- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильско-палестинский конфликт выявляет политические разногласия в Таиланде

по материалам  ISEAS — Институт Юсофа Исхака, (Сингапур)

Напряженность на Ближнем Востоке продолжает нарастать. 7 октября ХАМАС 2023 г. предпринял неожиданную атаку на Израиль, в результате которой погибло 1200 человек, а Израиль в ответ устроил бомбардировку Газы, акцию, которую критики назвали «коллективным наказанием». Израиль утверждает, что его единственным намерением является ликвидация ХАМАСа, однако продолжительные бомбардировки привели к массовым разрушениям домов, мечетей, церквей, школ, университетов и больниц.   Тем временем мировое общественное мнение разделилось на два лагеря: пропалестинский и произраильский. Израильско-палестинский конфликт долгое время был сложной проблемой, и многие ошибочно воспринимают его как столкновение двух религий, ислама и иудаизма, разжигающее исламофобию и антисемитизм по всему миру. Это свидетельствует о широко распространенном незнании истории и сложностей израильско-палестинского конфликта. Ударная волна от войны докатилась до Чикаго, где 6-летний палестинский мальчик был зарезан за то, что был мусульманином. В то же время после 7 октября участились антисемитские инциденты. Растущее число погибших палестинцев вызвало глобальные протесты против правительства Израиля за продолжение авиаударов по Газе. Как и большая часть мира, Таиланд сталкивается с различными взглядами на израильско-палестинский конфликт. Что еще более важно, существует заметная разница во мнениях между более широкой частью населения Таиланда и тайскими мусульманами, особенно малайскими мусульманами из самых южных провинций. Одним из конкретных факторов, влияющих на общественное мнение в Таиланде в целом, является тот факт, что тайские рабочие были среди жертв нападения ХАМАСа 7 октября. Согласно веб-сайту Министерства труда Таиланда, по состоянию на 21 октября 31 тайский рабочий погиб, 16 получили ранения, а 19 оказались  в плену у ХАМАСа. Эта ситуация значительно повысила осведомленность в Таиланде о большом количестве тайских рабочих, работающих в Израиле.

В этой ситуации  важно понимать, за кого голосуют мусульмане в Таиланде. Если взять за отправную точку всеобщие выборы в мае 2023 года, то структура голосования демонстрирует значительное расхождение: большинство избирателей поддержали прогрессивно-либеральную партию «Движение вперед», в то время как малайская мусульманская община в основном отдала свои голоса за партию Прачачарт, этно-религиозную партию с сильной базой в южных провинциях Яла, Паттани и Наратхиват. Этот результат подчеркивает различные политические взгляды среди этих сообществ. Аналогичным образом, взгляды на международные проблемы, такие как израильско-палестинский конфликт, заметно различаются.

Внешняя политика Таиланда последовательно придерживается подхода «бамбуковой дипломатии», характеризующегося гибкостью и приспособляемостью к меняющейся международной динамике. Будучи членом Организации Объединенных Наций, Таиланд признал как Государство Палестина, так и Государство Израиль и поддерживает прочные дипломатические отношения с Ираном. Такой подход позволяет Таиланду справиться с текущим кризисом, используя гибкую стратегию в отношении Израиля, Палестины и Ирана. Несмотря на давление как пропалестинских, так и произраильских сторонников, призывающих правительство Таиланда принять чью-либо сторону, оно предпочло сохранять нейтралитет и молчание, чтобы сохранить свои позитивные дипломатические отношения со всеми вовлеченными сторонами. Однако сразу после того, как стало известно, что ХАМАС захватил тайских рабочих-мигрантов в Израиле, премьер-министр Таиланда Сретта Тависин публично осудил ХАМАС за его зверские действия. В ответ тайские эксперты раскритиковали Сретту Тависина за это, утверждая, что необходима осторожность, поскольку тайские заложники оставались в тот момент в руках ХАМАСа. Учитывая деликатную ситуацию, сложности внешней политики на Ближнем Востоке и участие крупных мировых держав, поспешные действия премьера, возможно, ввергли Таиланд в сложную дипломатическую ситуацию. Хотя правительство Таиланда проголосовало за немедленное прекращение огня по гуманитарным соображениям на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря, некоторые тайские пользователи интрнета выразили противоположное мнение в социальных сетях. Беседы с официальными лицами международных организаций, базирующихся в Таиланде, показывают, что значительное число сотрудничающих с ними тайских властей демонстрируют солидарность с Армтей обороны Израиля (ЦАХАЛ). Примечательно, что некоторые сторонники партии «Движение вперед», которые обычно являются защитниками демократии и прав человека, открыто поддерживают коллективное наказание израильского правительства в Газе, которое некоторые называют геноцидом. Кроме того, многие влиятельные лица Таиланда в социальных сетях черпают свои новости и аналитические взгляды из профилей X Армии обороны Израиля и Instagram. Ученые и эксперты, которые поделились своими взглядами на израильско-палестинский конфликт, столкнулись с резкой негативной реакцией, включая оскорбления и уничижительные комментарии в социальных сетях. Тайские мусульманские ученые и эксперты, в частности, подвергались предвзятым замечаниям, их называли сторонниками определенной стороны или представителями ХАМАСа. Некоторые комментарии были экстремальными и оскорбительными, такими как «Конечно, вы мусульманин, поэтому поддерживаете их»; «Вы говорите как представитель ХАМАСа» и многие другие. В этих комментариях часто используется термин «хаек», уничижительный термин для мусульман на тайском языке. Во многих комментариях также утверждалось, что эти ученые и эксперты предали Таиланд. Эти комментаторы утверждали, что если ХАМАС убивал тайцев, то те, кто выражал сочувствие палестинцам, больше не должны считаться тайцами. На фоне растущей напряженности в регионе 21 октября прошлого года более 300 тайских мусульман и палестинцев собрались у посольства Израиля в Бангкоке. Это была мирная демонстрация поддержки, направленной на выражение солидарности с палестинцами в Газе, участники которой призывали к прекращению огня. 4 ноября более 4000 малайских мусульман собрались перед Центральной мечетью Паттани, чтобы совершить намаз-уль-хаджат (молитву нужды). 17 декабря малайские мусульмане в провинции Паттани провели второй митинг под лозунгом «Я обещаю». Демонстранты пообещали продолжать выступать за мир для палестинцев в Газе. Несмотря на глобальные митинги, в Таиланде лишь небольшое количество тайских и малайских мусульман мобилизовалось в знак протеста против войны в Газе.

