- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ведущие эксперты ФРГ о перспективах мира в Афганистане

Как сообщают германские СМИ, 19 мая в Берлине состоялась презентация ежегодного доклада «Экспертиза мира-2010», который подготовлен силами 37 экспертов пяти ведущих исследовательских институтов ФРГ, изучающих проблемы мира. Напомним, подобные готовящиеся экспертами ФРГ отчеты по вопросам войны и мира публикуются ежегодно, начиная с 1987 г. В их создании участвуют Боннский центр по конверсии (BICC), научно-исследовательские группы евангелической общины, Хессенский фонд изучения проблем мира и конфликтов, Институт по исследованию проблем мира и политики безопасности Гамбургского университета и Институт развития и мира в Университете Дуйсбурга-Эссена.

В числе прочих разделов, посвященных и ближневосточным проблемам (Иран, Ирак, Ливан, Египет), в документе значится афганская тема. Она представляет собой различные точки зрения на изменение ситуации в сфере безопасности в Гиндукуше, в частности оценку нового подхода НАТО к войне в Афганистане, включая версии США, ФРГ и других стран альянса.

«Предпринятая недавно тактика НАТО при начале серии крупномасштабных боевых операций против повстанцев в попытке обеспечить безопасность для гражданского населения не увенчается успехом, — считает Маргрет Йохансен из гамбургского Института по исследованию проблем мира и политики безопасности. — Я не верю, что можно сочетать погоню за Талибаном и создание эффективных государственных структур». Необходимо достичь примирения. Афганский президент Хамид Карзай пытается это сделать, зная, что иначе он не сможет построить афганскую армию и полицию, которые должны быть восприняты населением как защитники его интересов. По мнению ряда наблюдателей, Карзай отходит от стратегии бомбардировки подразделений Талибана и сигнализирует о том, что готов вести переговоры.

«Экспертиза мира-2010» дает очерк положения в Афганистане, где описывается страна с хрупким и неустойчивым положением, коррумпированным правительством и представителями такого гражданского общества, которое имеет «весьма фрагментарный характер». Исследователи подчеркивают, что единственная надежда на стабилизацию ситуации в Афганистане лежит в опоре на традиционную племенную структуру. Поэтому здесь невозможно создание демократического государства в сфере прав и других областях, свойственных западному миропониманию.

Вариант, условно названный «договор с дьяволом», неизбежен, уверена Маргрет Йохансен. Это означает, что официальный Кабул должен предложить лидерам Талибана сделку о разделе власти. Гамбургский эксперт убеждена, что лидеры повстанцев «заинтересованы в том, чтобы получить свою долю власти», которая включает гарантии безопасности, материальное стимулирование, соблюдение родоплеменных понятий о чести, поскольку в этом случае им предстоит, «не теряя чувства собственного достоинства, сложить оружие». Маргрет Йохансен полагает, что не следует продолжать демонизацию Талибана, отметив, что только экстремисты могут быть возмущены в подобной ситуации и менее открыты для диалога с Кабулом.

В то же время в среде экспертов по Афганистану четко наметились, как отмечают международные обозреватели, три основные группы: романтики, прагматики и центристы. Названия, разумеется, условные. Однако они в определенной степени отражают сложившийся спектр мнений.

Романтиков представляют Фотини Кристия (Fotini Christia) и Михаэль Семпле (Michael Semple).

Основная мысль исследования — следует преобразовать движение «Талибан» путем примирения и реинтеграции. Примиренческий энтузиазм, которым полон президент Карзай, еще не овладел талибами, отмечают эксперты, однако нельзя отвергать этот путь. Если удастся пойти по нему, это будет самая эффективная форма решения конфликта, «отличное решение», кратчайший путь, по которому мятежники смогут возвратиться в жизнь страны и участвовать в формировании гражданского общества. Успешная реинтеграция должна включать гарантии безопасности и экономическую безопасность для мятежников. Предполагается, что движение «Талибан» отвернется от своей идеологии по ведению священной войны, игнорированию международных организаций и правительства в Кабуле во имя равноправного сотрудничества всех афганцев по возрождению страны. При подобном раскладе такое соглашение с талибами, желающими мира и процветания, было бы равносильно быстрому выводу военнослужащих Запада в намеченные сроки. Что нужно сделать, чтобы примиренческий энтузиазм стал сутью мировоззрения талибов, авторы концепции не указывают.

