- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 76

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 4 февраля 2024 г., по израильской территории было выпущено более 11 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 494 человек, 13 975 ранены, 136 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 562 израильских военнослужащих[i] [1]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 25 105 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, раненых – 62 681 чел.[ii] [2]

По мнению Чака Фрайлиха, старшего научного сотрудника Института исследований национальной безопасности (INSS), бывшего заместителя советника по национальной безопасности, события 7 октября не сняли, а лишь «поставили на паузу» развитие напряженных отношений между Израилем и США по поводу судебной реформы, продвигаемой крайне правым правительством Биньямина Нетаньяху. Сейчас разногласия между израильским руководством и командой Байдена снова нарастают, в основном из-за боевых действий в секторе Газа и плана послевоенного устройства анклава.

Ч.Фрайлих напоминает, что в INSS в течение последних нескольких лет, тем более после решения действующего правительства провести «капитальную реформу судебной системы», предупреждали о надвигающемся кризисе в отношениях между Израилем и США. Основаниями для таких оценок стали изменения в демографии Соединенных Штатов в целом и их еврейского населения в частности; и постоянно растущий разрыв в подходах двух стран по некоторым ключевым вопросам, в первую очередь по их политике в отношении палестинцев и Ирана.

Напряженность в двусторонних отношениях была вызвана резкой критикой со стороны администрации США, которая впервые выразила озабоченность по поводу демократического будущего Израиля, а не просто каких-то конкретных действий израильского правительства. В течение длительного периода президент Дж.Байден отказывался общаться по телефону и встречаться с премьер-министром Б.Нетаньяху. После событий 7 октября были три месяца беспрецедентного стратегического сотрудничества. Однако произошло обострение разногласий на фоне того, как Израиль ведет войну, и особенно по поводу отсутствия у него стратегии на «послезавтра».

Ч.Фрайлих рассматривает основные проблемные точки в американо-израильских отношениях. Одной из них являются цели и достижения войны на данный момент. Он отмечает, что по оценкам американской разведки, ЦАХАЛ уничтожил лишь 20-30% боевиков ХАМАСа, что демонстрирует устойчивость организации и ставит под сомнение способность Израиля достичь военных целей. В результате США снизили уровень своих ожиданий: от свержения ХАМАСа до минимизации военной угрозы, которую представляет это движение. Так, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что цель войны — «гарантировать, что 7 октября никогда не повторится» и что «военного решения» проблемы ХАМАСа не существует.

Другая причина разногласий между США и Израилем — отсутствие четкого плана по послевоенному устройству сектора Газа. По мнению эксперта INSS, Э.Блинкен исходит из того, что регион находится в «переломной точке…, что открывает совершенно другое будущее». По его словам, арабские страны, включая Саудовскую Аравию, в настоящее время готовы в обмен на создание Государства Палестина изменить свою политику в отношении Израиля и предоставить ему «такие гарантии безопасности и обязательства, на которые они никогда бы не пошли в прошлом». Однако во время визита Э.Блинкена в Израиль неназванные представители администрации выразили глубокое разочарование по поводу неприятия Б.Нетаньяху позиции США (не считая противодействия возможному военному удару по Ливану). Американская позиция заключается в необходимости возрождения Палестинской национальной администрации для того, чтобы она могла взять под контроль как сектор Газа, так и Западный берег р. Иордан; создании Государства Палестина; увеличении гуманитарной помощи сектору Газа; минимизации потерь среди гражданского населения анклава; снижении интенсивности боевых действий. Американцы особенно резко критикуют отказ Б.Нетаньяху от сотрудничества в рамках заявленной Саудовской Аравией готовности нормализовать отношения с Израилем, а также (по некоторым данным) согласия КСА и еще четырех арабских государств внести свой вклад в восстановление Газы в рамках возрождения ПНА в обмен на «продвижение» к палестинской государственности.

