- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о причинах, по которым не удалость прекратить атаки йеменских хуситов на морское судоходство в Красном море

За последние три месяца Соединенные Штаты и их союзники предприняли ряд военных действий, пытаясь удержать йеменское движение «Ансар Аллах» (хуситы) от нанесения ударов баллистическими и крылатыми ракетами, а также вооруженными беспилотниками по торгоым судам в Красном море. Хуситы начали нападать на торговые суда, проходящие через Красное море, в середине ноября после нанесения ракетных ударов и ударов беспилотников по военным кораблям США и территории Израиля, которые практически все были перехвачены. Нападения на коммерческое судоходство вынудили к перестройке и увеличили расходы на глобальных транспортных маршрутах между Европой и Азией. Как указывают американские аналитики в области безопасности,  упорство хуситов перед лицом военного возмездия под руководством США, начавшегося в январе, резко повысило их авторитет среди многих йеменцев и населения региона, которые поддерживают давление на Соединенные Штаты с целью остановить наступление Израиля на ХАМАС в секторе Газа.  Это позволило движению «Ансар Аллах» привлекать новых рекрутов и изображать своего внутреннего противника, признанное ООН правительство Йеменской Республики, как инструмент интересов Запада, не желающего поддерживать страдающее гражданское население Газы. Атака хуситов и, в конечном итоге, потопление M / V Rubymar в конце февраля, вывод из строя судна True Confidence под флагом Барбадоса в начале марта, в результате чего погибли трое членов его экипажа, а многие другие получили ранения, и атака 28 беспилотников 9 марта, который был пресечена США, Францией и Великобританией ясно демонстрируют, что ни один вариант деэскалации кризиса на Красном море пока не увенчался успехом.

При этом нет убедительных факторов, которые  объясняют недостатки западной стратегии, но примечательно, что некоторые из ключевых заинтересованных сторон в свободном и неограниченном перемещении товаров через Красное море придерживаются разрозненных подходов. При этом крупные державы не использовали свою коллективную мощь, чтобы заставить хуситов изменить свой курс. Вскоре после того, как хуситы начали кампанию против торговых судов, Соединенные Штаты и более двадцати союзников в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе, включая одного арабского партнера, Бахрейн, собрали морскую коалицию (операция «Страж процветания»), чтобы попытаться сдержать атаки хуситов. В начале февраля Соединенные Штаты и Соединенное Королевство начали кампанию авиаударов по ракетным установкам и беспилотникам хуситов, направленную на уничтожение их арсенала. Несмотря на широкий спектр военных возможностей, другие участники этой операции поддержали авиаудары США и Великобритании, но напрямую не присоединились к ним. 19 февраля Европейский союз (ЕС) запустил отдельную миссию EUNAVFOR ASPIDES с заявленной целью, согласно официальным релизам ЕС, «восстановить и гарантировать свободу судоходства» в Красном море, Персидском заливе и других ключевых региональных морских путях. Однако в заявлениях ЕС подчеркивался «оборонительный мандат» миссии, тем самым фактически исключая широкое участие ЕС в авиа- и ракетных ударах под руководством США. Кроме того, в конце февраля Китай, чья торговля с Европой стала дороже из–за нападений хуситов, направил корабли, включая ракетный фрегат «Сюйчан», в Аденский залив для сопровождения китайских торговых судов. Тем не менее, китайские военные не предприняли никаких действий против хуситов, придерживаясь давней политики Китая не вовлекать свои силы в прямые боевые действия в регионе. Вместо этого Китай сделал упор на дипломатию, направив в регион своих посланников, включая потенциальных посредников, таких как Оман. Китайские официальные лица также, как сообщается, настаивали на том, чтобы иранские лидеры, с которыми у Китая тесные связи, потребовали от их йеменского союзника прекращения атак, но безрезультатно.

Некоторые официальные лица США утверждают, что авиаудары под руководством США в конечном итоге приведут к деградации арсенала хуситов до такой степени, что группировка больше не сможет атаковать торговые суда. Однако, как показали несколько крупных нападений хуситов за последние несколько недель, нет никаких признаков того, что арсенал хуситов близок к истощению. Несколько официальных лиц США утверждают, что ключом к разрешению кризиса на Красном море является достижение окончательного урегулирования йеменского конфликта, но атаки на Красном море, похоже, ослабили любое движение основных сторон к мирному соглашению. Другие официальные лица США и Запада утверждают, что нападения хуситов затрудняют доставку помощи в Йемен и наносят ущерб окружающей среде, потенциально вызывая негативную реакцию против хуситов среди населения Йемена. Дипломаты и сотрудники гуманитарных организаций, имеющие регулярный доступ в Йемен, считают, что все большее число йеменцев возмущены хуситами за то, что они втянули Йемен в вялотекущую, но все еще карательную войну с крупными западными державами, особенно с Соединенными Штатами. Однако при этом многие эксперты утверждают, что не следует рассчитывать на внутреннее давление, чтобы добиться изменения политики хуситов.

