Накануне важнейшего во внутриполитической жизни Алжира события – предстоящих в конце 2024 года президентских выборов – сохраняется некоторая степень неопределенности относительно внутренних раскладов. С высокой вероятностью, действующий президент Абдельмажид Теббун объявит о своем намерении выдвинуться на второй пятилетний срок полномочий, что в целом отвечает интересам большей части политического истеблишмента, включая армию, при поддержке которой он пришел к власти в 2019 году. Тем не менее, в последние месяцы все более ясно очерчиваются разногласия внутри правящей партии – Фронта национального освобождения. Что более важно – наметились и некоторые разногласия внутри военной верхушки. Все это в совокупности, ставит под вопрос перспективы выдвижения Теббуна в качестве единого кандидата на второй срок в конце текущего года.
Тем не менее, с учетом ключевой, лидирующей роли Алжира как главного поставщика нефти и газа на мировые рынки на африканском континенте, внешние акторы заинтересованы в сохранении политической стабильности. Имея важную внешнюю поддержку, Теббун в последние месяцы предпринимал активные усилия по укреплению вертикали власти. В ноябре 2023 г. он назначил премьер-министром страны своего соратника Н.Ларбауи, и наделил дополнительными полномочиями главу своего кабинета и советников, в принятии важных исполнительных решений. Кроме того, ожидается, что в ближайшие месяцы в рамках подготовки к президентской кампании, А.Теббун будет последовательно наращивать объемы социальной помощи для населения, в том числе на приоритетные цели социальных выплат, образование и здравоохранение, чтобы заручиться поддержкой электората.
При этом, основной акцент на добычу и экспорт энергоресурсов в качестве главных источников доходной части бюджета сохранится. Теббун и его команда не намерены модифицировать эту бизнес-модель, и продолжат ограничивать развитие частного сектора и ненефтяных отраслей. Это, в свою очередь будет способствовать сохранению низкой инвестиционной привлекательности алжирской экономики и отпугивать крупный международный капитал и инвесторов.
Таким образом, несмотря на кажущиеся успешными попытки укрепить социальную и политическую стабильность в стране в обозримой перспективе в качестве важной конъюнктурной меры в преддверии президентских выборов, ситуация в среднесрочной перспективе не кажется такой радужной. Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (30%), ограничивает существенным образом экономические возможности в стране. Наряду с политической цензурой и контролем, этот фактор может нести в себе высокие риски для устойчивости социально-политической конструкции в будущем, и предстоящие в Алжире президентские выборы в конце 2024 года станут серьезной проверкой на прочность.
Существенные риски также заложены в контексте внешних, не зависящих от политической элиты Алжира факторов. В первую очередь, речь идет о неустойчивости на мировых углеводородных рынках. С 2022 года в энергетический сектор Алжира продолжают поступать значительные финансовые средства от западных и китайских инвесторов. Так, например, до 2026 года в планах алжирского правительства мобилизовать до 40 млрд долларов инвестиций в углеводородный сектор. Именно эти доходы и инвестиции призваны обеспечить «подушку безопасности» для массовых социальных интервенций правительства в поддержку широких слоев населения. Тем не менее, прогнозируемое экспертами снижение цен и доходов от нефтегазового экспорта в течение нескольких лет может существенно ударить по алжирской экономике и подорвать социальную систему поддержки населения через субсидирование ключевых сфер, включая агропродовольственную систему, топливо, здравоохранение, образование, поскольку иных альтернативных источников для решения этих социальных задач у Алжира не остается. При этом, каких-либо кардинальных реформ в плане реструктуризации экономики и либерализации ряда ее отраслей политическая элита страны очевидно не планирует. Рост ВВП в 2024 году прогнозируется на уровне 3-3.5%, что может быть скорректировано с учетом волатильности цен на газ и нефть.
В то же время, угроза раскачивания протестных настроений среди алжирского общества накануне президентских выборов предельно низкая. В целом оппозиция не представляет серьезной угрозы государственности и не пользуется большой поддержкой широких масс. Протесты остаются довольно локальным явлением, и лишены политизации – их основная мотивация лежит в социально-экономической сфере и связана с отстаиванием прав рабочих и профсоюзными требованиями. Вероятно, что часть оппозиции может призвать к бойкоту президентских выборов, но это никак не отразится на избирательной явке и тем более конечном результате выборов.
Что касается террористической угрозы со стороны исламистских групп, но она также на сегодня минимизирована и фрагментирована. Основная угроза исходит от спорадических и одиночных террористических акций на восточных и южных рубежах, связанная с нестабильной политической ситуацией в соседних Ливии и Мали.
Наиболее серьезным геополитическим вызовом, способным повлиять на ситуацию с президентскими выборами в стране, является угроза эскалации конфликта с Марокко вокруг Западной Сахары, особенно с учетом оказываемой со стороны ЕС и США поддержки Рабату в этом споре. В случае прямого военного столкновения с Марокко или даже прокси-войны, внутриполитический расклад в стране может радикально измениться, и повлиять на выдвижение Теббуна на второй президентский срок.
На внешнеполитическом фронте, в рамках президентской кампании А.Теббун продолжит курс на расширение дипломатических связей с Африканским союзом, Лигой арабских государств и ООН, где роль Алжира в качестве важного геополитического форпоста продолжает расти. Членство Алжира в Совете Безопасности ООН, начавшееся в январе 2024 года, предоставляет дополнительные козыри Теббуну в его позиционировании в рамках президентской кампании и укреплении международного авторитета страны. Теббун также будет активно использовать другой козырь — растущую роль Алжира в обеспечении энергетической безопасности Европы после украинского конфликта и переориентации Брюсселя на альтернативные энергетические коридоры.
Таким образом, несмотря на кажущуюся неопределенность во внутриполитических раскладах накануне президентских выборов в Алжире, в случае отсутствия непредвиденных рисков (таких как прямой военный конфликт с Марокко вокруг Западной Сахары), можно прогнозировать с высокой долей вероятности, что А.Теббуну удастся в ближайшие месяцы урегулировать внутренние дисбалансы и договориться с большей частью политической и военной элиты о своем повторном выдвижении на президентский пост. При этом, растущие инвестиции в местную энергетику со стороны американских, китайских и европейских компаний, будут приносит казне уровень доходов, достаточный для выполнения ключевых социальных обязательств перед электоратом и обеспечения в рамках нынешней экономической модели устойчивости развития страны.