- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об утверждении турецким Меджлисом членства Швеции в НАТО. Часть 4

23 января с. г. Великое национальное собрание (Меджлис) Турции проголосовало за членство Швеции в НАТО. А 25 января, след за голосованием турецкого парламента, последовала ратификация документа со стороны уже президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана.

Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=105667 [1].

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению материалов, подготовленных к голосованию в турецком Парламенте по шведскому членству в НАТО.

В частности, мы начали цитировать заявления для документа от 16 ноября 2023 года со стороны заместителя министра иностранных дел Бурака Акчапара.

В частности, материалы для голосования в турецком Меджлисе цитируют Бурака Акчапара, где он указывает, что «Протокол о присоединении Королевства Швеция к Североатлантическому договору является еще одной необходимостью, порожденной изменяющейся средой безопасности», а также подчеркивает, что «безопасность стран Балтии и северной географии стала еще более важной для альянса НАТО после войны на Украине.»

Продолжаем цитирование документа:

«После начала войны Швеция, одна из стратегически важных стран Балтийского региона, отказалась от политики нейтралитета в сфере обороны и безопасности, решила вступить в НАТО и 18 мая 2022 года подала заявку на членство в НАТО.

Было подчеркнуто, в том числе, на самом высоком уровне, что Швеция, в качестве нашего потенциального союзника, должна принять во внимание наши законные интересы безопасности и начать действовать в духе союзнической солидарности.

С этой целью были проведены трехсторонние встречи со Швецией и Финляндией в преддверии Мадридского саммита, состоявшегося 28-30 июня 2022 года, и с целью борьбы с терроризмом и снятия ограничений на экспорт в нашу страну продукции оборонной промышленностью был подписан Трехсторонний меморандум. Швеция и Финляндия приняли на себя конкретные обязательства в рамках этого документа, который, с точки зрения продвижения процесса, представляет собой дорожную карту.

Швеция и Финляндия, в этом контексте, приняли на себя обязательства по тому, чтобы предотвратить пропагандистскую, финансовую и вербовочную деятельность РПК, ПДС/СНС и ФЕТО, предпринять шаги по ужесточению правового законодательства в борьбе с терроризмом, по тому, чтобы реализовывать всесторонние действия в рамках экстрадиции и депортации, а также снять ограничения на пути торговли в сфере оборонной промышленности.

С тем, чтобы следить за выполнением этих обязательств и конкретным прогрессом, между тремя странами был создан Постоянный совместный механизм. Вплоть до настоящего момента, постоянный совместный механизм встречался пять раз, началось планирование потенциальной встречи, касающейся механизма в Финляндии. Финляндия присоединилась к альянсу 4 апреля 2023 года.

В ходе процесса присоединения Швеции (к НАТО – И.С.) наш президент и генеральный секретарь НАТО, наш министр (иностранных дел – И.С.) также провели переговоры по этому вопросу с генеральным секретарем НАТО и его шведским коллегой и решительно выразили наши ожидания.

По итогам трехсторонней встречи, состоявшейся 10 июля 2023 года с участием нашего президента, премьер-министра Швеции и НАТО, было опубликовано трехстороннее совместное заявление.

С подписанием совместного заявления, был создан двусторонний механизм сотрудничества в сфере безопасности на уровне министров, который будет рассматривать вопросы, упомянутые в Меморандуме, прежде всего, касающиеся борьбы с терроризмом.

В процессе вступления в НАТО, правительство Швеции и общественное мнение стали лучше понимать законные интересы безопасности нашей страны, были поставлены под сомнение старые подходы в контексте борьбы с терроризмом как на правительственном, так и на общественном уровне, началась самокритика.

В этом контексте, премьер-министр Кристерссон и министр иностранных дел Бильстрем каждый раз заявляли, что они произвели смену парадигмы в плане борьбы с терроризмом в период после (подписания) Тройственного меморандума (между Турцией, Швецией и НАТО – И.С.).

Правительство Швеции подчеркнуло, что они останутся верными своим обязательствам после вступления в НАТО в соответствии с соглашением, достигнутым в Трехстороннем меморандуме.

Было заявлено, что шведская сторона внесла комплексные законодательные изменения в контексте борьбы с терроризмом в рамках обязательств, взятых на себя в Трехстороннем меморандуме, и в этих рамках была внесена конституционная поправка относительно наказания за участие в террористических организациях, которая вступила в силу с 1 января 2023 г.

Было заявлено, что в рамках конституционной поправки 1 июня 2023 года вступила в силу поправка к Закону о борьбе с терроризмом, в результате которой участие в террористической организации впервые в Швеции стало преступлением, а новый Закон о борьбе с терроризмом Закон вступил в силу 1 июля 2022 года.

