Алжирские власти предпринимают активные меры, чтобы сделать дорожающие товары доступными для населения. Однако реально они продолжают расти в цене прежде всего из-за действий самого руководства АНДР.
Стремительное удорожание товаров в Алжире становится все более заметным вызовом для властей этой страны и угрожает стабильности и безопасности государства.
Для понимания остроты ситуации необходимо отметить, что по ряду наименований стоимость различных видов продукции завышена по сравнению со среднемировыми ценами на 30 – 50 процентов, а по некоторым позициям и вдвое. И это при том, что обычный алжирец в месяц имеет доход не более 472 долларов (усредненные мировые показатели – более 1261 доллара), а на его содержании обычно находятся порядка троих детей и жена. Причем почти 90% женщин в Алжире полноценно не работают.
В результате нередко на одного члена семьи в этой стране приходится менее 100 долларов дохода в месяц.
Особенно болезненным является стремительное подорожание продуктов питания. Традиционно пик этого приходится на месяц Рамадан, когда их потребление увеличивается.
Разумеется, существуют общемировые тренды, способствующие росту стоимости товаров. Это последствия пандемии коронавируса, боевых действий на Украине, на Ближнем Востоке и т. д. Однако всё это не объясняет причин того, почему в Алжире наблюдается заметное превышение общемировых цен.
Подобная ситуация обусловлена не только объективными причинами вроде климатических катаклизмов, но и продолжающимся демографическим ростом (плюс почти 900 тысяч человек только за 2023 год), а главным образом, действиями самих алжирских властей.
В частности, на протяжении последних лет, несмотря на то, что собственное производство продуктов питания в Алжире не поспевало за нуждами населения, руководство АНДР стало экономить на закупках иностранных товаров, включая продовольственные.
Это привело к расцвету контрабанды, теневого рынка и росту стоимости товаров и услуг. В том числе и так называемой субсидируемой продукции, которую торговцы обязаны продавать по фиксированным ценам. Издержки им компенсирует государство. Однако по многим наименованиям возмещение расходов уже давно не покрывает даже их себестоимости. И потому торговать такими продуктами становится все более невыгодно. Отсюда и возникший по ряду их наименований дефицит.
Однако алжирские власти усмотрели причину данной проблемы не в себе, а в происках «злых сил» и стали бороться против бизнеса драконовскими методами, обрушив против виновных в повышении цен антиспекулятивные уголовные статьи.
В результате торговые операции в Алжире, как и в целом предпринимательство, становятся здесь все более рискованным занятием. Выходов из данной ситуации для бизнеса немного – уйти в тень и продолжать повышать стоимость своих товаров и услуг, компенсируя тем самым риски, закрыть дело или снижать качество реализуемых товаров и услуг.
Все это вызывает растущее недовольство населения. От массового выхода его на улицы удерживает то, что в последние годы власти пытаются делиться с ним излишками от доходов, полученных в результате резкого увеличения стоимости газа на мировом рынке.
Однако во-первых, эти попытки увеличения пособий, зарплат и пенсий, снижения налогов не поспевают за ростом цен. А во-вторых, процесс искусственного повышения доходов не может продолжаться вечно. Уже сейчас, когда наблюдается положительная конъюнктура в плане роста национальных валютных поступлений, параллельно отмечается очень заметный рост дефицита алжирского бюджета.
Как известно из опыта стран, живущих преимущественно на нефтегазовые доходы, рано или поздно «тучные лета» заканчиваются и наступают порой продолжительные периоды с низкими углеводородными ценами. И, несмотря на бодрые рапорты алжирских чиновников относительно «слезания с газовой иглы», на деле именно нефть и особенно газ дают Алжиру львиную долю его валютных поступлений.
Таким образом, на горизонте этой страны маячит перспектива оказаться в одно прекрасное время без средств и с населением, которое ее руководство будет не в состоянии элементарно прокормить. Далее – неизбежная дестабилизация.
