Наряду со стремительным экономическим развитием, Китай постепенно наращивает свое влияние в различных странах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и мира в целом. После мирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) политическое руководство Китая отказалось от стратегической установки Дэн Сяопина «скрывать свою силу, выжидать благоприятного момента». Такой момент в истории Китая наступил, ведь именно в этот период начала проявляться вся мощь его экспансионистской политики[i] [1]. В период новых геоэкономических и геополитических изменений (2022- по н. в.) китайские руководители еще более усилили свои позиции в рамках продвижения вовне. В новых условиях международной обстановки экономическим фундаментом для осуществления Китаем своих амбиций служат:
- длительный предшествующий период стабильного экономического роста;
- значительные объемы золотовалютных резервов;
- стремительный рост инноваций, внедряемых при государственной поддержке;
- мобилизация ресурсов в целях создания транснациональных корпораций на базе китайских компаний и промышленных групп, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.
Вследствие ориентированности китайской экономики на экспорт, а также ее неполной обеспеченности собственным сырьем, основными направлениями экспансионистской политики Китая являются:
– сохранение имеющихся и завоевание новых рынков сбыта национальной продукции;
– обеспечение гарантированного доступа к минерально-сырьевым ресурсам зарубежных стран.
Основными средствами, с помощью которых Китай видит достижение целей своей экспансионистской политики, являются:
– развитие транспортной инфраструктуры в различных регионах мира;
– наращивание инвестиций в экономики иностранных государств;
– укрепление роли национальной валюты в мировой финансовой системе.
В настоящее время главным проектом, через который Китай намерен реализовать вышеуказанные направления, является инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП). Данная инициатива объединяет материковый и морской проекты «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». В 2017 году в Пекине состоялся первый саммит стран, принимающих участие в реализации китайской стратегической инициативы. Продвигая данную концепцию, Китай концентрирует свои усилия на строительстве системы «шести экономических коридоров» (например Новый евразийский сухопутный мост, Китай – Центральная Азия – Западная Азия), а также развитии транспортных узлов, перевалочных пунктов и портов на данных маршрутах.
С момента выдвижения Китаем инициативы ОПОП проведены следующие мероприятия по ее реализации:
– в марте 2016 года СБ ООН принял резолюцию (№ S/2274) по продвижению инициативы «Один пояс, один путь», в ноябре того же года она была внесена в резолюцию ГА ООН (№ А/71/9). Резолюция получила одобрение. Со стороны 193 стран-членов ООН была выражена поддержка экономическому сотрудничеству;
– созданы международные финансовые структуры с преобладанием китайского капитала, обеспечивающие реализацию проекта: Азиатский банк инвестиций в инфраструктуру (число стран – участников которого уже превысило 90), Банк развития БРИКС и Фонда Шелкового пути;
– в настоящее время запущена реализация большого количества крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство экономического коридора Китай-Пакистан, строительство международных портов Гвадар (Пакистан), Алят (Азербайджан), Дорале (Республика Джибути) и др.;
– происходит сопряжение со стратегическими проектами стран, поддерживающих инициативу (Государственной программы Казахстана по развитию инфраструктуры «Нурлы Жол» с «Экономическим поясом Шелкового пути» и др.);
– упрощаются процедуры и снимаются барьеры в сфере связи и коммуникаций: стимулируется беспрепятственная торговля, совершенствуются инструменты взаимного финансирования, происходит обмен опытом по ключевым вопросам взаимодействия, повышается открытость Китая внешнему миру[ii] [2].
Согласно данным, опубликованным Министерством транспорта КНР, с момента выдвижения инициативы число железнодорожных рейсов из Китая в Европу превысило 9 тыс., налажено прямое сообщение между Китаем и 43 странами вдоль «Одного пояса, одного пути», еженедельно осуществляется около 4,5 тыс. прямых авиарейсов.
