- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Предвыборная кампания перед муниципальными выборами 2024 г. в Турции. Часть 9

Противостояние Народно-республиканской партии как основа предвыборной кампании Хорошей партии

До муниципальных выборов в Турции осталось меньше двух месяцев. Партии постепенно заканчивают свою подготовку и начинают активную часть своей предвыборной кампании. 1 февраля стартовал прием документов кандидатов Высшим избирательным советом (YSK), который продлится до 20 февраля. В этом плане примечательно, что свою активность проявляет Хорошая партия (İYİ), которая является одним из самых важных факторов для понимания итогов голосования. В этой статье мы рассмотрим стратегию «хорошистов» и ее приоритеты.

Партия в довольно эксцентричных условиях анонсировала начало кампании. 30 января в социальных сетях распространилась информация о том, что в Стамбуле, Анкаре и Измире, которые управляются главной оппозиционной силой Народно-республиканской партией (CHP), было запрещено размещение листовок Хорошей партии. Особенность ситуации в том, что «хорошисты» также являются оппозиционной партией и были партнером кемалистов до июня 2023 г. 31 января председатель İYİ Мераль Акшенер коснулась этой темы во время заседания парламентской фракции партии. Она показала одну из этих листовок и обрушилась с критикой на руководство CHP: «Мы арендовали в Стамбуле, Анкаре и Измире билборды. Из Стамбула пришел звонок, во время которого было сказано, что эти билборды не будут размешены. Нас пытается отменить Сарачхане (район Стамбула, в котором находится здание мэрии – авт.), а не Бештепе (район Анкары, в котором находится президентский дворец – авт.).[i] [1] Отметим еще одну фразу председателя Хорошей партии, которую интерпретируют как нападки на мэра Стамбула Экрема Имамоглу и мэра Анкары Мансура Яваша: «Мы уже знаем этих необычайно храбрых людей, потому что они ведут себя как львы за закрытыми дверям и не могут появиться в центре внимания, когда необходимо предпринимать конкретные меры».[ii] [2] Также во время этой речи Акшенер критиковала бывших партнеров за то, что они, а не Хорошая партия, сотрудничают с Партией справедливости и развития (AKP) и за то, что в кемалистской партии не осталось ничего от наследия Мустафы Кемаля Ататюрка. В этом смысле Хорошая партия подтверждает, что противостояние CHP и нападки на нее являются важной частью стратегии партии. Это активизирует имидж «хорошистов» как партии третьего пути, являющейся альтернативой как AKP, так и CHP.

Вернемся к логотипам и слоганам. Слоганом Хорошей партии стала фраза «ты не вынужден». Она нацелена на критику системы поляризации, в которой существует только два монопольных центра политики в виде Партии справедливости и развития и Народно-республиканской партии. İYİ нацеливается на протестного избирателя, который недоволен обоими крупными партийными брендами и который разочаровался в политике как таковой. На основе этого слогана было сделано несколько разных постеров, которые касались наиболее животрепещущих для электората «хорошистов» вопросов. Как предполагается в прессе, такая реакция Народно-республиканской партии связана с плакатом с текстом «ты не вынужден голосовать ни за тех, кто объявляет войну республике, ни за тех, кто открывает пространство для терроризма». Интересно, что на первой фразе использовался оранжевый цвет, а на второй – красный. Это основные цвета двух крупнейших партий. И так партия, согласно мнению СМИ, показала, что обвиняет их в этом.

В этом смысле возникает вопрос: не получится ли то, что Хорошая партия повторит участь Мухаррема Индже во время президентской кампании 2023 года? Несмотря на то, что İYİ критикует обе партии, концентрация негатива против CHP выше. То есть кампания «хорошистов» стала еще более негативной, ее целью не является представление своих проектов. Также очевидно, что партию будут критиковать в ответ. Сможет ли İYİ управлять этой негативной энергией? Сейчас все сводится к тому, что образ «хорошистов» связан только с негативом. Часто их называют силой, которая поможет проиграть. Именно этот образ стал причиной потери привлекательности Индже ближе к концу кампании. Еще одним побочным эффектом является то, что ответная критика сможет сместить внимание кампании İYİ с выполнения своего плана на другую повестку. Это может привести к размыву образа Хорошей партии.

Подытоживая статью, мы подчеркиваем, что противостояние с CHP является одним из ключевых элементов кампании İYİ. Подтверждение этого мы видим в слогане «ты не вынужден». Плюсы его связаны с тем, что «хорошисты» получают доступ к протестному электорату, который недоволен и AKP, и CHP. Минусы проявляются в том, что партия продвигает только негативную повестку и не ассоциируется со своими предложениями и проектами. В этом смысле политика Акшенер не отличается хладнокровностью, что может отталкивать потенциального избирателя оппозиционной партии.

[i] [3] https://www.bursahakimiyet.com.tr/gundem/aksener-hepsini-topa-tuttu-bizi-engellemeye-calisan-bestepe-degil-sarachane-1206325 [4]

[ii] [5] https://x.com/gundem7x24/status/1752602930690097626?s=61 [6]