- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об антикатарской кампании в США и Израиле

Как указывают некоторые британские эксперты, на фоне того, что  переговоры о прекращении огня в секторе Газа и обмене израильских заложников на палестинских заключенных зашли в тупик, Израиль и его сторонники в США активизировали давние усилия по дискредитации Катара, главного посредника между ХАМАСом и израильским правительством. Антикатарская кампания обвиняет Доху в налаживании отношений с проблемными группами и поддержке таких, как ХАМАС и «Талибан», в рамках своей политики посредничества в конфликте, даже несмотря на то, что эти отношения поощрялись Соединенными Штатами и, в случае с ХАМАСом, Израилем. Активизация этих усилий совпадает с фактическим отказом Израиля от попыток Катара, Египта и США договориться о длительном прекращении огня в ходе четырехмесячной войны в Газе и обмене, который позволил бы освободить оставшихся 136 израильских заложников, удерживаемых ХАМАСом, и тела пленных, убитых во время войны. ХАМАС похитил около 250 человек во время нападения на Израиль 7 октября 2023. Примерно 120 заложников были освобождены в ноябре в ходе недельного перемирия при посредничестве Катара в обмен на 240 палестинцев, содержащихся в израильских тюрьмах.

Антикатарская кампания достигла ощутимого успеха ранее в этом месяце, когда Техасский университет A & M объявил, что он закрывает свой кампус в Катаре. Texas A & M, щедро финансируемый Фондом Катара (QF), является одним из восьми зарубежных университетов, включая Джорджтаун, Северо-Западный, медицинский университет Корнелла и Карнеги-Меллон, наряду с катарским университетом Хамида бен Халифы, который работает в образовательном центре государства Персидского залива. В заявлении фонда говорится, что на решение Texas A & M «повлияла кампания дезинформации, направленная на нанесение ущерба интересам QF… Вызывает глубокое разочарование тот факт, что такое уважаемое во всем мире академическое учреждение, как Техасский университет A & M, стало жертвой подобной кампании и позволило политике проникнуть в процессы принятия им решений». Texas A & M заявила, что его решение было «вызвано повышенной нестабильностью на Ближнем Востоке». Закрытие последовало за публикацией отчета Нью-йоркского произраильского института по изучению глобального антисемитизма и политики (ISGAP), в котором утверждается, что Texas A & M поделилась секретными исследованиями в области ядерной энергетики и разработки оружия с правительством Катара. В Texas A & M опровергла эти обвинения. В отчете говорится, что Катар заплатил Texas A & M более 1 млрд долларов США за права на все интеллектуальные и материальные активы, разработанные в более чем 500 технологических проектах в чувствительных областях, таких как ядерная наука, искусственный интеллект, кибербезопасность, робототехника, биотехнологии и передовые разработки вооружений: «Предоставление Катару, с его связями с террористическими организациями, полного контроля над этими исследованиями посредством владения интеллектуальной собственностью создает неприемлемые риски передачи технологий и присвоения достижений военного назначения». Предполагается, что передовые технологии могут найти применение у таких военизированных группировок, как ХАМАС и ливанская «Хизбалла», поддерживаемые Ираном.

Более оптимистично настроенные израильские ученые. «Целью (катарских) инвестиций не обязательно является кража секретов, как у китайцев, но приобретение влияния. Что важно для Катара, так это то, как он может влиять на американскую политику с помощью мягкой силы. Я меньше боюсь кражи технологий – я рассматриваю такие вещи, как партнерство с Texas A & M, как инвестиции Катара», — полагает Йоэль Гузански, бывший глава Совета национальной безопасности Израиля по Ирану и странам Персидского залива при трех премьер-министрах и специалист по Ближнему Востоку, написавший диссертацию о политике хеджирования в Катаре.

При этом Израиль, демонизируя Катар, скрывает свое собственное взаимодействие с ХАМАСом, а также тот факт, что Египет долгое время рассматривал эту группировку как преимущество в борьбе с исламистскими боевиками на Синайском полуострове. Израильская антикатарская кампания не так уж далека по времени от тех дней, когда тот же  Нетаньяху попросил Катар профинансировать зарплаты администрации ХАМАСа в Газе и некоторые восстановительные работы после пяти предыдущих военных операций.  Гузански отметил, что его усилия в качестве главы Harpoon, секретного израильского подразделения, созданного для срыва денежных переводов боевикам и Ирану, остались без внимания  Нетаньяху: «Его политика изменилась в сторону перевода денег из Катара в сектор Газа, когда международная система перестала блокировать деньги ХАМАСа. Это началось в 2014 году».

