К началу марта с. г. гуманитарная ситуация в Судане продолжила ухудшаться, в первую очередь под воздействием расширяющейся с каждым месяцем массовой миграцией населения внутри страны и в соседние государства ввиду непрекращающегося с апреля 2023 года военного противостояния между Вооруженными силами Cудана и оппозицией, возглавляемой т. н. Силами быстрой поддержки (СБП).
По данным ООН, по состоянию на конец февраля с. г., общее количество суданцев, ставших внутренними переселенцами за менее чем один год активной фазы конфликта достигло 6 млн человек. При том, что до весны 2023 года, в результате многолетнего военно-политического кризиса в стране, число внутренних мигрантов уже составляло 3.8 млн человек. Таким образом, только за последний год общее число этой категории почти удвоилось, достигнув 12% всего населения. С учетом складывающейся тенденции и отсутствия ясных перспектив скорейшего урегулирования, суданский гуманитарный кризис выходит на передний план в числе наиболее острых на сегодняшний день, наряду с Газой и Афганистаном.
Наиболее серьезное негативное воздействие суданский конфликт оказывает на аграрный сектор, являющийся одним из ключевых в национальной экономике, что ведет к росту продовольственной проблемы и голода в стране. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), на начало весны 2024 года, общее количество остро нуждающихся в продовольственном содействии суданцев достигает 17.7 млн человек, что составляет 37% от всего населения. Эта категория тех, кто квалифицирован как находящийся в фазе 3 и выше по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности IPC. Cреди этой группы порядка 5 млн человек находятся в фазе 4, то есть относятся к категории «чрезвычайная ситуация». Отметим, что ситуация несколько улучшилась по сравнению с ноябрем 2023 года, когда общее число суданцев в фазе 3 и выше IPC превышало 20 млн человек.
Продовольственный кризис в Судане усугубляется тем, что за последний год в результате вооруженного конфликта была де-факто разрушена критическая производственная и социальная инфраструктура, нарушена работа рыночных систем и связей, выведена из строя аграрная техника, разорены государственные производства, базовые социальные услуги. Эти обстоятельства ведут к возникновению логистических проблем с поставками продовольственных и непродовольственных товаров (включая удобрения, семена), необходимых для поддержания устойчивости продовольственного производства и обеспечения на национальном уровне. Эксперты ООН констатируют, что в феврале 2024 года также наблюдается характерная тенденция географического расширения конфликта и его экспансии в юго-восточные области Судана. Это критический фактор для продовольственной безопасности, поскольку именно эти регионы являются наиболее важными с точки зрения аграрного производства, прекращение либо замедление которого может привести к образованию дефицита продовольствия. Это заставит власти, в свою очередь, принимать вынужденные меры по наращиванию импорта продовольственных товаров, но еще более критично – может спровоцировать новую массовую волну оттока населения из этих стратегически важных для аграрного сектора регионов, и дальнейший прирост числа внутренних переселенцев.
Дополнительным фактором углубления гуманитарного кризиса является и финансовая ситуация. Кризис в банковской системе, спровоцированный отсутствием существенной финансовой поддержки со стороны международных институтов и доноров, что обусловлено их требованием к воюющим сторонам прийти к мирному соглашению, сковывает действия властей по оказанию устойчивой субсидированной поддержки местной агропродовольственной индустрии. Фермеры не получают должной финансовой поддержки от государства для закупок семян, удобрений, корма для животноводства и других мер содействия, необходимых для стимулирования и наращивания производства в условиях гуманитарного кризиса. Дополнительно, фактор климатических изменений, включая массовые наводнения, приводят в негодность аграрные земли и посевы, нанося существенный ущерб доходам фермеров, без каких-либо значительных компенсаций и финансовой помощи в восстановлении со стороны государства. Соответственно, растет также и массовая экономическая миграция фермеров, что ведет к сворачиванию аграрной деятельности и минимизирует возможные решения продовольственной проблемы на местном уровне.
При этом, разумеется, без полноценного восстановления агропродовольственного сектора и его мощностей суданским властям весьма проблематично обеспечить выход из текущего гуманитарного кризиса и в будущем выйти на рельсы экономического восстановления. Большинство из нынешних внутренних мигрантов являются выходцами из аграрной сферы, и их дальнейшее трудоустройство и обеспечение дохода станет возможным только через восстановление устойчивости и рентабельности сельского хозяйства, и его целевой финансовой поддержки со стороны государства и международных институтов. Неудивительно, что c начала первой фазы внутреннего военно-политического конфликта в Судане в начале 2000-х гг. доля аграрного сектора в ВВП страны неуклонно падала с уровня 35-40% от национального ВВП до 20% в 2015-2016 гг. Сегодня, доля аграрного сектора в ВВП Судана опустилась до рекордно низкого уровня в 5%, что не отражает реального потенциала сельского хозяйства в стране, фактически превращает Судан в одного из крупнейших нетто-импортеров продовольствия, но главное – создает высокие риски долгосрочного развития гуманитарного кризиса в Судане в случае невозможности восстановления потенциала локального аграрного производства как важнейшего источника доходов для домашних фермерских хозяйств и большей части внутренних мигрантов страны.