Мотив, стоящий за стратегией похищения людей ХАМАСом, остается неясным. С тактической точки зрения захват заложников в зоне конфликта часто рассматривается как средство завоевания переговорной силы. Следовательно, захват заложников ХАМАСом может быть связан не столько с национальностью, сколько с расширением их возможностей ведения переговоров. Таким образом, вполне возможно, что ХАМАС без разбора похищал всех присутствующих, чтобы усилить свое влияние. Аналитики тщательно изучали причины, по которым ХАМАС похитил подданных Таиланда. Некоторые из них утверждают, что ХАМАС не одобряет, когда тайские рабочие занимают рабочие места в Израиле, которые могли бы занять палестинцы. Другие предполагают, что ХАМАС рассматривает тайских работников израильского сельского хозяйства как косвенно поддерживающих политику Израиля в отношении палестинцев. ХАМАС может воспринимать тайцев, работающих в Израиле, как сотрудничающих с израильскими властями. Кроме того, ходили слухи о том, что некоторые тайские военизированные формирования, ранее действовавшие в охваченных конфликтом южных провинциях Таиланда, присоединились к Армии обороны Израиля, что потенциально вызвало ответные действия со стороны ХАМАСа. Однако тайские пользователи сети обнаружили, что, по крайней мере, один из тайцев, завербовавшихся в ЦАХАЛ, вырос в Израиле, что опровергает слухи о том, что он был наемником, как необоснованно предположили социальные сети.

Присутствие тайских рабочих в Израиле — явление не новое. После Первой интифады 1987 года  государство начало заменять палестинских рабочих рабочими из Азии и Африки, в первую очередь для работы в сельскохозяйственном секторе. В 1990-х годах в Израиль прибыло много тайских рабочих, большинство из них работали в сельскохозяйственных кооперативах мошавах и кибуцах. Хотя Израиль и Таиланд официально подписали соглашение о социальном обеспечении в 2011 году, в отчете «Хьюман райтс вотч» говорится, что тайские сельскохозяйственные рабочие по-прежнему сталкиваются с нарушениями трудовых прав. Расследование Би-би-си также показало, что многие тайские рабочие жили в ужасных условиях, подвергаясь эксплуатации и жестокому обращению. В период с 2012 по 2018 год в отчетах указывалось, что в Израиле погибли 172 тайских рабочих. Один из таких работников Прайван Сисукха трагически погиб во сне в 2013 году. «Хьюман райтс вотч» заявила, что Прайван работал изнурительно по 17 часов в день, семь дней в неделю, без выходных. Израиль опроверг эти утверждения, утверждая, что отчет Би-би-си исказил реальность. Министерство здравоохранения Израиля заявило, что смерти во время сна были связаны с синдромом Бругада, генетическим заболеванием, распространенным среди определенных племен из северо-восточного региона Таиланда. В то время как многие тайцы и СМИ сосредотачиваются на гибели тайских рабочих 7 октября, для тайцев и правительства Таиланда крайне важно изучить 172 случая гибели тайских рабочих в мошавах и кибуцах за эти годы.

