- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемных вопросах экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа

Ситуация на Ближнем Востоке создает риски для реализации проекта экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа. Но проблемы проекта связаны не только с боевыми действиями, но и с особенностями экономического и политического развития его потенциальных участников Продолжающийся конфликт между Израилем и ХАМАСом, а также активизация боевых действий между йеменскими хуситами с одной стороны и США с их союзниками с другой угрожает реализации анонсированного в сентябре 2023 г. американского проекта по созданию экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC).

Аналитики агентства Bloomberg 23 января сообщили, что железнодорожный и морской коридор способствовал бы достижению нескольких внешнеполитических целей США. Одна из них – создание альтернативы китайской инициативе «Пояса и пути», запущенной в 2013 г. Вторая – повышение влияния и авторитета Вашингтона среди стран Глобального Юга. Третья – ускорение установления израильско-саудовских дипломатических отношений.

Однако, реализация проекта экономического коридора даже без конфликта на Ближнем Востоке была бы проблемной задачей. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, в отличие от Китая США не могут свободно использовать ресурсы для финансирования инфраструктурных проектов.

Во-вторых, потенциальные участники IMEC пока не подписали ни одного документа, достигающего уровня соглашения.

В-третьих, грядущие президентские выборы в США сокращают шансы подписания таких договоров, так как нет уверенности, что в случае победы Д.Трампа он не откажется от данных Дж.Байденом обещаний.

Нестабильность на Ближнем Востоке только добавила проблем этому проекту, но она не единственный источник проблем в долгосрочной перспективе. Большие вопросы еще до конфликта были с инфраструктурой стран-участниц. Например, в Греции нет единой железнодорожной сети, на сооружение которой понадобилось бы много времени и средств. В диапазоне следующих 2-5 лет инициатива потеряла актуальность. Логистика требует устойчивости, а ситуация в Израиле и в целом на Ближнем Востоке на долгие годы меняет параметры не только уровня политической стабильности региона, но и будущей реализации коридора.

9 сентября на саммите G20 в Нью-Дели президент США Дж. Байден заявил о намерении создать железнодорожный и морской коридор, который свяжет Индию, Ближний Восток и Европу. Согласно опубликованному на сайте Белого дома тексту меморандума о взаимопонимании, IMEC направлен на стимулирование экономического развития за счет расширения связей и интеграции между Азией, странами Персидского залива и Европы. В проекте предусмотрено два альтернативных коридора: восточный будет соединять Индию морем с Персидским заливом в ОАЭ, а северный – Персидский залив из ОАЭ сушей через Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль и далее морем в Грецию. Вдоль планируемого железнодорожного маршрута планируется проложить кабели для энергоснабжения и цифровой связи, а также трубопровод для прокачки зеленого водорода.

На сегодня, за исключением потенциальной географии нового коридора, документ IMEC скуден деталями. Временные рамки, определение ключевых правительственных учреждений, которые будут финансировать проект, и инвестиции, которые будут сделаны соответствующими партнерами, пока не определены. Значительные участки предлагаемого железнодорожного коридора отсутствуют, как и обсуждения по согласованию стандартов. Таким образом, реализация IMEC остается чрезвычайно сложной.

Война Израиля против ХАМАСа в секторе Газа грозит спровоцировать более широкий конфликт, в который втянутся государства Персидского залива, надеявшиеся на деэскалацию в регионе, что позволит им сосредоточиться на амбициозных планах диверсификации своей экономики. Это, безусловно, оказало значительное влияние на нормализацию отношений Израиля с арабскими странами.

Проект коридора Индия – Ближний Восток – Европа рассчитан на стратегическую перспективу. В текущих условиях активность хуситов, вполне самостоятельных и не являющихся марионеткой Ирана, действительно мешает ему, но вряд ли от этого проект быстро исчезнет, ведь он планировался как долгосрочная перспектива. Если США удастся стабилизировать регион, где они помимо всего прочего ведут борьбу с Китаем, и привязать к себе Индию, то коридор вполне может быть реализован в долгосрочной перспективе. Однако, что на протяжении следующего года-двух для такого развития событий почти нет предпосылок.

Заметим, что интересы США на Ближнем Востоке основаны на трех соображениях: доступ к энергетическим ресурсам для глобальных рынков, свобода судоходства и обеспечение безопасности Израиля. Эти цели легли в основу военного доминирования Соединенных Штатов в регионе, создав сеть военных баз на основе соглашений о сотрудничестве в области обороны. Выстроенная архитектура безопасности является средством, с помощью которого Соединенные Штаты могут защитить свои интересы, поддерживая при этом региональный статус-кво, который благоприятствует партнерам и союзникам Вашингтона.

В заключении хотелось бы отметить, что государства ближневосточного региона пересматривают свои взгляды на взаимоотношения с США. По большому счету, Вашингтон в регионе не может предложить ничего нового, кроме проецирования собственной военной мощи. Такой подход давно изучен ближневосточными политологами и в значительной степени предсказуем. Поэтому руководители ближневосточных стран находятся в поиске новых путей диверсификации экономики.