлого года и, до сих пор, остаются нерешенными до конца.
Продолжаем цитирование публикации далее:
«Хотя расширение НАТО, несомненно, противоречит интересам Путина, Швеция, полностью окруженная странами НАТО и не имеющая прямой границы с Россией, ранее дала понять, что вступление в альянс не позволит размещать на своей территории ядерные ракеты и иностранные военные базы.
Между тем Путин признал, что у Москвы нет претензий к решениям, принятым правительствами в Хельсинки и Стокгольме, подчеркнув, что сами по себе эти решения не представляют угрозы для России.
Однако, он предупредил, что любое расширение военных баз в регионе, несомненно, вызовет ответную реакцию, масштаб которой будет определяться характером угрозы. Министр иностранных дел России Сергей Лавров также заявил, что включение двух новых стран в НАТО не изменит принципиально региональную динамику, учитывая продолжающуюся военную экспансию альянса на восток и его операции на территориях Финляндии и Швеции.
Итак, как вступление Швеции в НАТО повлияет на существующий баланс и какие последствия это повлечет за собой для вовлеченных сторон?
Несмотря на отсутствие проблем безопасности, Швеция добровольно примет ненужные вызовы, вступая под эгидой НАТО, требующих уступок в их национальной политике.
Администрация Джо Байдена, столкнувшись с неудачами в продолжающейся войне на Украине, будет использовать это событие как предвыборную историю успеха.
Напротив, российский президент займет более жесткую позицию, утверждая, что НАТО провокационно расширяется. Это может побудить Путина принять дополнительные меры против НАТО, особенно в Восточной Европе, отправной точкой которых станет Украина».