После всеобщих выборов 14 мая внимание было приковано к беспорядкам в сердце страны; политическая атмосфера в трех самых южных провинциях Таиланда была одинаково напряженной. Ставки стали особенно заметными, когда Пита Лимджароенрат, лидер партии «Движение вперед», набравшей наибольшее количество голосов, была отстранена парламентом от должности премьер-министра Таиланда. Эмоции на юге Таиланда накаляются так же сильно, как и в Бангкоке, хотя и с другим оттенком; он сочетает элементы политики этно-религиозной идентичности с продемократическими идеалами и стоит особняком от остального Таиланда. На фоне этих внутренних беспорядков резкое осуждение ХАМАСа премьер-министром Среттой Тависином ознаменовало резкий поворот во внешней политике. Ван Нор, спикер Палаты представителей, вместе со своей командой инициировал работу в рамках своих сетей закрытого круга, особенно среди тайско-шиитской общины, с целью установления контакта с высшими властями Ирана и ХАМАСа для переговоров об освобождении тайских заложников. Одновременно отдельная группа посредников, состоящая из тайских чиновников из Министерства иностранных дел и вооруженных сил, активно стремилась расширить свои дипломатические каналы через такие страны, как Турция, Малайзия, Катар, Египет и Саудовская Аравия. Их целью было обеспечить наиболее благоприятные условия для освобождения тайских заложников. Хотя оперативные дипломатические действия администрации Сретты Тависина по освобождению тайских заложников признаны, многие, особенно родственники заложников, воспринимали эти усилия как запоздалые. Безусловно, важную роль в переговорном процессе сыграли такие видные фигуры, как Ван Нор, спикер Палаты представителей; Арипен Утарасинт, его советник; Сайед Сулейман Хусейни, лидер шиитской общины Таиланда; и Лерпонг Сайед, преподаватель иранского Международного университета Аль-Мустафа и глава тайско-иранской ассоциации выпускников, который также является младшим братом Сайеда Сулеймана Хусейни. Эти участники переговоров родом из трех самых южных провинций Таиланда и исповедают мусульманскую веру, и, следовательно, они оказывают решающее влияние за кулисами. В интервью VOA Thai Лерпонг заявил: «Я думаю, что Таиланд был самым успешным в мире в оказании помощи заложникам». 30 октября, когда 17 тайских заложников были возвращены в Таиланд, на каждом вернувшемся были футболки с изображением израильского и тайского флагов, что означало, что правительство Таиланда направило общественности неоднозначные послания. Кроме того, каждый вернувшийся также надел ожерелье с надписью на иврите и английском с фразой: «Немедленно отпустите их (заложников) домой!». В то время как правительство пытается сохранять нейтральную позицию, футболки с израильским флагом свидетельствуют об обратном. Сайед Сулейман Хусейни, ключевой участник переговоров по освобождению заложников  и лидер шиитской общины Таиланда, сказал интервьюеру, что в ходе переговоров он заверил ХАМАС, что Таиланд не поддерживает Израиль. Однако наличие как израильского, так и тайского флагов на футболках, которые носили освобожденные тайские заложники, возможно, противоречило его заявлению. Сайед охарактеризовал этот как предательство, посчитав, что правительство Таиланда проигнорировало его и усилия его команды. Правительство Таиланда столкнулось с серьезной критикой как со стороны тайской, так и малайской мусульманской общин за его предполагаемую нечувствительность и отсутствие предвидения относительно потенциальных неблагоприятных последствий для оставшихся тайских заложников, все еще находящихся в плену.

Даже если все заложники будут освобождены, одна только эта акция вряд ли устранит давний раскол между таиландским государством и преимущественно мусульманским регионом Южного Таиланда. Хотя жители Южного Таиланда, несомненно, приветствуют освобождение, это не устраняет и не ослабляет существующую напряженность. Причина в том, что большинство тайских заложников — выходцы из Северо-Восточного Таиланда (Esan). Результаты выборов и местная реакция на израильско-палестинский конфликт подчеркивают разрыв между тремя самыми южными провинциями Таиланда и остальной частью страны. Эта ситуация подчеркивает разделение в политических взглядах между мусульманскими общинами и основной частью населения Таиланда, что приводит к расколу как во внутренней, так и в международной сферах. В то время как правительство Сретты Тависина пытается репатриировать тайцев, желающих вернуться домой из Израиля, последствия вынудили правительство пересмотреть и усовершенствовать свои протоколы для подобных ситуаций в будущем. Кроме того, правительству Таиланда необходимо проявлять большую деликатность в своей внешней политике по отношению к Израилю, принимая во внимание продолжающиеся беспорядки в самых южных провинциях Таиланда. Крайне важно избегать действий, которые могут вызвать недовольство среди малайских мусульман.