Американские эксперты в области безопасности убеждены, что нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 г. кардинально не подорвет давние усилия США по посредничеству в нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, но при этом ужасные последствия войны в Газе могут создать условия для широкого распространения обстановки недоверия в регионе. Тем не менее, ожидается, что Саудовская Аравия продолжит обсуждение потенциальной сделки по нормализации отношений с Израилем. Два союзника Саудовской Аравии в Персидском заливе, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн, уже предприняли этот шаг в соответствии с «Соглашениями Авраама» от сентября 2020 года. Из-за важной роли КСА в арабском и исламском мире за последние несколько лет официальные лица США уделяли приоритетное внимание нормализации израильско-саудовских отношений как средству завершения интеграции Израиля в регион, даже несмотря на то, что две страны уже поддерживают отношения и неофициально работают вместе в ряде областей. Саудовские лидеры, особенно фактический лидер наследный принц Мухаммед бен Сальман (MBS), приветствовали пакт с Израилем как средство укрепления своей коалиции, работающей над сдерживанием иранской мощи и установлением долгосрочной региональной стабильности, которая позволила бы MBS сосредоточить внимание и ресурсы на своей амбициозной программе диверсификации экономики Vision 2030. После войны в Газе любое соглашение о нормализации может рассматриваться в регионе как попытка Эр-Рияда сформировать противовес Ирану и его так называемой «Оси сопротивления». США далеки от того, чтобы отказаться от своих усилий по посредничеству в заключении саудовско-израильского соглашения, которое нападение ХАМАСа могло, по крайней мере частично, сорвать. Вместо этого официальные лица сделали потенциальную саудовско-израильскую сделку центральной в своих усилиях по урегулированию конфликта в Газе, продвижению к рамкам, которые могли бы разрешить израильско-палестинский спор и снизить эскалацию регионального конфликта. Нормализация саудовско-израильских отношений была ключевым пунктом повестки дня частых американо-саудовских переговоров после 7 октября, включая визит госсекретаря США Блинкена в КСА и другие государства региона на прошлой неделе. Высокопоставленный посланник США на Ближнем Востоке Бретт Макгурк, как сообщается, утверждал в высших официальных кругах США, что решение кризиса в Газе неразрывно связано с соглашением о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем.
Внимание США и Израиля к позициям и действиям КСА в связи с кризисом предоставило саудовским лидерам возможность выработать решение кризиса в Газе и помочь спланировать ликвидацию последствий конфликта. Что касается самого ближайшего вопроса, Саудовская Аравия, наряду с Соединенными Штатами и другими арабскими государствами, предостерегла Израиль от продолжения своих планов по наступлению на южный город Рафах, где более 1,4 млн палестинцев нашли убежище. Министерство иностранных дел КСА опубликовало заявление от 10 февраля, в котором говорится: «Это продолжающееся нарушение международного права и международного гуманитарного права подтверждает необходимость срочного созыва Совета Безопасности ООН, чтобы помешать Израилю вызвать неминуемую гуманитарную катастрофу, ответственность за которую несут все, кто поддерживает агрессию». Риторика Эр-Рияда, возможно, была направлена на то, чтобы дать понять премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, что нормализация саудовско-израильских отношений будет политически более сложной для MBS, если Израиль продолжит тотальное наступление на Рафах.
В более широком смысле MBS также стремился поставить КСА в центр арабских усилий по прекращению войны в Газе и разработке дорожной карты для разрешения израильско-палестинского спора. Но любая сделка с гарантиями всеобъемлющего решения, приводящего к созданию палестинской государственности, сделает сделку о нормализации не более чем миражом стабильности. Просто «путь» к созданию государства мало что значит, учитывая историю израильско-палестинского конфликта. Министры иностранных дел Египта, Иордании, Катара и ОАЭ, а также старший помощник главы ПНА Махмуда Аббаса встретились на прошлой неделе в Эр-Рияде с саудовским коллегой принцем Фейсалом бен Фарханом. В повестку дня встречи был включен призыв к «немедленному и полному прекращению огня»” в Газе, согласно коммюнике Саудовской Аравии, и устранению всех препятствий для доставки гуманитарной помощи в анклав. Высокопоставленный арабский дипломат охарактеризовал встречу как попытку выработать единую арабскую позицию в поддержку постоянного прекращения огня и оказания помощи палестинскому гражданскому населению с последующим соглашением о рамках для возможной палестинской государственности в соответствии с границами июня 1967 года. В соответствующих заявлениях КСА ясно дало понять, что «необходимо предпринять бесповоротные шаги для реализации решения о создании двух государств и признания государства Палестина», и саудовцы повторили свой призыв к постоянным членам Совета Безопасности ООН, которые не признали палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, сделать это. Саудовские и другие арабские дипломаты ясно дали понять, что соглашение США и Израиля о поддержке будущего палестинского государства, против которого до сих пор решительно выступали Нетаньяху и его политические союзники, станет предварительным условием для участия арабских стран в любых будущих мерах безопасности и планах восстановления Газы. Официальные лица США были обеспокоены привлечением богатых арабских государств Персидского залива, особенно Саудовской Аравии и ОАЭ, для финансирования восстановления Газы, отчасти из опасения, что налогоплательщики США откажутся от еще одного крупного обязательства США по восстановлению Ближнего Востока.