Алжирское руководство это осознает и пытается исправить ситуацию. Но какими мерами? Одной из них стало понимание, что ограничивать зарубежные поставки, не наладив собственное производство, контрпродуктивно. Однако открывать алжирский рынок власти страны не намерены. Речь идет о целевых и точно выверенных поставках продуктов питания.
В частности, к наступлению Рамадана планируется заготовить 111 тысяч тонн мяса животных и птицы, 60 тысяч тонн картофеля и т.д. Которые будут продавать по фиксированным ценам. Однако непонятно, на каком основании Министерство сельского хозяйства сделало такие расчеты, ведь заготовленного не хватит и на неделю.
С другой стороны, закупки продовольствия за рубежом становятся все более накладными для алжирских властей и они думают, как бы уменьшить свои издержки. Один из выходов они видят в устранении «цепочки иностранных посредников», якобы наживающихся на поставках.
Так, видный эксперт-экономист Абдельмалек Мебарек Серраи, президент компании Algeria Consult, утверждает, что Алжир платит дополнительные сборы европейским посредникам, особенно французским, итальянским и испанским, в ущерб алжирскому потребителю.
Это, по его данным, отражается и на стоимости алжирских товаров, поскольку национальные производители вынуждены по той же схемы закупать необходимые им иностранные компоненты. Которые дополнительно и заметно растут в цене из-за высокой стоимости логистики.
В частности, по данным алжирских экспертов, эти затраты оцениваются в плюс 39% к стоимости продукции, тогда как средняя норма для стран Северной Африки составляет 15%. А по сравнению с соседним Тунисом стоимость алжирской логистики выше в десять раз.
В результате по данным Национального статистического управления (ONS) АНДР, более четверти алжирских предприятий испытывают нехватку сырья и полуфабрикатов, что ведет к замедлению или даже кратковременной остановке производственного процесса.
Вероятно, в высокую стоимость логистики в Алжире входит и завышенная стоимость хранения товаров. Это добавляет к их цене еще 50%, тогда как в среднем в мире эти показатели составляют 25%.
Одна из причин – длительное растаможивание грузов. Например, один и тот же европейский поставщик доставляет товар в Тунис за 10 дней, в Алжир же – два месяца. И дело здесь не только в традиционной медлительности таможенных и вообще бюрократических органов АНДР. Такой режим работы во многом был установлен специально и направлен именно на искусственное снижение со стороны властей поставок иностранного импорта. Которые, по их мнению, ведут к оттоку капиталов.
Соответственно, попытки устранения «лишних звеньев» в логистической цепочке, удорожающих товары для алжирцев, их властям следует начинать с себя самих.
Тем не менее, сейчас руководство АНДР рассматривает возможность вмешательства в управление логистическими цепочками. Среди вероятных мер – штрафы иностранным поставщикам за задержки прибытия товаров, порожденные алжирскими же чиновниками на местах.
Однако это приведет к снижению торговой привлекательности Алжира и росту судебных разбирательств, которые с высокой долей вероятности будут не пользу Алжира.
И, наконец, в настоящее время готовятся указы, определяющие норму торговой прибыли. Пока это планируется распространить на реализацию бобовых культур и мяса.
Однако следом, согласно генеральному директору отдела организации рынков и коммерческой деятельности Министерства торговли Ахмеду Мокрани, будут разработаны соответствующие нормы и для других товаров.
По данным же министра торговли Тойиба Зитуни, речь может идти о широком списке не только продовольственных товаров, включая рыбу, но и ремесленной продукции.
Важность введения дополнительных мер регулирования диктуется, согласно А.Мокрани тем, что в 2023 году в Алжире в торговой сфере было выявлено 200 000 правонарушений, из которых 31 процент связаны с «ценовыми манипуляциями».
Таким образом, вместо упрощения торгового процесса алжирские власти идут по пути еще большего усложнения жизни бизнесу страны и ее жителям. Хотя уже имеющийся опыт Алжир и других стран наглядно говорит о том, что избыточное вмешательство государства в подобные процессы приводит лишь к обратным эффектам.