Ближневосточный институт медиа-исследований (MEMRI), основанный Игалем Кармоном, бывшим советником премьер-министров Ицхака Шамира и Ицхака Рабина, подготовил в последние месяцы серию отчетов, призванных поддержать кампанию Израиля против Катара. В последнем ао времени выпуске MEMRI  Кармон заявил, что переговоры о заложниках сорвались, «потому что Катар не оказывает давления на ХАМАС. Он видит себя всего лишь посредником. Катар не оказывает давления на ХАМАС, несмотря на тот факт, что на самом деле Катар является спасательным кругом ХАМАСа – его надеждой, его будущим, его способностью продолжать борьбу и удерживать заложников. Катар превратил ХАМАС из маленькой организации в военную и политическую державу. Он гордился подготовкой сотрудников службы безопасности ХАМАСа.… Без Катара ХАМАС обречен».

Вся эта кампания является лишь пиар-фоном сложных дипломатических коллизий между Катаром и Израилем. 16 февраля Нетаньяху заявил, что «освобождения заложников можно добиться с помощью решительных военных действий и жестких переговоров, очень жестких переговоров. Эта жесткая позиция должна включать в себя оказание давления. И давление оказывается не только на сам ХАМАС, но и на тех, кто может оказать давление на ХАМАС, начиная с Катара». В ответ официальный представитель Министерства иностранных дел Катара Маджед аль-Ансари призвал премьер-министра Израиля «сосредоточиться на пути переговоров, который служит безопасности региона и положит конец продолжающейся трагедии войны, вместо того, чтобы выступать с подобными заявлениями всякий раз, когда это соответствует его узкой политической повестке дня». Жесткая линия  Нетаньяху на переговорах о прекращении огня и усилия по дискредитации посредника в такой же степени связаны с внутренней политикой Израиля, как и с нежеланием отдать победу ХАМАСу, когда Израилю еще предстоит продемонстрировать существенный прогресс в уничтожении группировки не только в военном, но и в политическом и организационном плане. Способность ХАМАСа сохранять свои позиции на переговорах о прекращении огня и обмене пленными подчеркивает, что Израилю пока не удается стереть группировку с лица земли. Ранее в этом месяце разведка США подсчитала, что Израиль уничтожил или взял в плен не более 30% боевых сил ХАМАСа численностью 30 000 человек. Израильские военные заявили в начале января, что они убили или взяли в плен до 9000 боевиков ХАМАСа. При этом боевики ХАМАСа вновь стали появляться в некоторых частях Газы, из которых израильские войска были выведены в прошлом месяце, полагая, что они ликвидировали присутствие группировки в некоторых частях анклава. В том же городе Газа, крупнейшем городском районе, недавно появились полицейские ХАМАСа  в форме и штатском, чтобы предотвратить разграбление магазинов и домов, брошенных жителями, и ХАМАС смог выплатить зарплату некоторым своим государственным служащим. При этом ХАМАС, опираясь на свою инфраструктуру управления и благотворительную сеть, позиционирует себя как единственную организацию, желающую и способную управлять Газой и предоставлять основные услуги на пустынной территории, где Израиль ограничивает поток крайне необходимой помощи и, по-видимому, систематически разрушает гражданскую инфраструктуру.

Сосредоточенный на уничтожении ХАМАСа и не решающийся взять на себя ответственность за предоставление помощи и основных услуг, поскольку он отказывается изложить свое видение Газы, как только замолкнет оружие, Израиль оказывается между молотом и наковальней. Ситуация еще более усложняется тем, что демонизация Израилем Катара идет параллельно с израильской Ближневосточного агентства для помощи и организации работ (БАПОР) ООН, ведущей организации по оказанию помощи, действующей в Газе, и третьего по величине работодателя в анклаве. По меньшей мере, 18 стран в прошлом месяце приостановили финансирование БАПОР после того, как Израиль и Соединенные Штаты заявили, что 12 из 13 000 сотрудников БАПОР в Газе участвовали в нападениях ХАМАСа 7 октября. «Отказываясь участвовать в гражданском управлении Газой, одновременно отказывая другим недружественным субъектам в роли в постконфликтном восстановлении, Израиль преподносит ХАМАСу на блюдечке с голубой каемочкой легитимность, которая необходима ему для выживания в конфликте», — сказал специалист по вопросам мира и безопасности Роб Гейст Пинфолд.