Министр иностранных дел Биллстрем сделал заявление о том, что РПК ведет интенсивную деятельность в Швеции по сбору денег и финансированию террористической деятельности, направленной против нашей страны, а премьер-министр Кристерссон также заявил, что сосредоточенность правительства на борьбе с организованной преступностью сделает деятельность РПК сложнее. Было заявлено о том, что правоохранительные органы должны следить за этими преступлениями.

В рамках тесного сотрудничества, сложившегося между нашими институтами в процессе вступления в НАТО, Швеция получила информацию о террористической деятельности, особенно о финансовой деятельности РПК и ее расширениях, и предприняла некоторые конкретные шаги. В этой связи, Счет так называемого «Курдского Красного Полумесяца», являющегося одним из главных источников финансирования в Швеции РПК, в шведском банке SEB был закрыт. Этот шаг был приведен в качестве примера для других стран, где действует так называемый «Курдский Красный Полумесяц».

Член террористической организации РПК был приговорен к четырем годам и шести месяцам тюремного заключения за преступления, связанные с вымогательством от имени РПК с применением силы, финансированием терроризма и противодействием законодательству об огнестрельном оружии. Новое законодательство, вступившее в силу 1 июля 2022 года и содержащее отягчающие положения, был применено в указанном судебном процессе. Осуждение члена РПК за преступление, связанное с терроризмом, является первым в Швеции.

Член РПК, на которого ведется розыск, был депортирован в нашу страну 2 декабря 2022 года с целью отбытия тюремного заключения на шесть лет и три месяца за членство в вооруженной террористической организации, и в настоящее время н приговорен к тюремному сроку в нашей стране.

На последнем заседании Постоянного совместного механизма, состоявшемся 6 июля 2023 года, шведская сторона заявила, что не допускает въезд в страну лиц, предположительно связанных с РПК.

Бывший главный переговорщик от Швеции в НАТО фактически осознал, что им нужно уделять больше внимания проблемам безопасности, связанным с РПК, при выдаче разрешений на жительство и работу в декабре 2022 года, и в этом контексте он объявил общественности, что не разрешил десятку человек въехать в Швецию; некоторых людей попросили покинуть Швецию,

Круги, связанные с РПК, не могут найти удобную операционную площадку в Швеции, как это было в прошлом, и организация находится под давлением.

Проверки и действия шведских органов безопасности также вызвали критику со стороны формирований организации (имеется в виду структуры РПК – И.С.) и лиц, связанных с организацией, а также заявление премьер-министра Швеции и министра иностранных дел о том, что они будут дистанцироваться от РПК/СНС, ссылаясь на связи ПДС/СНС с РПК, можно оценить с этой точки зрения.

В период до Трехстороннего меморандума так называемые представители ПДС/СНС-РПК и СДС были приняты даже на министерском уровне в Швеции, и после этого заявления премьер-министра такие контакты и визиты между шведским правительством и членами организации (РПК и её ответвления – И.С.) были остановлены.

Беспокойство, которое испытывают сирийские филиалы РПК по поводу изменения отношения в Швеции, начало отражаться в сообщениях в открытых источниках.

Имеются конкретные подвижки в сфере оборонной промышленности, и в этом контексте Управление по надзору за стратегической продукцией, отвечающее за экспорт оборонной продукции, 30 сентября 2022 года сняло ограничения в сфере оборонной промышленности для нашей страны. На этом этапе запросы на получение разрешения на экспорт оцениваются в индивидуальном порядке. В этом контексте все решения, принятые на данный момент по заявкам наших компаний, были положительными.

Предполагается, что наше сотрудничество в оборонной промышленности будет и дальше развиваться с членством Швеции в НАТО, и Швеция открыто поддержала процесс членства нашей страны в ЕС, включая нашу заявку на проект военной мобильности постоянного структурированного сотрудничества ЕС.

Когда мы смотрим на наши двусторонние отношения, мы видим, что процесс контактов и диалога между Турцией и Швецией ускорился, включая межпарламентские отношения. Спикер Великого Национального Собрания Турции г-н Нуман Куртулмуш встретился со своим шведским коллегой 15 ноября 2023 года. В шведском Парламенте была создана шведско-турецкая парламентская сеть. В этом процессе, было подтверждено взаимопонимание со Швецией, как нашим крупнейшим торговым партнером среди северных стран, по вопросы развития экономического и торгового сотрудничества, включая инвестиции. В этом контексте Совместный экономический и торговый комитет планирует провести встречу в мае и июне.

Постоянная поддержка Швеции, с которой мы подписали Декларацию о стратегическом партнерстве в 2013 году, процессу членства нашей страны в ЕС стала более заметной, и когда мы смотрим на предстоящий период, мы видим необходимость демонстрации долгосрочных намерений в сфере борьбы с терроризмом. Уже нет вопросов, которые ожидают отслеживания со стороны Швеции (полагаем, что здесь есть опечатка, скорее имеется в виду, что такие вопросы все-таки пока есть, но при наличии возможностей по мониторингу ситуации со Швецией – И.С.). Трехсторонний меморандум и трехстороннее совместное заявление на Вильнюсском саммите представляют собой необходимую основу для развития нашего сотрудничества со Швецией в борьбе с терроризмом и мониторинга наших ожиданий.