Что касается Государства Палестина, в администрации Байдена настаивают на том, что это ключ к созданию новой региональной архитектуры. Ч.Фрайлих отмечает, что с целью снижения уровня разногласий с Израилем, Байден заговорил о наличии «нескольких решений по созданию двух государств… Есть ряд стран-членов ООН, которые до сих пор не имеют собственных вооруженных сил, у которых есть ограничения». Байден также отверг утверждение о том, что реализация двухгосударственного решения невозможна до тех пор, пока Б.Нетаньяху находится на своем посту. помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан также заявил, что региональная нормализация и создание палестинского государства возможны в не столь отдаленном будущем.

В администрации США полагают, что через нормализацию отношений на Ближнем Востоке и «создание совершенно нового региона» возможно решение иранской проблемы, что включает предоставление арабскими государствами гарантий безопасности Израилю в обмен на создание палестинского государства. При этом предполагается «изоляция Ирана, что станет очень сильным ответом на проблемы, которые он создает для Израиля и Соединенных Штатов».

В качестве серьезного вызова эксперт INSS рассматривает растущее разочарование в Белом доме политикой Б.Нетаньяху. В частности, Байден был рассержен на израильского премьер-министра за то, что тот отклонил просьбу Америки о переводе ПНА собираемых Израилем налоговых поступлений, и поэтому воздерживался от разговоров с ним более месяца, до 20 января. До этого в период с 7 октября они общались по телефону в среднем чаще, чем раз в неделю.

Ссылаясь на высокопоставленных чиновников администрации США, Ч.Фрайлих допускает, что планы США по переустройству региона на основе создания палестинского государства придется отложить до избрания в Израиле нового правительства. Более того, по его сведениям в Белом доме начали готовиться ко «дню после Нетаньяху». В этой связи эксперт указывает на тот факт, что во время своих визитов в Израиль Э.Блинкен отдельно встречался с членами военного кабинета, включая Бени Ганца, лидера оппозиции Яира Лапида и представителей гражданского общества. Отмечаются особо резкие комментарии Э.Блинкена относительно произошедшего перелома в регионе. «Если в прошлом всякий раз, когда в палестино-израильском мирном процессе наблюдался прогресс, именно арабские лидеры, палестинские лидеры не делали достаточно, чтобы подготовить свой народ к глубоким переменам, сейчас же стоит вопрос: готово ли израильское общество заниматься такими проблемами?»

Ч.Фрайлих обращает внимание на растущую критику Израиля в Конгрессе США. Он напоминает о предложении сенатора Берни Сандерса обусловить военную помощь США Израилю заверениями в том, что ЦАХАЛ не будет нарушать права человека и проводить непропорциональные атаки в секторе Газа, и что Израиль не будет препятствовать поступлению туда жизненно необходимой гуманитарной помощи. Эта инициатива была отклонена подавляющим большинством голосов: 72 сенатора против 11 демократов. Однако после этого 18 сенаторов присоединились уже к новой инициативе, которая обуславливает военную помощь США Израилю соблюдением им международного права, и ожидается, что ее подпишут еще больше сенаторов. На рассмотрении находится еще одна инициатива, призванная помешать администрации одобрение помощи Израилю в обход Конгресса. Эксперт INSS сомневается, что эти инициативы наберут большинство, но сам факт их выдвижения в Конгрессе, который до сих пор считался решительно произраильским, рассматривается им как ухудшение положения Израиля. В качестве яркого примера он приводит сенатора Криса Ван Холлена, который заявил, что премьер-министр Израиля более внимателен к министрам-экстремистам в своей коалиции, чем к президенту Соединенных Штатов, и что он даже «показал Байдену палец». Более того, 15 еврейских членов Конгресса поддержали решение о создании двух государств.

На фоне вышесказанного Ч.Фрайлих видит и положительный момент. Он основывается на сообщении высокопоставленными американскими чиновниками о том, что Байден не прекратит своих усилий по убеждению Б.Нетаньяху посредством тихой дипломатии, без серьезной публичной конфронтации. Официальные лица также отметили, что Израиль прислушался к позиции Белого дома относительно ведения войны и разрешил поставки муки в сектор Газа. Отмечается также, что администрация США в координации с Францией и другими странами продолжает усилия по предотвращению эскалации на северной границе Израиля.