Заявления Саудовской Аравии, похоже, отражают ужесточение требований КСА к Соединенным Штатам и Израилю о заключении пакта о нормализации. Позиция Саудовской Аравии, по-видимому, отражает широко распространенное общественное мнение в королевстве, которое рассматривает наступление Израиля в Газе как непропорциональное «коллективное наказание», которое необходимо остановить, даже если это оставит ХАМАСу некоторую власть в Газе. По сути, КСА вернулось к строгим условиям Арабской мирной инициативы 2002 года, выдвинутой и одобренной на саммите Лиги арабских государств в Бейруте в том году и вновь одобренной на последующих саммитах в 2007 и 2017 годах. До нападения ХАМАСа 7 октября на переговорах с официальными лицами США о нормализации израильско-саудовских отношений саудовские лидеры преуменьшили требования, связанные с палестинским досье, настаивая только на «прогрессе» в разрешении израильско-палестинского спора. MBS, в частности, связал соглашение о нормализации отношений в первую очередь с обязательным оборонным пактом с Соединенными Штатами, что, по мнению многих, является его главной заботой, поскольку он считает это критически важным для укрепления его собственной власти. официальные лица сообщили журналистам, что до 7 октября Вашингтон и Эр-Рияд в основном согласовали контуры договора об обороне, но остается неясным, поднимется ли американо-саудовское соглашение об обороне до уровня официального договора, который потребовал бы ратификации Сенатом США. Если это так, обязательства США перед КСА, вероятно, столкнутся с жестким противодействием, особенно со стороны тех американских сенаторов, которые настаивают на привлечении MBS к ответственности за убийство саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги в Стамбуле в 2018 году.
КСА также может обладать ключом к деэскалации регионального конфликта, возникшего в результате нападения 7 октября. Иран разрешил своим региональным союзникам в Ливане, Йемене, Ираке и Сирии атаковать силы США и Израиля, а также коммерческие суда в Красном море в попытке заставить прекратить наступление Израиля в Газе. Движение хуситов в Йемене («Ансар Аллах») ответило на призыв, направив поставляемые Ираном ракеты и вооруженные беспилотники, которые группировка использовала против КСА, которое предприняло военную интервенцию против хуситов в 2015 году, на новую цель – коммерческие суда в Красном море и Аденском заливе. Действия хуситов вызвали военную кампанию США с целью ослабления арсенала хуситов, поставляемого Ираном, что полностью подтверждает мнение Соединенных Штатов о хуситах как о связанной с Ираном силе региональной нестабильности. Тем не менее, США, а также саудовские дипломаты продолжали участвовать в мирных переговорах по Йемену, возможно, надеясь, что прекращение войны в Йемене побудит хуситов остановить свою кампанию против международного судоходства в Красном море. КСА подсчитывает, что оставшиеся дипломатическое взаимодействие с хуситами гарантирует, что они не возобновят ракетные атаки и атаки беспилотников по саудовским объектам, что еще больше усугубит ближневосточный кризис и отвлечет MBS от его амбициозной стратегии диверсификации экономики. В то же время существует значительная вероятность того, что хуситы нанесут удар по нескольким направлениям, по различным целям в арабских государствах, или, возможно, в новом наземном наступлении, поскольку воздушная кампания США против хуситов продолжается. Несмотря на сдержанность КСА, позиция хуситов создает значительный потенциал для дальнейшего расширения регионального конфликта, связанногос нападением ХАМАСа на Израиль 7 октября.
Основные выводы
Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем сталкивается с новыми проблемами после 7 октября, но ожидается, что эти препятствия не подорвут отношения или существенно затруднят прогресс в переговорах о нормализации.
Саудовские официальные лица связывают уступки Израиля по палестинскому вопросу с долгожданной нормализацией отношений между Саудовской Аравией и Израилем.
Саудовская Аравия присоединилась к лидерам США и арабских стран, выступающим против израильского нападения на Рафах, где сейчас проживает много жителей Газы, бежавших от боевых действий с севера на густонаселенную территорию.
Саудовская Аравия продолжает переговоры с лидерами хуситов об урегулировании войны в Йемене, результат которых может положить конец нападениям хуситов на суда в Красном море.