Предполагается, что созданный Постоянный совместный механизм будет сохранен в предстоящий период с участием Финляндии, которая в настоящее время является союзником, и, следовательно, рассматриваемый механизм продолжит свою функцию с присоединением Швеции к альянсу, и таким образом, появится возможность реализовать законные ожидания нашей страны и обязательства Швеции.

В этом процессе у нас также были некоторые требования со стороны НАТО, и в соответствии с нашими ожиданиями Генеральный секретарь Столтенберг впервые назначил Специального координатора НАТО по борьбе с терроризмом, о чем было объявлено 12 октября 2023 года.

Это является важным шагом, который будет способствовать повышению эффективности усилий по борьбе с терроризмом в рамках альянса и повышению координации, а также тому, что достигнутые соглашения и обязательства, принятые на Мадридском и Вильнюсском саммитах, будут отслеживаться через многочисленные каналы двустороннего сотрудничества, созданные Механизм сотрудничества в области безопасности, который предполагалось создать между Турцией и Швецией в соответствии с принятым совместным заявлением, также станет дополнительным каналом на самом высоком уровне для решения соответствующих вопросов, включая борьбу с терроризмом.

Предполагается, что участие Швеции в НАТО сделает Европейско-Атлантический регион более безопасным, послужит дальнейшему развитию наших двусторонних отношений на основе союзнических связей и ответственности, а также будет способствовать развитию нашего сотрудничества, особенно в области оборонной промышленности».

Итак, как мы можем видеть, на уровне заместителя министра иностранных дел Турции отмечен заметный прогресс, который был совершен Швецией в рамках выполнения своих обязательств перед Турцией по так называемому «Мадридскому соглашению». Невзирая на то, что, очевидно, шведские шаги по борьбе с РПК и филиалами этой структуры носят адресный, точечный характер, принятие нового законодательства дает для последующего периода основу «масштабирования» процесса, чего, собственно, и добивается турецкая сторона. Практические шаги Швеции, пусть, подчеркнем, и единичные рассматриваются турецкой дипломатией в качестве важных прецедентов. В этом смысле, турецкий замминистра иностранных дел фиксирует, что осведомленность шведской стороны о РПК выросла. А сама шведская сторона осознала проблему и берет на себя обязательство по тому, чтобы и в дальнейшем продолжать начатый процесс.

Отдельным образом, замминистра иностранных дел Турции отметил то, что в структуре НАТО назначен специальный представитель по вопросам терроризма. Как можно понять, турецкая сторона ожидает того, что этот спецпредставитель, как раз, и будет исповедовать равноправный подход к членам НАТО по включению их повестки в сфере безопасности в общую повестку Североатлантического альянса.

И, наконец, подчеркнем заявление турецкого замминистра о том, что расширение НАТО, за счет Швеции и Финляндии, служит повешению безопасности евроатлантического региона мира. – Это имеет принципиальное значение с точки зрения разницы в позициях российской и турецкой внешних политик. Когда то, что для России составляет экзистенциальную угрозу, рассматривается в Турции как рост безопасности региональной и глобальной.

Переходим к репликам отдельных членов Комитета по международным делам, которые приводятся докладом следующим образом:

«Практически большая часть подписанных текстов Трехстороннего соглашения, Меморандума и созданного впоследствии Постоянного механизма состояла из пожеланий,

Венгрия еще не подписала это соглашение, поэтому мы обязаны внимательно следить за этим процессом и еще раз следить за тем, были ли предприняты запрошенные конкретные шаги в отношении национальной безопасности Турции.

Было заявление о том, что Швеция поддержит процесс вступления Турции в Евросоюз, но было видно, что не было общего мнения о том, как довести это заявление до конкретной стадии.

У нас есть опыт и предвидение, что проблемы безопасности, возникшие среди народов Европы в результате вторжения России в Украину, не могут быть решены путем расширения НАТО.

Членство Швеции, а в будущем и еще одной страны, в НАТО усилит обеспокоенность общественности по поводу войны и конфликтов параллельно с увеличением военных расходов.

Наша страна, имеющая вторую по силе армию в НАТО, является наиболее важным членом НАТО, вносящим вклад в безопасность и стабильность НАТО, а сотрудничество между нашей страной и НАТО, которое вносит значительный вклад в региональную и глобальную безопасность НАТО, имеет исторические связи, военное сотрудничество и вклад в борьбу с терроризмом можно перечислить под пятью заголовками: военное сотрудничество, вклад в борьбу с терроризмом, вклад в региональную стабильность и обязательства по коллективной обороне и безопасности».