- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие оценки реалистичности массового производства истребителя KAAN

Турецкий истребитель KAAN 5-го поколения, как заявляется турецкой стороной, должен встать на массовое производство до конца текущего десятилетия. Понятно желание турецкой стороны войти в высшую лигу мировых военно-промышленных комплексов, через прорыв в сфере авиастроения. Помимо того, что это сулит уход от зависимости от западных партнёров Турции, прежде всего США. Прецеденты исключения из программы F-35 и сложности с закупкой даже «типовых» F-16 должны навести Турцию на мысли о том, чтобы либо переключаться на альтернативных поставщиков, либо налаживать свое собственное производство.

Альтернативные поставщики – также не слишком привлекательная идея, поскольку таковыми могут выступить, в первую очередь, либо Россия, либо Китай. Перспективы получить себе очередные санкции, как было в случае закупки систем С-400, вряд ли привлекают турецкое руководство, тем более, в нынешней непростой экономической ситуации.

Что же до собственного производство, то идея смотрится беспроигрышно. Тем более, что развитый ВПК – это не только про национальный суверенитет, но и про проецирование уже своего влияние на зарубежных покупателей своей техники (в дополнение к, разумеется, экспортной прибавке).

Однако, проблема заключается в том, чтобы «срезать угол» в эволюции своей промышленности и, не имея производства авиатехники, как готовых изделий в принципе, сразу создать суперсовременный образец и поставить его на конвейер. Причем, как было сказано выше, речь идет о том, чтобы пройти этот путь в кратчайшие сроки.

Помимо, собственно, необходимых инженерных компетенций, которые Турции будет необходимо восполнить тем или иным образом (весьма вероятно, что с привлечением зарубежных КБ или отдельных разработчиков), необходима и «элементная база». То есть, способность, как минимум, производить ключевые узлы самолета, начиная, прежде всего, с авиадвигателя.

Зависимость в этом смысле от зарубежных поставок – это далеко не то же самое, что зависимость в сфере поставок комплектующих для первого турецкого автомобиля (электромобиля) TOGG. В любой момент Турция может столкнуться с теми же ограничениями на поставки, которые уже были до сих пор. Допустим, в плане поставок оптики для БПЛА «Байрактар» из Канады.

А это значит, что мало быть способными спроектировать и собрать готовое изделие. Нужно обеспечить существование всех цепочек проектирования – производства – поставок – сопровождения, которые в итоге вольются в готовое изделие.

Насколько реалистичным является достижение этих целей в обозримой перспективе? Не являются ли эти шаги утопией или даже блефом турецкой стороны, которая, таким образом, вынуждает Запад к тому, чтобы бороться за то, чтобы сохранить за собой турецкий рынок, а, следовательно, побуждает западных партнёров Турции быть более сговорчивыми?

Тем более, что, судя по повестке текущего визита министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в США, американская сторона, как раз, ставит перед турками вопрос того, что «можно вернуться даже и в программу истребителя F-35. Но, разумеется, при соблюдении определенных условий. Прежде всего, эти условия касаются систем С-400, которые Турция приобрела у России, но, которые, судя по всему, не развернуты турками и лежат у них «мертвым грузом».

С учетом изложенных выше вопросов, уместно обраться к публикации самого известного англоязычного издания Турции, газеты Daily Sabah. Автором статьи в колонке «Мнения» от 6 марта стал Ибрагим Караташ, д. н. в сфере международных отношений. Статья И.Караташа озаглавлена как «Насколько реально серийное производство истребителя КААН?»

Обратимся к этому материалу, цитируем (выделяем жирным цветом наиболее важные куски текста):

«Дата 21 февраля знаменует собой важную веху для турецкой оборонной промышленности, поскольку отечественный истребитель-невидимка пятого поколения KAAN совершил свой исторический первый испытательный полет после двухмесячной задержки. Совершенно новый самолет пролетел 13 минут на высоте 8000 футов и скорости 230 узлов, успешно пройдя первое и самое важное испытание. Фаза испытаний KAAN продлится до начала массового производства, которое планируется начать в 2028 году.

Турецкий народ очень гордился тем, что увидел самолет в небе, поскольку он был местного производства, демонстрируя уровень, которого достигли инженерные возможности Турции. Действительно, иметь летающий истребитель пятого поколения, пожалуй, самое трудное достижение для страны. Справедливо признано, что страна, способная производить истребитель, может производить и другое вооружение. Следовательно, турецкий народ заслужил право праздновать этот успех.

Однако не все разделяют такой же уровень оптимизма, как турецкий народ. Некоторые аналитики выражают обеспокоенность, особо подчеркивая проблему с двигателем, который считается фундаментальным компонентом самолета и, возможно, более важным, чем весь продукт в целом. Действительно, летающий корабль, будь то истребитель или ракета, по существу зависит от своего двигателя.

В то время как другие компоненты могут быть произведены с течением времени, производство надежного двигателя может стать проблемой даже при наличии достаточного финансирования и десятилетий усилий, как показала история с многочисленными неудачами в производстве двигателей.

