- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Прогноз экономического развития Афганистана в 2024 году

Афганская экономика, потерявшая по итогам 2022 года 6.2% и продолжившая падение в 2023 году, продолжает оставаться одной из беднейших в мире. Тем не менее, по мнению аналитиков Всемирного банка, в 2024 году «Талибану» удастся несколько стабилизировать экономическую ситуацию и добиться даже небольшого снижения потребительских цен на 8-9%. При этом сокращение доходов и стагнирующий уровень заработной платы будут тянуть афганскую экономику вниз, и показатели на душу населения, с учетом значительного демографического роста, в конце текущего года тоже ухудшаться. Несмотря на небольшой прогресс в развитии сельского хозяйства, в котором по-прежнему занята большая часть афганского населения и от которого зависят доходы этого большинства, стандарты и уровень жизни сохранятся по-прежнему ниже показателей августа 2021 года, когда «Талибан» пришел к власти. В целом, можно ожидать, что рост ВВП по итогам 2024 года будет на отметке, близкой к нулевой.

При этом, во внешней торговли на январь 2024 года фиксируется некоторый дисбаланс. При сокращении экспорта на 1% за последние 12 месяцев, стоимость импорта выросла на 27%. При этом, сокращение экспорта произошло во многом ввиду резкого падения поставок угля на внешние рынки.

Для преодоления бюджетного дефицита и возникшего дисбаланса, афганские власти продолжат ориентироваться на получение международной помощи, однако с учетом политических факторов, рассчитывать на масштабную помощь со стороны доноров «Талибану» не приходится. Главная ставка делается на инвестиции Китая как основного финансового партнера Кабула после ухода с авансцены американцев. При этом, по всей вероятности, в 2024 году «Талибану» не удастся добиться возвращения доступа к замороженным в США международным резервам в объеме 9 млрд долларов, что осложнит его финансовое положение.  При этом, доступ Афганистану к кредитам Международного валютного фонда (МВФ) на сегодня также закрыт.

Важным локомотивом для развития национальной экономики Афганистана в 2024 году могло бы стать его активное вовлечение в региональные инфраструктурные проекты, реализуемые под патронажем Китая, для обеспечения геоэкономических интересов и евроазиатской экономической интеграции. В частности, разрабатываемые с участием стран Центральной Азии проекты железнодорожного, газопроводного и иного сообщения транзитом через Афганистан интересны для «Талибана», однако требуют большого целевого финансирования, дефицит которого не позволяет Афганистану вовлечься в эти проекты. Тем не менее, Кабул продолжит в текущем году использовать и активно позиционировать свое стратегическое положение в качестве драйвера для вовлечения инвесторов. В частности, афганские власти вероятно продолжат усилия по реализации газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), инвестиционная стоимость которого оценивается в 9-10 млрд долларов. Также Кабул будет лоббировать идею строительства трансафганской железной дороги, в которой заинтересован также Узбекистан.

На треке продовольственной безопасности с учетом резкого сокращения донорского финансирования, Афганистан будет испытывать серьезные проблемы в текущем году. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, сегодня 15.3 млн афганцев испытывают острую продовольственную недостаточность, при том, что 2.8 млн находятся в чрезвычайной ситуации. При этом, сокращение международных программ гуманитарной помощи Афганистану в 2023 году составило почти 1 млрд долларов США ввиду сокращения общего объема донорской помощи и политической поддержки Афганистана со стороны западных доноров. Ведутся закулисные переговоры о возможности переориентирования как минимум одной трети от замороженных резервов Афганистана (около 3 млрд долларов) на цели поддержки гуманитарных проектов по каналам международных агентств содействия, в первую очередь ООН. Однако, достижение формальных договоренностей на этот счет пока отсутствует. По мере стабилизации показателей ВВП Афганистана во второй половине 2024 года, можно ожидать дальнейшего сокращения донорской помощи в качестве зеркальной меры.

Аграрная сфера потенциально является важнейшим драйвером экономического развития Афганистана в 2024 году. Доля сельского хозяйства в ВВП страны, которая с 2000 года неуклонно падала, достигнув минимального значения в 20% в 2015-2018 гг., сейчас неуклонно растет и достигает отметки 33-34%. Однако, отсутствие современных энергосберегающих технологий и низкая производительность, наряду с недостаточным доступом на международные рынки ввиду географического положения и отсутствия эффективной инфраструктуры, не позволяют Афганистану в полной мере использовать этот экономический ресурс. Нужно также отметить, что инициированная «Талибаном» с самого начала прихода к власти кампания по запрету наркопосевов принесла свои плоды: только в ключевой по производству опийного мака провинции Герат посевы сократились на 99%. Эффективность проведенной «Талибаном» кампании превзошла ожидания. Однако, полного замещение запрещенного опийного мака высокорентабельными вида аграрной продукции, включая пшеницу, чеснок и лук, пока не происходит, что негативно влияет на доходы фермерских хозяйств, которые лишились порядка 1 млрд долларов в результате этой меры. Также отметим, что запоздалые меры по замещению опийного мака сельскохозяйственными посевами не позволяют улучшить ситуацию в сфере продовольственной безопасности.

В условиях острого дефицита гуманитарной и финансовой помощи от партнеров, инвестиции и международное финансирование – важнейшие факторы роста национальной экономики Афганистана в нынешнем году. Главный расчет на финансовую помощь в текущем году у «Талибана» на китайских партнеров. В частности, афганские власти ведут переговоры с торговыми и инвестиционными компаниями Китая. В январе 2023 года была заключена важная и долгосрочная контрактная сделка с китайской нефтегазовой компанией Xinjiang сроком на 25 лет, предполагающая добычу нефти на месторождении Аму Дарья в Северном Афганистане. Однако, на сегодня нет никаких свидетельств, что реальная работа по реализации этого проекта началась.

При этом, в условиях неопределенности международного финансирования и ограниченности гуманитарной помощи, Афганистану необходимо будет также рассчитывать на консолидацию внутренних ресурсов для поддержания экономики. В годовых отчетах правительства за 2023 год отмечается, что удалось реализовать более 3.5 тысяч проектов в области сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения и энергетики на общую сумму в 1.9 млрд долларов США. Это означает, что определенный потенциал и возможности для маневрирования и стимулирования экономического развития у  талибов имеются, даже в рамках нынешних бюджетных ограничений.