23 января с. г. Великое национальное сСобрание (Меджлис) Турции проголосовало за членство Швеции в НАТО. А 25 января, след за голосованием турецкого Парламента, последовала ратификация документа со стороны уже президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана.
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=105621 [1], а Часть 1 – по ссылке http://www.iimes.ru/?p=105612 [2].
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы рассмотрели оценки турецкого эксперта того, как Россия отнесется к тому, что Турция пропустила шведскую заявку в НАТО. Имея в виду возможное влияние этого решения на российско-турецкие отношения.
Кратко вывод турецкого эксперта звучит так: членство Швеции в НАТО, с точки зрения российской безопасности, ничего не меняет, так как Швеция не имеет общей границы с Россией, а является страной-анклавом Альянса. Второй же вывод звучит так, что Россия слишком дорожит своими отношениями с Турцией, чтобы создавать из-за турецкого решения проблемы.
Развивая последнюю мысль, отметим, что подтверждение этому мнению турецкие обозреватели незамедлительно получили в высказывании пресс-секретаря российского президента о том, что речь идет о «суверенном решении» Турции. Действительно, российская сторона демонстрирует желание договариваться с турками по тем вопросам, где возможно. В центре российско-турецких договоренностей – столь важная для России энергетика, включая торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом. Последний аспект сотрудничества Россия хочет «приземлить» на фундамент газового хаба. И, как представляется, достижение соглашения по газовому хабу – крайне важный для России вопрос, чтобы можно было бы размениваться на истории с «неважной» Швецией.
Впрочем, тут возникает вопрос, а что делать с очевидно «важной» Финляндией, которая в отличие от Швеции, как раз, имеет протяженную границу с Российской Федерацией, а, следовательно, вступление финнов в НАТО имеет большое значение с точки зрения национальной безопасности России. Однако, этот процесс был завершен ещё в 2023 году и турецким автором не рассматривается.
Заметим, совершенно напрасно не рассматривается, поскольку было бы, пожалуй, неправильным исходить из «короткой памяти» российской дипломатии, имеющей минимальный срок давности. «Холодное лето 2023 года», несомненно, вписано в историю российско-турецких отношений и имеет свое для них значение.
Тем не менее, Турция продолжает исходить из того, что Швеция – это не проблема и, немного развивая эту мысль, стремится к тому, чтобы вернуть в повестку двусторонних переговоров тему зерновой сделки.
Как сообщило Агентство РИА «Новости» 29 января, президенты В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган могут обсудить на предстоящих переговорах «зерновую сделку».
«Безусловно, это будет украинская тематика. Вы знаете о посреднических усилиях господина президента (Эрдогана. — Прим. ред.) в этом направлении, был неоднократный призыв к сторонам возобновить стамбульский мирный процесс. Есть также приостановившая работу черноморская зерновая инициатива, господин президент уже заявлял, что намерен обсудить с уважаемым Владимиром Путиным инициативы по ее возобновлению», — сообщил собеседник агентства.
Как мы писали уже не раз, эта сделка экономически, политически и имиджево является крайне важной для Турции. Большое значение ей придает лично президент Р.Т.Эрдоган.
Пытаясь вернуть эту сделку в повестку переговоров с Россией на высшем уровне, Турция подтверждает свой образ страны с ну очень настойчивой дипломатией, а, кроме того, исходит, как минимум, из нескольких обстоятельств:
- Между Россией и Турцией существует целый пласт взаимных интересов. Есть среди них и те, что составляют для России коренной интерес. Вроде того же газового хаба (см. комментарии выше).
- Российское и турецкое руководства обсуждают стратегические вопросы в комплексе, а не на проектной основе. То есть, вопрос той же зерновой сделки не выделен, по умолчанию, в отдельное делопроизводство, чтобы его нельзя было бы увязать с тем же, повторимся, газовым хабом.
- Россия уже уходила из зерновой сделки (пусть и на считанные дни), чтобы вернуться. А что случилось один раз может случиться и во второй раз. Просто нужна настойчивость, которую, как мы уже сказали, Турция демонстрирует регулярно.
Итак, подводя черту под российско-турецким аспектом вхождения Швеции в НАТО, заметим, что турецкие обозреватели не считают, что между России и Турции из-за Швеции (а ранее Финляндии) возникла проблема, которую необходимо урегулировать отдельным образом. Однако, следуя турецкой маятниковой (или, как говорится в Турции, «челночной») дипломатии, следует ожидать, что теперь маятник качнется в сторону России. Западная повестка на ближайшие дни отработана, а, следовательно, нужно продемонстрировать альтернативный Западу вектор, включая, в первую очередь, российское направление. Здесь, очевидно, будут продемонстрированы определенные подвижки в российско-турецких отношений, однако, революций ждать не следует – на нынешнем этапе отношений прогресс складывается достаточно вязко.