Еще один представитель романтиков — Жанет Курсаве (Janet Kursawe). Ситуацию в Афганистане она рассматривает с точки зрения производства и торговли наркотиков. Наращивание производства опия в течение последних 15 лет в Афганистане, ставшем, как известно, мировым опийным лидером, усиливает эскалацию войны. Основой спекуляции в афганской наркоторговле стали преступные объединения, где особенно сильны оптовики, которые образуют альянс с повстанческими вооруженными формированиями. Репрессии в классическом понимании слова являются неэффективным инструментом в борьбе с наркоторговлей, а иногда даже контрпродуктивным. Наркопроблематика должна быть рассмотрена в рамках рыночной экономики. Центральное место в борьбе против культивирования наркотикосодержащих растений должна занять ценовая политика. Резкое падение цен на наркотики открывает путь политических альтернатив, таких как проекты по развитию и легализации культивирования опийного мака, подчеркивает Жанет Курсаве, не уточняя, какой она видит ситуацию в условиях взлета цен, что также свойственно рыночной экономике, на которую она уповает.

Прагматиков «слева» представляет известный немецкий политик Винфрид Нахтвай (Winfried Nachtwei), который известен решительным протестом против пребывания немцев в Гиндукуше и поддержкой сформированного левыми общественного движения «Вон из Афганистана!» Развертывание бундесвера вступило в критическую фазу, констатирует он, поскольку в ряде регионов, за которые он несет ответственность в рамках ISAF, идет самая настоящая партизанская война. Немецкие солдаты сталкиваются с ней лицом к лицу. Этим объясняется то, что в течение 2009 г. «они были временно ограничены в повседневной боевой деятельности». Для НАТО, особенно для войск США, в текущем году характерно «неуклонное ухудшение положения в области безопасности», что и подсказало идею постепенного, начиная с 2011 г., вывода войск. В то же время в Афганистане во многих аспектах наблюдается глубокий кризис: кризис доверия населения к натовцам, кризис в политическом и военном руководстве в бундесвере и в афганской армии. Мирное население и военнослужащие в значительной степени потеряли уверенность в себе и в последующих успехах. Вывод тот же, что и в течение всего пребывания ФРГ в Гиндукуше: бундесвер надо возвращать домой.

Прагматик — но только с другой стороны — Йохен Хипплер (Jochen Hippler). Он посвятил свое исследование новой стратегии Барака Обамы в Афганистане. Он считает, что в последние годы в Германии сформировано так называемое общее понятие об Афганистане. Дискуссии в Германии столкнулись с ситуацией значительной неопределенности, так как понятие «стратегия» используется произвольно и ничего не означает. Что скрывается за «стратегией в Афганистане», желание или цель — эта путаница вносит дополнительный разлад, когда начинает обсуждаться афганская политика, предпринимаемая немцами, другими европейцами и американцами. Йохен Хипплер считает, что конец разногласиям положен обнародованной в конце 2009 г. американским президентом Б. Обамой концепцией по Афганистану: это — стратегия с четко определенными политическими целями, тактическими последствиями и сроками. Размещение дополнительных войск США численностью 30 тыс. человек создаст условия для начала вывода войск по истечении 18 месяцев. На чем основана уверенность президента США в том, что эти действия эффективны и сроки реальны, Й. Хипплер умалчивает.

Представители пакистанских районов племен вдоль афгано-пакистанской границы (FATA) должны стать равноправными участниками мирных переговоров — такова главная мысль Наведа Ахмада Шинвари (Naveed Ahmad Shinwari), условно представляющего центристскую часть экспертной диспозиции. Их место в глобальной повестке дня афганской безопасности весьма важно. Они фактически являются частью войны в Афганистане, предоставляя местным талибам, «Аль-Каиде» и другим экстремистам безопасные убежища. FATA становятся более отчетливыми очагами религиозного экстремизма и терроризма в Пакистане, угрожают стабильности страны в целом. Пока не будут найдены возможности для создания в районах проживания племен эффективного управления и улучшения условий жизни, эскалация насилия в Афганистане будет подпитываться отсюда. Практические и эффективные решения лежат в плоскости вовлечения местного населения в реальное управление.