Многие официальные лица со всего мира утверждают, что ключом к прекращению нападений хуситов на Красном море является прекращение войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа. Однако, по оценкам широкого круга экспертов, хуситы не захотят отказываться от стратегических выгод, которые они получили от своих нападений, и могут продолжать атаковать торговые суда и военные корабли, даже если будет достигнуто урегулирование конфликта в Газе. Возможно, что хуситы, стремясь извлечь выгоду из рычагов воздействия, которые принесли им их атаки, могут выдвинуть новые условия для прекращения своих нападений. Хуситы могут, например, потребовать от Соединенных Штатов и их союзников отмены всех санкций в отношении Ирана, повторяя настойчивые заявления Тегерана о том, что санкции представляют собой «экономическую войну» против иранского народа. Предположительно, хуситы могут настаивать на том, что их атаки могут прекратиться только в том случае, если и когда будет создано независимое палестинское государство. Группировка может попытаться обусловить прекращение своих нападений прекращением поставок оружия Израилю из США. Или хуситы могут предложить прекратить свои атаки в Красном море в обмен на полный и безоговорочный вывод саудовских войск из Йемена и согласие правительства Йеменской Республики уступить группировке полный контроль над страной.

В то время как некоторые официальные лица США и Запада могут выступать за удовлетворение требований хуситов, другие настаивают на том, что единственным жизнеспособным способом прекращения кризиса в Красном море является резкая военная эскалация, направленная на уничтожение арсенала хуситов и принуждение их к капитуляции. Те, кто занимает эту позицию, утверждают, что защита свободы судоходства является давним принципом США и Запада, который нельзя ставить под угрозу, и что нельзя позволить хуситам держать мировую торговлю «заложником» своих требований. Тем не менее, предложениям об эскалации военных действий в основном не удается достичь консенсуса, основанного на анализе затрат и выгод вероятности достижения целей Запада приемлемой ценой. Среди широко упоминаемых издержек — массовые жертвы среди гражданского населения Йемена, ухудшение и без того тяжелой гуманитарной ситуации в Йемене, провоцирование хуситов на возобновление ракетных ударов по Саудовской Аравии, ОАЭ и другим региональным союзникам США, и побуждение Ирана к участию в региональных военных действиях в защиту хуситов. Среди тех, кто считает затраты и риски приемлемыми, некоторые предлагают относительно умеренную эскалацию, состоящую в более частых авиаударах по расширенному списку целей хуситов, включая их командные пункты, вертолеты и другие цели. Другие настаивают на том, что точечные удары по лидерам хуситов, подобно мерам, применяемым против других признанных террористическими организаций, таких как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе организации запрещены в России), могут оказаться решающими в убеждении группировки прекратить свои атаки. По мере нарастания эскалации значительное число экспертов воспринимают политику хуситов как исходящую от Тегерана и предлагают оказать военное давление непосредственно на Исламскую Республику, чтобы заставить иранских лидеров настаивать на том, чтобы хуситы отступили. Другие говорят, что единственный способ заставить хуситов изменить курс — это угрожать их господству на территории Йемена путем оказания непосредственной авиационной поддержки правительственным силам Йеменской Республики, поддерживаемым Саудовской Аравией. Очень немногие выступают за переход к наивысшему уровню эскалации – задействование американских войск и других союзных сил, которые вторгаются в Йемен, чтобы нанести военное поражение хуситам. Тем не менее, существует широкое согласие с тем, что ни один вариант наверняка не увенчается успехом, и любая эскалация чревата затяжным конфликтом с хуситами и их союзниками, охватывающим регион и, возможно, в, возможно, выходящим за его пределы.

Основные выводы

Потопление или выведение из строя двух торговых судов в последние недели демонстрирует, что политика Запада не смогла сдержать йеменских хуситов или уничтожить их арсенал ракет и беспилотных летательных аппаратов.

Реакция крупных держав, пострадавших от нападений хуситов на мировую торговлю, была разрозненной.

Хуситы извлекли стратегическую выгоду из своих нападений в Красном море, предполагая, что они могут ужесточить свои требования, даже если война в Газе закончится.

Варианты сдерживания хуситов охватывают широкий диапазон, от удовлетворения некоторых требований хуситов до значительной военной эскалации против группировки, но ни один из них пока не принят на вооружение коллективным Западом.