Перейдем, в рамках тематики нашего материала, к немаловажному, на наш взгляд, аспекту: да, членство Швеции в НАТО согласовано. Однако, уместным, для понимания внутренней обстановки в Турции, представляется обратиться к парламентским документам, сопровождавшим голосование по шведской кандидатуре 23 января с. г.
Прежде всего, начнем с того, что вопрос шведской заявки был передан на рассмотрение Комитета по международным делам со стороны спикера парламента, депутата правящей Партии справедливости и развития, Нумана Куртулмуша. В частности, к рекомендации спикера Парламента было приложено следующее обоснование:
«Статья 10 Вашингтонского договора, основополагающего текста НАТО, гласит:
«Стороны могут единогласно предложить любому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и внести вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к этому Договору. Приглашенное государство может стать участником настоящего Договора путем сдачи на хранение своего документа о присоединении правительству Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки уведомляет все Стороны о каждом полученном им документе о присоединении».
В соответствии с этой статьей, одним из основных подходов, которым следует НАТО, является «Политика открытых дверей».
В этом контексте вступление нашей страны в НАТО вместе с Грецией в 1952 году стало первой волной расширения. Впоследствии Федеративная Республика Германия присоединилась в 1955 г., Испания – в 1982 г., Польша, Чехия, Венгрия – в 1999 г., Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словения, Словакия – в 2004 г., Албания и Хорватия — в 2009 г., Черногория — в 2017 г., Северная Македония – в 2020 г., Финляндия присоединилась к Альянсу в 2023 году. Таким образом, число членов НАТО достигло 31.
Расширение НАТО было одним из важных направлений усилий по реализации цели свободной, демократической и интегрированной Европы с универсальными ценностями, особенно демократией, выраженными в Вашингтонском договоре, укрепляющими позиции в Евроатлантическом регионе особенно в период после Холодной войны.
Наша страна поддерживает политику открытых дверей.
Финляндия и Швеция, подавшие заявку на совместное вступление в Альянс, были определены как два ближайших партнера НАТО. Обе страны осуществляли всестороннее и многоплановое сотрудничество с Альянсом в период до подачи заявок. Они вышли на первый план с теми возможностями и возможностями, которые у них есть в области обороны и безопасности. Благодаря этим возможностям, которые имеют высокий уровень оперативной совместимости с вооруженными силами стран-союзников, они внесли всеобъемлющий вклад в различные операции и миссии НАТО.
Финляндия и Швеция, которые являются членами ЕС и долгое время придерживаются политики нейтралитета в вопросах обороны и безопасности, завершили свои национальные процессы принятия решений после войны, начатой Россией на Украине 24 февраля 2022 года, и официально обратились о членстве в НАТО 18 мая 2022 года.
Чтобы продвинуть этот процесс, мы попросили Финляндию и Швецию предпринять конкретные шаги для решения наших законных проблем безопасности, особенно борьбы с терроризмом и отмены санкций и ограничений на экспорт оборонной промышленности.
В этом контексте переговоры между делегациями трех стран, начавшиеся в Анкаре 25 мая 2022 года, продолжились в Брюсселе по инициативе генсека НАТО. Трехсторонний меморандум, согласованный при содействии генерального секретаря НАТО незадолго до Мадридского саммита 28-30 июня 2022 года, был подписан министрами иностранных дел трех стран в Мадриде 28 июня 2022 года.
Ввиду их обязательства оправдать наши ожидания в отношении борьбы с терроризмом и снятия ограничений на экспорт оборонной промышленности на основе Трехстороннего меморандума, на Мадридском саммите НАТО мы дали согласие пригласить Швецию и Финляндию в члены НАТО, сославшись на Трехсторонний меморандум в Декларации саммита, и упомянутым странам было предложено начать переговоры о вступлении в Альянс.
На этой основе протоколы о вступлении в НАТО обеих стран были подписаны постоянными представителями стран-союзников НАТО в Брюсселе 5 июля 2022 года.
Таким образом, Финляндия и Швеция, получившие «приглашенный» статус, с этого момента стали участвовать во всех встречах НАТО и имели доступ к соответствующим документам, в том числе подлежащим засекречиванию.
Благодаря Трехстороннему меморандуму был создан постоянный совместный механизм для мониторинга конкретного выполнения обязательств Финляндии и Швеции в этом документе и анализа прогресса.
Постоянный совместный механизм, в заседаниях которого приняли участие члены нашей делегации, состоящей из должностных лиц президента, Министерств иностранных дел, национальной обороны, внутренних дел и юстиции, а также Управления Национальной разведывательной организации, собирался, в общей сложности, пять раз: 26 августа 2022 года в Финляндии, 24-25 ноября 2022 года в Швеции, 9 марта 2023 года в Брюсселе, 14 января 2023 года в Анкаре, и 6 июля 2023 года в Брюсселе.