Учитывая, что компания-производитель Turkiye Turkish Aerospace Industries (TAI или TUSAŞ) оснащает KAAN двумя двигателями F110 производства американской компании General Electric, напряженность в отношениях между США и Турцией может не уменьшиться в ближайшее время, и это помогает Турции производить истребитель, который может подорвать внешнюю политику Америки и продажи самолетов, особенно на Ближнем Востоке, администрация Вашингтона может не дать добро на продажу F110 компании TUSAŞ. Если оставить в стороне сопротивление Вашингтона, то даже еврейские, греческие и армянские лоббистские группы имеют потенциал остановить экспорт двигателей, которые будут собираться на KAAN».

Итак, заметим, предельно важный момент: двигатель Турция закупает также у США, как и истребители F-16, что делает проект изначально уязвимым перед упомянутыми выше политическими рисками.

Продолжаем цитирование:

«Тем не менее, неустанные усилия Турции по производству других видов оружия, таких как ракеты, вертолеты и боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), показывают, что она (Турция – И.С.) не отступит и не выкинет проект KAAN в мусорное ведро. Когда США не стали продавать «Патриоты», Анкара не только закупила российские ракеты С-400, но и начала производить собственные аналоги, последняя версия которых, а именно «Сайпер-2», может поражать цель с впечатляющей дальности, превышающей 150 километров (90 миль).

Более того, становление Турции как глобального производителя дронов началось после того, как против неё ввели эмбарго на продажу БПЛА.

Другой пример: первый отечественный танк Турции «Алтай» должен был оснащаться двигателем немецкого производства, пока немцы не решили его не продавать. Затем Турция начала производить собственный двигатель, и в настоящее время двигатель проходит испытания на танке. Таким образом, эмбарго может лишь замедлить реализацию проекта по созданию оружия, но не может привести к его отказу. Если США не будут продавать реактивные двигатели, то же самое произойдет и с KAAN».

Итак, заметим, что санкции, с которыми Турция сталкивалась в прошлом рассматриваются страной в качестве фактора, который следует учитывать. А, следовательно, это – вопрос времени, когда Турция соберется замещать ключевые узлы изделий своего ВПК. В этом смысле, следует отметить, что «обратный инжиниринг» никто не отменял и те же двигатели GE, безусловно, будут подвергнуты в Турции тщательному «разбору».

Продолжаем цитирование:

«Более того, отсутствие современных истребителей станет экзистенциальной угрозой для Турции, поскольку страна окружена продолжающимися войнами, амбициозными региональными державами и соседом, а именно Грецией, безответственно и без необходимости вооружающейся. Турция не может дать превосходство в воздухе своим соседям, особенно тем, которые относительно меньше. Учитывая этот факт, турецкое правительство без колебаний предоставит необходимые средства для поддержания проекта.

Наконец, не Турция как производитель, а клиенты KAAN могут больше стремиться к выживанию проекта.

Арабские государства, тюркский мир и многие государства Глобального Юга, вероятно, купят этот самолет, поскольку Турция не выдвигает условий его продажи.

Плюс большинство упомянутых государств являются друзьями Турции и уже ждут альтернативный самолет, отличный от американского или европейского. Таким образом, потенциальные клиенты будут подталкивать турецкое государство к завершению проекта, чтобы получить современные самолеты. Между тем, к проекту уже частично присоединились Азербайджан и Пакистан. Поскольку первый полет кристаллизовал проект, все больше стран могут выбрать партнерство с Турцией для производства KAAN. Следовательно, помимо клиентов, KAAN, скорее всего, будет привлекать к партнерству и страны.

В целом, KAAN родился из-за потребностей безопасности Турции и ее дружественных стран, и он выживет, поскольку нет другого выбора, кроме его производства.»

В изложенном выше содержится важнейшая мысль, которая заключается в том, что одного турецкого рынка недостаточно для того, чтобы обеспечить выживаемость проекта. Для успешной и в полном объеме реализации данного проекта, нужно иметь предварительные заявки и из зарубежных стран. В противном случае, проект окажется «локальным» и даже может не «взлететь», причем как в прямом смысле, так и в переносном. Почеркнем: важнейший драйвер развития проекта – это прогарантированный рынок сбыта.

И здесь турецкая уже, на столь ранней стадии, пытается заниматься маркетингом изделия, предлагая его арабским странами и тюркским государствам как альтернативу традиционным поставкам. Заметим, что рассуждения о том, что они «конечно, захотят купить это изделие» является далеко не бесспорным. Хотя бы в силу того, что изделие себя ещё никак не зарекомендовало, как и поставщик – в качестве производителя авиатехники. Рассуждения на тему того, что Турция не выдвигает условий продажи, также не являются убедительными. Просто надо задаться вопросом, продаст ли Турция свои истребители Греции? Если это – столько аполитичный проект. И сделать из ответа неизбежный вывод: продукция ВПК никогда (!) не является очищенной от большой политики.

Подводя черту под изложенным выше отметим, что пока KAAN выглядит как концепт, которому ещё предстоит проделать (или не проделать) длинный эволюционный путь до полной самостоятельности. А успех этого проекта зависит от наличия, уже на этом этапе, рынков сбыта будущего изделия. Поскольку прогарантировать их сейчас, вряд ли, кто-то сможет, то и говорить о перспективе данного проекта пока преждевременно.