По статистике за 2023 г. федеральное правительство Германии выделило Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) порядка 200 млн евро. Более того, в октябре 2023 г. в условиях операции Армии обороны Израиля в секторе Газа «Железные мечи» ФРГ увеличило финансирование специализированных учреждений в составе ООН, включая БАПОР, на 50 млн евро, мотивировав данный шаг поддержкой гражданского населения на фоне конфликта. Однако после сообщений о предполагаемой причастности по меньшей мере 12 сотрудников БАПОР к террористической атаке ХАМАСа на Израиль 7 октября прошлого года, а также о связях более широкого круга персонала с палестинскими боевиками в секторе Газа, Берлин, как и ряд других государств, заморозил экономическую поддержку БАПОР.
В соответствующем комментарии немецкого внешнеполитического ведомства утверждалось, что, «пока расследование не будет завершено, Германия в координации с другими странами-донорами временно не будет утверждать какие-либо новые транши для БАПОР». При этом в МИД добавили, что данный шаг не означает полный отказ от оказания помощи жителям сектора Газа, а в качестве альтернативы на 7 млн евро было увеличено финансирование из бюджета ФРГ Международного комитета Красного Креста и детского фонда ООН — ЮНИСЕФ. Отдельно немецкие дипломаты подчеркнули общую позицию в отношении БАПОР, назвав учреждение критически важным для палестинского населения, а «немедленные действия» организации для расследования обвинений против местных сотрудников Берлин счел «абсолютно правильными».
Более критичный взгляд на ситуацию представила на текущей неделе выступившая в Бундестаге глава внешнеполитического ведомства А.Бербок. Она не только более четко сформулировала тезис о прямой зависимости финансирования БАПОР от итогов расследования, но и призвала обеспечить вовлечение в него представителей ЕС. Кроме того, представительница партии «Зеленых» намекнула на назревшую целесообразность реформы Агентства, а основную ответственность за текущий кризис вокруг структуры, оказывающей основную гуманитарную помощь сектору Газа, политик возложила на ООН.
Выступление в немецком парламенте А.Бербок по сути отразило широкие внутриполитические дебаты в коалиции «светофор», разгоревшиеся вокруг БАПОР в последнее время. Так, министр экономического сотрудничества и развития от старшей партии СДПГ С.Шульце на днях сказала, что Германии «придется помогать» БАПОР, принимая во внимание «страдания и нужды, которые сейчас испытывают в этом регионе». А вот представитель по внешнеполитическим вопросам от младшего партнера в коалиции – СвДП М.Линк, наоборот, выступил за полную реорганизацию Агентства. По его словам, «БАПОР грозит стать черной дырой. Его структура ошибочна и устарела». Вместо этого политик предлагает разделить функции Агентства между УВКБ, Программой развития и Продовольственной программой ООН. Добавил к сказанному М.Линк, что любые новые контакты с БАПОР для Берлина возможны лишь в координации с Вашингтоном и Иерусалимом. Нечто подобное озвучил и представитель главной оппозиционной силы ХДС – И.Вадефул, с той лишь разницей, что передать полномочия БАПОР, с его точки зрения, стоит ЮНИСЕФ и Комитету Красного Креста.
Под воздействием подобной риторики как от партнеров в правительстве и Бундестаге, так и со стороны оппозиции внешнеполитическое ведомство во многом склонно к солидаризации со СвДП, что продиктовано двумя причинами.
Во-первых, руководство партии «Зеленых» также высказывается против БАПОР не без влияния своего бывшего представителя по внешней политике, а ныне руководителя Немецко-израильского общества дружбы Ф.Бека.
Во-вторых, сам МИД не хочет нести ответственность за нарушения со стороны БАПОР, которому Берлин годами переводил деньги, шедшие, в том числе на выплаты зарплат палестинским сотрудникам, напавшим на Израиль 7 октября 2023 г. или удерживавшим в своих домах заложников.
Более того, как кажется, в последнем случае внешнеполитическое ведомство опасается не столько результатов расследования ООН, сколько вопросов, назревающих внутри Германии, которые уже ставятся в форме парламентских запросов правительству. В частности, не так давно ХДС попросила МИД спрогнозировать риски попадания немецких средств в руки ХАМАС, что внешнеполитическое ведомство полностью исключить не сумело. В широком смысле в дальнейшем не исключены и более развернутые претензии к немецкой политике в регионе, отказывавшейся принимать израильские аргументы относительно существующих угроз безопасности, хотя обеспечение защиты ближневосточного государства внесено в коалиционное соглашение. И здесь МИД во главе с «Зелеными» также не хочет нести ответственность за просчеты.
В целом пока А.Бербок звучит более сдержанно, чем другие немецкие политики, выступающие за фундаментальный пересмотр как структуры БАПОР, так и характера отношений с Агентством Германии. Объясняется это тем, что правительство О.Шольца пока не выработало единой линии и сделает это, вероятнее всего, по итогам расследования ООН. В связи с этим несмотря на приведенные выше аргументы МИД опасается, что, обрушившись на БАПОР с резкой критикой, в дальнейшем ведомство утратить часть полномочий, которые перейдут к более умеренному пока министерству экономического сотрудничества и развития, уже успевшему расширить свой функционал за счет предложений по работе с государствами Сахеля после завершения миссии Бундесвера в Мали.