После третьего заседания Постоянного совместного механизма 9 марта 2023 года Протокол о присоединении Финляндии был одобрен нашей страной, и, таким образом, Финляндия присоединилась к НАТО 4 апреля 2023 года.
Выполнение Швецией своих обязательств, вытекающих из Трехстороннего меморандума, обсуждалось на четвертом и пятом заседаниях Постоянного совместного механизма 14 июня и 6 июля 2023 года, а последний раз ситуация рассматривалась на заседании, состоявшемся 10 июля 2023 года, перед саммитом НАТО, который проходил в Вильнюсе.
На этой последней встрече Швеция на самом высоком уровне согласилась представить дорожную карту по выполнению своих обязательств, зафиксированных в Трехстороннем меморандуме. Она взяла на себя обязательство создать двусторонний механизм сотрудничества в области безопасности на уровне министров и решительно поддержать процесс членства нашей страны в ЕС.
На нынешнем этапе, учитывая обязательства, зафиксированные в Трехстороннем меморандуме, элементы, включенные в Совместное заявление от 10 июля 2023 года, наши двусторонние отношения со Швецией, а также уровень, которого достигла эта страна с точки зрения отношений всестороннего партнерства и оперативной совместимости с НАТО, достигнуто понимание, что членство Швеции в НАТО обеспечит вклад в европейско-атлантическую безопасность, в том числе, и в безопасность Турции.
С учетом вышеизложенного считается целесообразным ратифицировать Протокол о присоединении Швеции к Североатлантическому договору».
Итак, изложенное выше является квинтэссенцией мнения турецкого руководства по текущему статусу исполнения Швецией своих обязательств перед Турцией в рамках Мадридского соглашения и с учетом последующей работы Постоянного турецко-шведского механизма. Как мы можем видеть, в конце запроса указывается о целесообразности поддержки Турцией вступления Швеции в НАТО. Тем не менее, необходимо отметить, что внесение вопроса на рассмотрение Парламента автоматически означает и то, что свой отчет по вопросу с соответствующими выводами и рекомендациями должен, перед голосованием, сделать и Комитет по международным делам ВНСТ. Куда, собственно, и поступил приведенный выше текст обоснования Нумана Куртулмуша.
Заметим, что заключение Комитета по международным делам (текст которого будет рассмотрен ниже – И.С.) датируется 29 декабря 2023 года, когда он поступил в секретариат (буквально, в управление – И.С.) турецкого парламента.
Обратимся теперь к этому, более развернутому и подробному чем исходное обоснование, документу. Цитируем документ, придерживаясь его структуры. В введении документа указано, в частности, следующее:
«Предложение об утверждении Протокола об участии Королевства Швеция в Североатлантическом договоре», представленное Президентом Президиуму Великого Национального Собрания Турции 23.10.2023 и подписанное Стамбульским депутатом Нуманом Куртулмуш 25.10.2023.» был представлен на рассмотрение Президиума Великого национального собрания Турции. Законопроект под основным номером 2/1706 был передан в нашу Комиссию в качестве основной комиссии и в Комиссию национальной обороны в качестве вторичной комиссии 25.10.2023. Предложение было сделано на 5-м заседании нашей Комиссии 16.11.2023 28-го законодательного периода и на 6-м заседании 26.12.2023 с участием должностных лиц МИД, Министерства национальной обороны. Обсуждались вопросы Министерства юстиции, МВД и Управления национальной разведки».
В разделе «суть предложения» указывается следующее:
«Предложение, переданное в нашу Комиссию, направлено на одобрение подписанного каждой стороной Договора Протокола об участии Королевства Швеция в Североатлантическом договоре, членство которого в НАТО считается вкладом в евроатлантическую безопасность».
Переходим непосредственно к рассмотрению сутевых дискуссий касательно членства Швеции в НАТО. Далее приводятся данные о том какие мнения и на каких совещаниях сопровождали «всестороннее рассмотрение предложения».
В частности, как указывается в документе, на встрече от 16 ноября 2023 года, со стороны заместителя министра иностранных дел Бурака Акчапара прозвучало следующее:
«Мы переживаем период глубоких перемен и трансформаций на международном уровне, особенно в нашей непосредственной географии, война и горячие конфликты продолжаются на севере и юге нашей страны.
Украинская война глубоко потрясла обстановку безопасности в Европейском Атлантическом регионе.
Было заявлено, что события в Газе после 7 октября и нападения Израиля, повлекшие за собой гибель тысяч жителей Газы, создали дополнительные серьезные проблемы для нашего региона и что эти события еще раз показывают важность подхода на 360 градусов к безопасности.
Протокол о присоединении Королевства Швеция к Североатлантическому договору является еще одной необходимостью, порожденный изменяющейся средой безопасности.
Было заявлено, что безопасность стран Балтии и северной географии стала еще более важной для альянса НАТО после войны на Украине».