В реализации китайской инициативы уже участвуют свыше 130 стран мира и 30 международных организаций. В рамках данной концепции подписан ряд важнейших документов: Китай заключил соглашения о свободной торговле с более чем 20 странами, прежде всего участниками инициативы ОПОП и членами АСЕАН, соглашения о взаимных инвестициях, о сотрудничестве по продвижению ОПОП, о сотрудничестве в сфере производственных мощностей. За период 2013-2017 гг. общий товарооборот Китая с его партнерами по стратегической инициативе составил более 5 трлн долл., общий объем инвестиций в страны «Пояса и пути» превысил 70 млрд долл., было основано 75 специальных экономических зон.
Помимо этого Китай продолжает проводить последовательную политику, направленную на постепенное укрепление роли национальной валюты в глобальной финансовой системе. Важным шагом в этом направлении стало официальное признание юаня Международным валютным фондом в качестве международной резервной валюты 1 октября 2016 года с одновременным ее включением в корзину резервных валют МВФ наряду с долларом США, евро, японской иеной и фунтом стерлингов. При этом доля юаня в валютной корзине МВФ превышает доли иены и фунта стерлингов: доллар – 41,7%, евро – 30,9%, юань –11%, иена – 8,3%, фунт стерлингов – 8,1%.
В условиях резкого ухудшения торговых отношений с США, заключая торговые контракты с другими государствами, Китай стремится по возможности исключить из оборота доллар США и использовать национальную валюту[iii] [3].
С целью увеличения доли юаня в международных финансовых расчетах руководство Китая приняло решение начать в марте 2018 года торговые расчеты на китайской нефтяной бирже в национальной валюте. Началась торговля нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях, что составляет конкуренцию US Brent и West Texas Intermediate. Успешное проведение торгов подтвердило целесообразность проведения дальнейших действий в данном направлении. Ожидается, что китайская сторона начнет применять такую схему с покупок нефти из Анголы, которая, наряду с Саудовской Аравией, являются крупнейшими поставщиками нефти в КНР. Поставки нефти также будут осуществляться морским транспортом, из Омана, Катара, Йемена и Ирака.
Ожидается, что с целью создания конкуренции поставкам нефти из прочих стран, Саудовская Аравия в скором времени перейдет на расчёты в юанях. Привлекая на свою сторону экспортёров энергоносителей, Китай преследует амбициозную цель создания «нефтеюаня» – в противовес нефтедоллару.
Переход на расчеты в юанях, а также дальнейшая интеграция национальной китайской валюты в систему международных торговых отношений проводится, в том числе, с целью оказания негативного влияния на стабильность курса американской валюты и существенного снижения ее значимости.
Вторая причина попыток перехода в расчетах за нефть на китайскую национальную валюту – защита национальной промышленности от колебаний цен на энергоресурсы.
Еще одним важным направлением экспансионистской политики Китая выступает инвестиционная деятельность за рубежом. В данной области предпринимались серьезные меры регламентирующего характера. Госсоветом КНР в августе 2017 года было принято «Положение о руководстве и дальнейшем упорядочении направлений инвестирования за рубежом». В данном документе содержатся конкретные перечни сфер, инвестиционная деятельность в которых поощряется, ограничивается или запрещается государством.
Кроме того, занимая активную позицию в рамках членства в международных организациях, Китай осуществляет тесное взаимодействие со многими государствами по другим вопросам своих жизненно важных интересов на двусторонней или многосторонней основе.
[i] [4] «China Global Investment Tracker», American Enterprise Institute, URL: http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ [5] [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.02.2024).
[ii] [6] «Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road», National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs, and Ministry of Commerce of the People’s Republic of China, with State Council Authorization, March 2023, 135 p.
[iii] [7] Гунсянфачжань синь цзиюй (Новая возможность совместного развития) URL:http://www.mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/k/201901/20190102830494.sht ml [Электронный ресурс] MinistryofCommerceofPeople’sRepublicofChina (дата обращения: 04.02.2024).