Таким образом, разочаровавшись отсутствием военных достижений Израиля и его дипломатической позицией, «администрация Байдена пытается добиться создания палестинского государства. Несмотря на предстоящие трудные переговоры, это рассматривается как панацея от проблемы, созданной ХАМАСом; как возможность достижения более широкого соглашения; средство обеспечения безопасности Израиля; платформа для нормализации отношений в регионе и создания проамериканской оси для противодействия Ирану. На этом фоне особенно ярко проявляется разочарование администрации по поводу отклонения израильским премьер-министром американских предложений по возобновлению мирного процесса», — пишет Ч.Фрайлих.

Эксперт полагает, что «нормализация отношений между Израилем и Саудовской Аравией, а затем и другими мусульманскими странами, как часть всеобъемлющего шага к переформатированию Ближнего Востока вокруг проамериканской и антииранской оси, является основным стимулом, с помощью которого администрация Байдена пытается подтолкнуть Израиль к соглашению. Белый дом, опираясь на опыт разногласий с Б.Нетаньяху, стремится предотвратить выход кризиса в публичную сферу, по крайней мере, на какое-то время». По мнению Ч.Фрайлиха, «этому еще больше способствуют глубокая эмоциональная приверженность Байдена Израилю, а также политические соображения в преддверии ноябрьских выборов. При этом преднамеренные утечки информации администрации о плане на «послезавтра» являются желанием Белого дома оказать давление на Нетаньяху, чтобы добиться прогресса, так и оценками того, что политические изменения в Израиле, которые значительно облегчат американские усилия, могут быть уже на горизонте».

Беспрецедентная демонстрация США приверженности безопасности Израиля после 7 октября все более сменяется подходом к нему как к ответственому за события в секторе Газа. По словам Ч.Фрайлиха, «десятилетия разочарования и сдерживаемого гнева по поводу продолжающегося неприятия Израилем фундаментальной американской политики, в первую очередь необходимости продвижения решения о двух государствах, сейчас достигают новых высот, особенно в прогрессивном фланге Демократической партии, но не только там. В администрации также растет ощущение, что Израиль не выказывает благодарности за исключительную поддержку, которую ему оказали Соединенные Штаты, и не только продолжает отвергать американскую позицию, но премьер-министр даже использует свое несогласие с политикой США ради собственной политической выгоды».

В американской демографии происходят фундаментальные изменения, оказывающие негативное влияние на американо-израильские отношения — главным образом быстрый рост групп населения, мало связанных с Израилем. Еврейское население, подавляющее большинство которого придерживается либеральных взглядов, отдаляется от Израиля и все более не согласно со многими его политиками. Особенно это тенденция прослеживается среди молодежи. Одновременно в Соединенных Штатах увеличивается мусульманское население, которое становится все более организованным политически, в том числе в лоббистских группах, а их сторонники все чаще оказываются на влиятельных позициях в правительстве и СМИ.

По оценке эксперта INSS, «до президентских выборов в США настоящий кризис в отношениях маловероятен, но напряженность останется высокой, и кризис может разразиться в любой момент во время второго срока Байдена или (в случае возвращения в Белый дом) Дональда Трампа, который затаил обиду на Б.Нетаньяху и Израиль в целом». Реальной и настоящей угрозой эксперт считает то, что «американская военная помощь Израилю будет обусловлена изменением израильской политики в отношении палестинцев». Тогда как долгосрочное планирование функционирования ЦАХАЛа основано на продолжении реализации текущего 10-летнего пакета американской помощи, срок действия которого истекает в 2028 г., а затем и на последующем, еще более масштабном Меморандуме о взаимопонимании. В виду того, что существующая американская помощь больше не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся, Ч.Фрайлих советует израильскому правительству «отнестись к этому со всей необходимой серьезностью и соответствующим образом изменить свою политику»[iii] [3].

[i] [4] Real-time Updates / INSS. 04.02.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/

[ii] [5] UPDATE: At least 26 civilians killed as Israel’s war of genocide enters its 120th day // Wafa. 03.02.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/140912

[iii] [6] The War in Gaza Postponed the Emerging US–Israel Crisis, but Intensified It / INSS. 30.01.2024. https://www.inss.org.il/publication/us-israel-crisis/