Что изменилось в Афганистане через восемь лет после вторжения — этому промежуточному балансу между войной и миром, гражданским строительством и наступательными операциями посвятил свое исследование еще один «центрист», Арвид Белл (Arvid Bell). Он напоминает о первоначальной цели военного вмешательства — подавлении деятельности «Аль-Каиды», которая хотя и была достигнута, но мира Афганистану не принесла. В последние годы наряду с ростом численности Международных сил содействия безопасности (ISAF) стабильно увеличивается число гражданских жертв. Вооруженная оппозиция контролирует большую часть территории страны, обозначая тем самым слабость власти в Кабуле и государственного управления в целом. Процесс гражданского строительства отмечен прогрессом, однако весьма незначительным, особенно в сельских районах. При этом коррупция, фальсификация в ходе выборов и сотрудничество с непопулярными полевыми командирами (Warlords) нанесли непоправимый ущерб репутации правительства. Отдельные успехи на пути демократического развития и гражданского строительства пока не решают проблему в целом. Скорее всего, в ходе мирных переговоров, которые могут развернуться в Афганистане, имеет смысл сближать позиции конфликтующих сторон, но при этом необходимо твердо стоять на позиции: никакой амнистии за военные преступления. Так считает А. Белл, но он не принимает в расчет одно обстоятельство: те деяния талибов, которые кажутся Западу противоправным, сами талибы не считают военными преступлениями.

Анализируя с разных точек зрения новую стратегию НАТО в Афганистане, семь экспертов заявили, что только сделка о разделе власти с Талибаном может создать условия для стабильности в истерзанной войной стране. Это не единственный вывод, к которому сообща пришли немецкие специалисты. Их объединяет и ряд других моментов.

Во-первых, новая стратегия НАТО не опирается на обретение позитивного опыта. Выражаясь языком дипломатов, эксперты ставят проводимой Западом афганской политике плохую оценку. Однако если выражаться яснее, то их вердикт звучит намного печальнее: почти девять лет, прошедших после падения режима талибов в Афганистане, сформировали «катастрофическую ситуацию», ибо до сих пор Запад не представил четкой стратегии в отношении Афганистана. По сей день международное сообщество не помогло построить в Гиндукуше за пределами крупных городов, где еще сохраняется подобие власти, функционирующие государственных структуры.

Во-вторых, критика экспертов обращена порой не столько на администрацию Белого дома, сколько непосредственно в адрес федерального правительства. Они считают, что результаты действий «черно-желтой», согласно партийной расцветке, коалиции весьма противоречивы. Это свидетельствует о серьезных колебаниях в правящих политических кругах и связано с тем, что правящая коалиция неоднозначно воспринимает инициативы американской политики по жестокой борьбе с повстанцами и собственные планы по возрождению афганской экономики, отраженные в «Афганской концепции» 2007 и 2008 гг., о которой, кстати, уже много месяцев никто не вспоминает. В этой связи тот же Йохен Хипплер (Jochen Hippler) из дуйсбургского Института развития и мира заявляет: «Развитие не должно быть подчинено военным целям». Противоположная позиция нарушает принципы помощи развивающимся странам и подвергает опасности сотрудников гуманитарных организаций, приближая их к линии огня. Поэтому, по его мнению, акцент должен быть сделан на возрождении. Именно оно должно стать «передней линией огня». Тогда можно будет реально говорить о постепенном выводе международного воинского контингента в составе ISAF, начиная с середины 2011 г.

В-третьих, все эксперты пришли к выводу, что в миротворческом диалоге в Афганистане должны участвовать все без исключения этнорелигиозные группы населения. Ни одна из сторон, участвующая в конфликте, не должна быть исключена, причем с самого начала мирных переговоров, в том числе с талибами. Чтобы стабилизировать ситуацию в стране, Запад должен понять эту особенность и традиционный уклад, что и будет означать соблюдение демократии и прав человека по-афгански. Разумеется, подчеркивают специалисты, за мир в Афганистане придется заплатить высокую цену: если учитывать традиционную организацию афганской структуры власти, то следует поступиться рядом важных для западной демократии стандартов, в частности в области прав человека.

В-четвертых, авторы доклада подчеркивают, что в сложившейся ситуации нет и не может быть четких рекомендаций с указанием лучших подходов. Нельзя определить, какой вариант является наименее подходящим, указано в части доклада, посвященной сравнению новой западной стратегии с другими версиями, например, быстрым отводом войск или, напротив, более продолжительным периодом обязательств, касающихся восстановления афганской экономики.

При подготовке статьи использованы данные Deutsche Welle, Die Welt, Der Spiegel, сайта Friedensgutachten («Экспертиза мира»).