Антикатарская кампания Израиля напрямую тесно связана с послевоенным управлением в Газе и на Западном берегу. Помимо переговоров о прекращении огня и обмене пленными, кампания направлена на то, чтобы сорвать первоначальные попытки Катара выступить посредником между ХАМАСом и ПНА, которую возглавляет Махмуд Аббас. Примирение между двумя враждующими образованиями сделало бы управление послевоенной Газой и Западным берегом под руководством Палестинской национальной администрации более осуществимым. Глава ПНА М.Аббас на прошлой неделе по сообщениям одобрил потенциальные посреднические усилия Катара и формирование технократического правительства в Газе и на Западном берегу на переговорах в Дохе с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Член исполнительного комитета ООП Рамзи Рабах на прошлой неделе заявил телеканалу Independent Arabia TV, что ХАМАС готов присоединиться к ООП, опоре ПНА, поддержать палестинское государство рядом с Израилем и технократическое правительство, не требуя, чтобы группа была его частью. Вопрос управления в разоренной войной Газе, а также на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме занял на этой неделе  первое место в повестке дня исторических недельных слушаний Международного суда (МС) о законности 57-летней оккупации Израилем палестинских земель, завоеванных во время ближневосточной войны 1967 года. Слушания проводятся в ответ на поступивший в декабре 2022 года от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций запрос Международного суда о пересмотре Израилем «оккупации, поселений и аннексии … включая меры, направленные на изменение демографического состава, характера и статуса Священного города Иерусалима, а также в связи с принятием им соответствующих дискриминационных законов и мер». ГА ООН попросила Международный суд вынести необязывающее консультативное заключение о том, как политика Израиля «влияет на правовой статус оккупации» и какие правовые последствия возникают из-за этого статуса для стран и Организации Объединенных Наций. 52 страны и 3 международные организации планируют представить доклад об израильской оккупации, которую палестинцы и большая часть международного сообщества считают незаконной. Это самое большое число сторон, участвовавших в любом деле Международного суда с момента  его основания в 1945 году. Израиль решил представить письменную, а не устную презентацию по делу, которое отделено от текущего разбирательства по просьбе Южной Африки относительно того, приравнивается ли его ведение войны в Газе к геноциду. «Дело представит на рассмотрение суда череду обвинений и обид, которые, вероятно, будут неудобными для Израиля, учитывая войну и уже очень поляризованную международную обстановку», — сказал профессор права из Израиля Юваль Шани. Официальный представитель Министерства иностранных дел ПНА Омар Авадалла объяснил, насколько неудобным для  Израиля  должно быть это дело: «Мы хотим услышать новые слова от суда. Им пришлось рассмотреть слово «геноцид» в деле Южной Африки. Теперь мы хотим, чтобы они рассмотрели вопрос об апартеиде», — сказал Авадалла.

Израильтяне в свою очередь опасаются, что последствия осуждения Международным судом израильской оккупации могут выйти за рамки просто фомулировок. «Если, например, по его мнению, суд вынесет решение о том, что поселения представляют собой международное военное преступление, страны могут прекратить продажу оружия Израилю, как недавно уже постановил суд в Нидерландах. Израильские товары подлежат маркировке, и персональные санкции против поселенцев, подобные тем, что были введены в Соединенных Штатах, могут быть усилены», — считает израильский юрист Юваль Сассон, специализирующийся в области международного права.  Ранее в этом месяце президент США Дж.Байден ввел санкции против четырех израильских поселенцев, обвиняемых в нападениях на палестинцев на Западном берегу. Возможно, самое главное, что признание Международным судом израильской оккупации незаконной, несмотря на то, что это не имеет обязательной юридической силы, создало бы правовую основу для переговоров, которые укрепили бы способность палестинцев отвергать усилия Израиля и США по ограничению независимости и суверенитета будущего палестинского государства. Майкл Линк, бывший специальный докладчик ООН по правам человека на палестинских территориях, отметил, что обращение в Международный суд поставит Соединенные Штаты в неловкое положение: «Это будет возвращено на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Ассамблея попытается обязать Совет Безопасности принять меры для прекращения оккупации. Президент Байден на протяжении всего своего президентства говорил о решении на основе сосуществования двух государств. Это будет лакмусовой бумажкой приверженности США международному праву и правам человека».